СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ»
план-конспект занятия по развитию речи

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_kartine_ezhi.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД по развитию речи на тему: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель занятия: развивать диалогическую и монологическую речь детей. 

Задачи:

формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать связную речь,

учить составлять рассказ, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены,

упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

уточнить и закрепить правильное произношение звука "ж", учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком.

Тип занятия: составление описательного рассказа по картине

Форма занятия: традиционное занятие

Продолжительность: 26 минут

Участники: старшая группа

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Оборудование и материалы: картина «Ежи» (серия «Дикие животные». Автор П.С. Меньшикова), игрушечный ежик, картинки следов ежа.

Предварительная подготовка: чтение стихотворения «Ежинка» В. Осеевой

Методы и приемы работы с детьми: демонстрация наглядных пособий, рассказ педагога, рассказы детей, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации

11. Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент

- поиск неизвестного зверя по следам

- загадка

- дыхательное и имитационное упражнение «ёжик»

- чтение стихотворения Маршака с добавлением пропущенных слов

5 минут

Основная часть

- рассматривание картины, рассуждение по картине при помощи наводящих вопросов

- физкультминутка

- рассказ воспитателя по картине

- рассказ детей по картине

17 минут

Заключительная часть

- подведение итогов

- скороговорка

4 минуты

12. Ход занятия.

1. Организационный момент

- Ребята, посмотрите, кто в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи этоследы? Они ведут нас в коробочке. Чтобы узнать кто прячется в коробочке, надо отгадать загадку:

Из знакомой сказки
Катится клубок:
Хитренькие глазки,
Чёрненький носок,
Вся спина в иголках...
Тронешь – и  поймёшь:
Раз колюч, как ёлка,
Значит, это ...
1

- Ребята, как вы думаете, о ком говорится в этой загадке? (показ игрушечного ежа)

- А как можно ласково назвать ёжика, какой он? (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, смешной, забавный)

- Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать)


Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

- Давайте теперь попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.

(Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф».)

- Покажите, как ежик пыхтит.

 (Дети произносят звукосочетания «пх-пх-пх».)

- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями. Самуил Яковлевич Маршак написал про них замечательное стихотворение. Я начну читать, а вы мне помогайте закончить строчки

Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо...

Жили- были серый еж и его ....(ежиха)

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них - очень тихий ...(ежик).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

Еж - отец, ежиха - мать и ребенок-... (ежик).2

- Назовите пожалуйста слова, в которых отчетливо слышится звук "ж" (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики).

2. Основная часть

- У меня для вас есть сюрприз - прекрасная картина. Она мне очень сильно понравилась, и я захотела показать её вам. (показ картины)

- Вам нравится картина?

-Что изображено на этой картине?

- Где они живут?

- Ежи дикие или домашние животные?

- Какое время года? Почему вы так решили?

- Какая травка на полянке?

- Какие насекомые изображены на картине?

- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?

- Какая мама ежиха?

- Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?

- Почему ежонок спрятался?

- На что он стал похож?                                                   

- Каким мы можем назвать этого ежонка? 

- Как бы вы назвали эту картину?

Физкультминутка

Еж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки еж скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился –
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
3

-А теперь, ребята, послушайте, какой рассказ я придумала по этой картине

Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.

Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» — подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.

Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.

Хорошо ежатам на лесной полянке. Очень хорошо!4

- Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова, которые вы говорили о ежах.


(рассказы детей)

3. Итог занятия

- Ребята, вам понравилось наше занятие?

- Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего? Интересный ли получился рассказ? (Дети говорят свою оценку)
- Рассказы получились интересными, законченными, вы четко произносили слова. Использовали красивые слова. Вы все молодцы! Хорошо потрудились, но особенно…

- В конце нашего занятия наш ежик хочет прочесть для вас скороговорку, а вы скажите, какой звук слышится в этой скороговорке («ж»), что получится, если произнести звук «ж» шепотом, без голоса («ш»)

Гриб большой ежихе нужен:

Ждут ежата гриб на ужин.

(И.Лопухина)5

- Спасибо вам за занятие! И мне, и ёжику было очень приятно встретиться с вами, поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы.

13. Литература.

Гейтерова Е. «Физкультминутки от А до Я». Журнал «Здоровье детей» №7.2009

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М.; Просвещение, 1984. С.53

Груданов.Е. Свидетельство о публикации №112050705232. 2012г

Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.; Просвещение, 1982. С.58-59

Лопухина И.Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.:Аквариум., 1995. С.97

Маршак С.Я. «Тихая сказка» http://lukoshko.net/marshak/marsrd5.shtml

1 Е.Груданов. Свидетельство о публикации №112050705232. 2012г

2
С.Я.Маршак «Тихая сказка» http://lukoshko.net/marshak/marsrd5.shtml

3
Гейтерова Е. «Физкультминутки от А до Я». Журнал «Здоровье детей» №7.2009

4
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М.; Просвещение, 1984. С.53

5
Лопухина И.Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.:Аквариум., 1995. С.97


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»

   Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...