Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук [щ] и буква Щщ"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук [щ] и буква Щщ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по обучению грамоте
с детьми подготовительной группы.
Образовательная область «Коммуникация».
Тема: Звук [щ] и буква Щщ
Задачи.
1.Уточнить артикуляцию звука [щ];
2.Упражнять в определении позиции звука[щ] в словах;
3.Упражнять в проведении звукового анализа слов;
4.Упражнять в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ;
5. Знакомить с буквой Щщ; закреплять образ буквы.
6.Формировать у детей навыки самооценки.
Оборудование. Зеркала; панно букв; игрушка щенок; набор картинок; наборное полотно; набор фишек, полоска с клетками, буквенный конструктор.
Ход занятия
- Организационный момент.
В: Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в очередное путешествие по стране Грамота. В Добрый путь!
Вам желаю доброго пути-
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
тоже к доброму чему-нибудь.
- Актуализация знаний.
Появляется игрушка щенок.
-Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в нашу страну Грамоту. Очень рад вас видеть. Меня зовут Щеня. Имя моей хозяйки Нина, но ей больше нравится, когда ее зовут так, что в ее имени слышится звук [ч]. Какое имя ей нравится?
Д: Ниночка.
Щ: Правильно. Ребята, давайте знакомится. Назовите, пожалуйста, своё имя так, чтобы в нем слышался звук [ч], т. е. ласково.
Д: Мадиночка, Ариночка и т.д.
Щ: Вот мы и познакомились. Ребята, вы знакомы со звуком [ч]? Что вы можете сказать о звуке [ч]?
Д: Он согласный, всегда мягкий, мы обозначаем его зеленой фишкой.
В: Кто покажет на панно букву Ч?
Щ:? Молодцы, я тоже знаю звук ч и букву Ч..
- Мотивация. Постановка проблемы.
Щ:. Мы с Ниной тоже изучаем звуки и буквы, как и вы в детском саду. Вчера Нина познакомила меня ещё с одним звуком, отгадайте каким? Послушайте внимательно стихотворение.
Ниночка считала вещи:
Ящик, щетка, два леща,
Щит и два больших плаща.
Д.: Нина познакомила тебя со звуком [щ].
Щ: Да, правильно. Так вот, Ниночка дала мне несколько заданий с этим звуком (показывает конверт), сам я их выполнить не могу. Вы мне поможете выполнить задания?
В: Ребята, вы поможете Щене? (Да).
Что нужно сделать? Как мы ему поможем?
Д: Выполнить задания со звуком [щ].
В: Ребята, мы знаем этот звук? (Нет).
Давайте с ним познакомимся.
- Включение нового знания в систему знаний ребёнка. (Дети проходят за столы)
Артикуляция звука
В: Возьмите все зеркала и произнесите звук [щ]? Щеня, повторяй вместе с нами.
При произнесении звука [щ] губы в легкой улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка за верхними зубами, посередине языка идет сильная воздушная струя.
Характеристика звука.
В: Звук [щ] согласный или гласный? (Ответы детей) Почему вы так думаете?
В: Звук [щ] — согласный, всегда мягкий.
Фишкой какого цвета мы будем обозначать звук щ? (зеленой фишкой)
- Щеня, давай посмотрим, какие задания дала тебе Нина?
В: Задание №1 . Определи место звука [щ] в слове.
В: Ребята, мы с вами сможем это сделать? Давайте попробуем! У каждого из вас на столе полоска, разделенная на три части и фишка. Я буду называть слова, а вы определите, в какой части слова звук Щ в начале, в середине или в конце и положите фишку в нужную клетку.
Примерные слова: роща, щепки, трещотка, овощ, прищепка, клещ, ящик, плащ, щука, щит.
Воспитатель предлагает детям проверить друг у друга правильность выполнения задания.
В: Задание №2. Проведи звуковой анализ слов ЩУКА И ЩИТ.
В: Ребята, давайте покажем Щене, как провести звуковой анализ слов ЩУКА и ЩИТ. (При выполнении этого задания реализуется дифференцированный подход).
Все работают за столами, ребенок, который первым выполнит звуковой анализ своего слова, выкладывает его схему на доске.
