Готовим ребенка к школе: игры на развитие словесно-логического мышления.
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Чебанова Юлия Владимировна

К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

    Предлагаем игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, мышления, обогащения лексического словарного запаса дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_slovesno-logiches-87433.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Готовим ребенка к школе: игры на развитие словесно-логического мышления:

    К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

    Предлагаем игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, мышления, обогащения лексического словарного запаса дошкольников.

Упражнения на развитие мыслительной операции:

Игра «Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

муха и бабочка           гусеница и змея

дом и избушка            молоко и снег

стол и стулья              апельсин и морковь

книга и тетрадь           самолет и птица

вода и молоко             камень и кирпич

топор и молоток          пруд и река

город и деревня          сумка - кошелек

    Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

    Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

    Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:

Игра «Оканчивание слов»

        Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы начинаете игру.

Предлагаются слоги:

· по…

· до…

· на…

· че…

· за…

· пры…

· ми…

· ку…

· му…

· зо…

      Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

      Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

Игра «Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

· Старый, дряхлый, маленький, ветхий

· Храбрый, злой, смелый, отважный

· Яблоко, слива, огурец, груша

· Молоко, творог, сметана, хлеб

· Час, минута, лето, секунда

· Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

· Платье, свитер, шапка, рубашка

· Книга, телевизор, радио, магнитофон

· Мыло, метла, зубная паста, шампунь

· Береза, дуб, сосна, земляника

. Термометр, врач, учитель, медсестра

Игра «Найди лишнюю картинку».

    Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя. Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите убрать лишнюю картинку. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

    Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

     Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

Упражнения на развитие гибкости ума.

    Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

· Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

· Назови, слова, обозначающие домашних животных

· Назови, слова, обозначающие диких животных

· Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

· Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

· Назови, слова, обозначающие водный транспорт

· Назови, слова, обозначающие овощи

· Назови, слова, обозначающие фрукты

· Назови, слова, относящиеся к сорту (футбол, хоккей…)

Игра «Как это можно использовать?»

    Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок, придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты:

· Рисовать

· Писать

· Использовать, как палочку,

· Указка

· Градусник для куклы и т.д.

Игра «Наоборот»

     Вы называете слово, а ребенок называет слово наоборот.

Например:

· Веселый – грустный

· Быстрый – медленный

· Красивый – безобразный

· Устой – полный

· Худой – толстый

· Умный – глупый

· Тяжелый – легкий

· Твердый – мягкий

· Шершавый – гладкий

    Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки.  Загадки должны  заставлять задуматься  не только ребенка, но и взрослого:

Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)

Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)

Упражнение на развитие словесно-логического мышления:

Игра «Определи понятия»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

· Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

· Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

· Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

    Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку,    что означает каждое слово».

    Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

    Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

Парные аналогии. Подобрать слово по примеру.

«Подбери к слову  БОЛЬНИЦА слово, которое подходило бы также,как к слову ШКОЛА подходит слово УЧЕНИК».

Задача – решение                                               Вопрос - …

Часы – время                                                      Градусник -…

Луг – трава                                                         Лес - …

Море – вода                                                       Небо -…

День – обед                                                        Вечер - …

Дом – кирпич                                                     Слово -…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс развивающих занятий - «Игры на развитие словесно-логического мышления».

В качестве упражнений прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «морской бой», «крестики-нолики», шашки, кар...

Готовим ребенка к школе(игры и упражнения)

Уважаемые родители!Совсем скоро Ваш ребёнок  пойдёт в школу. И от того, как он будет подготовлен, будет зависеть его обучение в школе. Сегодня предлагаю Вам некоторые игры и упражнения на развити...

Словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста...

Игровые упражнения и игры для развития словесно- логического мышления

В данной материале предоставлены игры и игровые упражнения по логике с детьми старшего дошкольного возраста...

Игры для развития словесно-логического мышления

Рекомендуем ва игры , в которые вы можете пограть с ребенком в любое время...

Интерактивная игра на развитие словесно-логического мышления "Осенние загадки"

Цель: закрепление знаний детей об особенностях осени....

Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе направленные на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки.

Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе  направленные на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки. Предлагаемые нами упражнения не требуют от родителей  ...