Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Пятницкова Васса Александровна
  «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .      
 «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.                                                          
 «Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
  «Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н]. .  
« Прятки»
Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов.
Ход.Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т.д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и                                              «Новоселье»
Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память.
Ход: У жителей леса сегодня большой праздник — новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам. «Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа» «Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа» «козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева» «Заяц живёт над козлёнком» «Мышка живёт над зайцем» «Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей» 
«Подарки для новоселов» - Давайте, ребята, выберем подарки для наших новосёлов (можно на определённый звук). Педагог выставляет картинки с изображением разных предметов: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок. Дети выбирают предмет и дарят его новосёлу. «Я подарю мячик мышонку, который живёт на третьем этаже в квартире слева» «Я подарю торт зайчонку, который живёт на втором этаже слева» 3 вар. Педагог переворачивает картинки, изображением вниз. Задаёт детям вопрос «Кто живёт на первом этаже?» или «Кто живёт на втором этаже слева?»
Ответ: «На первом этаже живут козлёнок и бельчонок» или «На втором этаже слева живёт зайчонок». 4вар. Педагог прячет картинки с подарками под картинки с животными. «Что мы подарили мышонку?» «Мы подарили мышонку мяч». 
«Измени слово»
Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ. 
Ход: Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно, Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко залает. Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ. - Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ. - Ты ищешь …; - Он ищет…; - Мы ищем… - Вы ищете…; -Они ищут… Прошёл год. Щеня вырос т стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а ….. (лапищи), не глаза, а …, не зубы, а …, не нос, а …, не усы, а ….., не когти, а …., не хвост, а …..
 «Ласточки и люди»
Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных.
Ход: Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них. У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев. У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев. У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап. У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов. У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов. У ласточек есть птенцы, а у людей нет …. птенцов. У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ….гнёзд.                                
«Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
 «Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи

  «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .      

 «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.                                                          

 «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

  «Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н]. .  

« Прятки»

Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов.

Ход.Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т.д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и                                              «Новоселье»

Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память.

Ход: У жителей леса сегодня большой праздник — новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам. «Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа» «Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа» «козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева» «Заяц живёт над козлёнком» «Мышка живёт над зайцем» «Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей» 

«Подарки для новоселов» - Давайте, ребята, выберем подарки для наших новосёлов (можно на определённый звук). Педагог выставляет картинки с изображением разных предметов: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок. Дети выбирают предмет и дарят его новосёлу. «Я подарю мячик мышонку, который живёт на третьем этаже в квартире слева» «Я подарю торт зайчонку, который живёт на втором этаже слева» 3 вар. Педагог переворачивает картинки, изображением вниз. Задаёт детям вопрос «Кто живёт на первом этаже?» или «Кто живёт на втором этаже слева?»

Ответ: «На первом этаже живут козлёнок и бельчонок» или «На втором этаже слева живёт зайчонок». 4вар. Педагог прячет картинки с подарками под картинки с животными. «Что мы подарили мышонку?» «Мы подарили мышонку мяч». 

«Измени слово»

Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ. 

Ход: Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно, Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко залает. Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ. - Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ. - Ты ищешь …; - Он ищет…; - Мы ищем… - Вы ищете…; -Они ищут… Прошёл год. Щеня вырос т стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а ….. (лапищи), не глаза, а …, не зубы, а …, не нос, а …, не усы, а ….., не когти, а …., не хвост, а …..

 «Ласточки и люди»

Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных.

Ход: Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них. У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев. У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев. У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап. У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов. У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов. У ласточек есть птенцы, а у людей нет …. птенцов. У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ….гнёзд.                                

«Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

 «Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи

Цель:Развивать умение детей делить слова на слоги.Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.Закреплять умение детей определять место звука в сло...

Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи

Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи...

Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи.

Картотека предназначена для развития речи у детей подготовительной группы....

Картотека дидактических игр в подготовительной группе по развитию речи

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию....

картотека дидактических игр в средней группе для развития речи

дидактические игры для развития речи в средней группе ДОО...

Дидактические игры в подготовительной группе по развитию речи

Дидактические игры в подготовительной группе по развитию речи...