В: Молодцы, ребята. Щеня, ты понял, как проводить звуковой анализ слов?
Щ: Да, спасибо, я понял.
В: Задание №3. Измени слова искать, тащить, чистить и составь предложения со словом ЩЕНОК.
В:Давайте, ребята, попробуем изменять слова. Щеня будет за нами повторять.
Образец: Я ищу щенка, тащу щенка, чищу щенка.
Ты ищешь...
Он ищет...
Мы ищем...
Вы ищете...
Они ищут...
Щ: Я все понял: вы ищете щенка, тащите щенка, чистите щенка.
В: Молодец, Щеня.
Физминутка. Ребята, я предлагаю вам отдохнуть. Щеня, выполняй движения вместе с нами.
Волны плещу в океане. (машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперед.)
Это мачты кораблей. (вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем (ходьба на месте),
Ищем ракушки в песке (наклоны)
И сжимаем в кулачке (дети сжимают кулачки).
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать (приседания).
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.(потянуться)
В: Следующее задание №4. Измени слова: преврати маленький предмет в огромный.
Щ: Ребята, я хочу поиграть с вами в мяч (дети встают в круг).
В: Давайте расскажем Щене, каким он станет, когда вырастет. Сейчас у Щени маленькие лапы, а будут (дети помогают) лапищи, сейчас маленькие глаза, а будут глазищи, сейчас маленькие зубы, а будут зубищи, сейчас маленький нос, а будет носище, сейчас маленькие усы, а будут усищи, сейчас маленькие когти, а будут когтищи, сейчас маленький хвост, а будет хвостище.
Щ: Лапищи, усищи, хвостище. Вот каким большим и сильным я стану! Здорово!
В: Задание №5. Определи, из каких элементов состоит буква Щ.
Щ: Ребята, я принес вам букву Щ щ, которую мне дала Нина. Вот она. На что она похожа? (На расческу)
Я знаю стихотворение про эту букву. Послушайте.
На расческу
«Щ» похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!
Щ: Расскажите мне, из каких элементов состоит буква Щ?
(Демонстрация буквы, рассматривание ее и размещение на панно букв по адресу: первый этаж (первый ряд снизу), квартира № 4 (четвертая клетка слева).
Аналитико-синтетическая деятельность.
В: Ребята, возьмите из коробочек нужные элементы и выложите букву Щ на ковре. А теперь давайте поиграем с буквой Щ.
Какие элементы нужно убрать из буквы Щ, чтобы получить другие буквы? (Ц, Ш).
Щ: Какие вы молодцы, ребята. Я покажу Нине такую игру с буквой Щ.
В: Щеня, все задания мы выполнили?
Щ: Да, это все задания, которые дала мне Нина.
В: Ребята, помогли мы Щене? Чему мы научили Щеню? Что мы делали?
Почему мы смогли помочь Щене?
Щ: Спасибо, ребята за помощь. До встречи! Приходите еще к нам в страну Грамоту.
Д: До свидания, обязательно придем.
Рефлексия.
В: Вам понравилось наше путешествие в страну Грамоту?
Скажите, легко ли вам было выполнять задания Щени?
В чем затруднялись? (Высказывается каждый воспитанник).
Почему мы смогли помочь Щене? (Ответы детей)
-Молодцы, вы отлично потрудились. Каждый из вас получает смайлик на экран успешности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"
Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Буква Б,б. Звуко-буквенный анализ"
В ходе Нод дети знакомятся с буквой "Б" и тем. что она обозначает звук "Б", "Бь", и имеет парный звук "П". Продолжают учиться звуко-буквенному анализу, придумывают слова на определенный звук....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы. Буква Т и звук (Т)
Цель: Познакомить с буквой Тэ и Звук «Т», закрепить артикуляцию звука «Т».Коррекционно-образовательные задачи. Ознакомление с буквой Тэ и звуком [т]. Формирование умения находить ее среди других букв ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».
Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"
Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Буква Б и звуки Б-Бь. "Поможем Незнайке"
Конспект содержит материалы по дифференциации звуков Б-Бь в игровой форме...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К....