Родительское собрание "Развитие речи дошкольников через дидактическую игру"
материал
Родительское собрание Развитие речи дошкольников через дидактическую игру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
собрание Развитие речи дошкольников через дидактическую игру | 174.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД №22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Родительское собрание по теме:
«Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»
в старшей группе «Б»
Разработано
воспитателем
Магомедовой С.П.
с. Левокумское
2021 - 2022 уч. год
Цель:
- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
- Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Формы проведения: Практикум с применением игротренинга.
Участники: Воспитатель, родители.
Оборудование для проведения мероприятия: Бейджики и фломастеры, запись спокойной музыки, платочки (по количеству участников), мяч.
План проведения.
1. Вступительная часть.
2. Игротренинг «Развиваем речь ребенка».
3. Заключительная часть.
Подготовительная работа:
- изготовление приглашений на собрание для родителей;
- разработка буклета для родителей «Игры на кухне».
Ход мероприятия.
1. Вступительная часть.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников.
Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка.
Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье.
То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка
- это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.
Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете:
- для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику;
- как делать самомассаж;
- в какие словесные игры можно играть с ребенком дома.
2. Игротренинг с родителями.
Воспитатель: почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.
Воспитатель проводит игру «Комплимент».
Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.
Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.
Давайте все вместе потренируемся.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали.
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.
Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую - то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.
Можно поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без серы.
Можно поиграть в «швею» - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу.
Можно придумывать свои игры - здесь большой простор для фантазии.
Для развития речи ребенка полезно знать элементарные приемы самомассажа. Он включает обычно поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование определенных точек. Можно проводить самомассаж лица, ушей, пальцев рук ладоней рук и стоп ног. Именно здесь находятся зоны, точки, связанные с работой мозга, речевых и двигательных центров.
Я вас познакомлю с фрагментом комплекса самомассажа лица «Времена года» Выполнение этого комплекса тонизирует мышцы лица, которые участвуют в артикуляции и мимике, активизирует работу речевых центров. Давайте выполним его вместе.
Если солнце пригревает, Пальцами обеих рук поглаживают лоб
В небе ласточка летает, от середины к верхней части ушей.
Стало сухо и тепло, Поглаживают щеки от середины к
Значит лето к нам пришло. мочкам ушей.
Если дождь стучит по крыше, Постукивают кончиками пальцев от
То сильней, то тише, тише, середины лба к верхней части ушей.
Землю всю листва укрыла, Постукивают кончиками пальцев от
Значит осень наступила. середины подбородка к мочкам ушей.
Самомассаж можно выполнять 1-2 раза в течение дня.
Также можно использовать различного вида массажеры.
Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.
Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.
Игра «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок , поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).
Игра «Цепочка слов». Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки…).
Игра «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).
Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).
Игра, «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).
В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте,
по дороге в детский сад и т. д.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: В заключение игротренинга я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком.
(Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок, возвращается к ведущему, участники натягивают нить).
Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.
Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки – буклеты:
Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие - нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.
Поэтому мой совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!
Проект решения родительского собрания:
1. Продолжать активную работу в тесном контакте «Родитель – Воспитатель».
2. Обогащать словарный запас используя дидактические речевые игры, пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Пополнять картотеку с играми на развитие речи детей.
Педагог раздаёт родителям памятку и буклет с описанием речевых игр, в которые родители могут играть вместе с детьми самостоятельно.
Благодарит родителей за активное участие в семинаре-практикуме.
Приложение 1
Анкета для родителей
Все ли нравиться в своем ребенке?
Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
Смотрите ли на ребенка, когда он говорит?
Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
Поправляете ли вы речь ребенка?
Отводите ли вы время для чтения ребенку?
Если у вашего ребенка собственные книги?
Если в доме место, которое отведено только ему?
Знаете ли вы любимую сказку?
Стараетесь ли вы сказать за ребенка все на приеме у врача, в магазине, в гостях, прежде чем он успеет открыть рот?
Если возможность поиграть в подвижные игры?
Приложение 2
Памятка для родителей.
Речевые игры на кухне.
«Готовим сок». Образуем слово: «Из яблок получается сок…яблочный, из груш…..грушевый, из слив, вишни, моркови…», а теперь «Морковный сок из….моркови».
«Один - много»
В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании «много».
Один дом – много домов
Один стол - много столов
Один шкаф - много шкафов
Один жук – много жуков
«Покупки».
Выполняются различные задания.
- назови, что не надо варить или жарить?
- что здесь самое вкусное?
- что самое легкое (тяжелое, вкусное, гладкое…)?
Удачи вам в совместной игре и работе с ребенком!
Литература:
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М., Мозаика-Синтез, 2002.
- Блохина С. В. Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста (Электронный ресурс) // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» : сайт. –Б.м., 2010-2016.
- Будкевич Л. П. Использование дидактических игр технологии ТРИЗ в развитии связной речи старших дошкольников // Современные дети - какие они? : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 22-24 дек. 2010 г
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М. 2006.
- Давыдова М. А. Обогащение словарного запаса дошкольников в процессе игровых заданий и театрализованной деятельности // Соврем. детский сад. – 2009. – № 2. –69с.
- Дудка Т. Г. Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников // Воспитание дошкольников : материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф., 28 сент. 2012
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. 2005.
- Зажигина О.А., Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. / О.А.Зажигина. – СПб.: Детство - Пресс, 2012. – 96с.
- Симонова Е. Г. Развитие у детей старшего дошкольного возраста связной монологической речи посредством дидактических игр / Е. Г. Симонова, А. Н. Манькова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. ст. – Ульяновск, 2014. –137с.
- Ушакова О.С., Струнина Е.Н., Методика развития речи детей дошкольного возраста. /В.А.Салахетдинова.- М.: Владос, 2002. – 287с.
- Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх : пособие для логопедов, воспитателей и родителей / О. Ю. Филимонова. – СПб. : Детство-Пресс, 2011. – 125 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольников через дидактическую игру
С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи.А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов ...
Развитие речи дошкольников через дидактическую игру
"Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний" К.Д.Ушинский С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, ...
Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры
В материале даётся определение связной речи, описаны особенности формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи, приведены примеры игр и упражнений, направленных на развитие связной речи...
Развитие речи дошкольников через дидактическую игру
Одним из основных видов игровой деятельности является дидактическая игра, она направлена не только на решение разных речевых задач, но и способствует развитию познавательных и умственных способностей....
Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы
Презентация. Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы....
Семинар - практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности Тема «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».
Знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.Донести до родителей о значении дидактических игр в развити...
Презентация "Развитие речи дошкольников через дидактическую игру"
Целью речевого развития детей дошкольного возраста является формирование у них устной речи и культуры речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.Из общей...