Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием техники продуктивного чтения (открытый просмотр образовательной деятельности)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: формирование у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов; умений слушать и понимать художественный текст.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения понимать идею произведения, воспринимать литературные образы;
- закреплять умение восстанавливать логику событий;
- создать условия для осмысления детьми содержания текста и значения пословиц;
Развивающие:
- развить монологическую речь, умение давать развернутые ответы на вопросы по тексту;
- развивать логическое мышление;
- закреплять умение рассматривать иллюстрации;
- уточнение словаря.
Воспитательные:
- воспитывать отрицательное отношения ко лжи;
- любовь к чтению, умение сопереживать героям;
- воспитывать умение слушать длинный рассказ, рассуждать, слушать ответы других, не перебивая, а дополняя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_prosmotra.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕСНОГОРОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №47
Конспект открытого просмотра
«Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием техники продуктивного чтения»
Воспитатель: Ильина О.М.
Цель: формирование у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов; умений слушать и понимать художественный текст.
Задачи:
Образовательные: - формировать умения понимать идею произведения, воспринимать литературные образы;
- закреплять умение восстанавливать логику событий;
- создать условия для осмысления детьми содержания текста и значения пословиц;
Развивающие:
- развить монологическую речь, умение давать развернутые ответы на вопросы по тексту;
- развивать логическое мышление;
- закреплять умение рассматривать иллюстрации;
- уточнение словаря.
Воспитательные:
- воспитывать отрицательное отношения ко лжи;
- любовь к чтению, умение сопереживать героям;
- воспитывать умение слушать длинный рассказ, рассуждать, слушать ответы других, не перебивая, а дополняя.
Материал: голубая ткань, буквы, запись шума моря, выставка книг, портреты детских писателей, книга Осеевой, иллюстрации к рассказу.
Предварительная работа: чтение произведений В. Осеевой, заучивание пословиц.
Ход:
- Сегодня, ребята, нас ждет удивительное путешествие. Я вам предлагаю отправиться в путешествие по морю. Какие моря вы знаете? (ответы детей).
- Хорошо. Но сегодня мы познакомимся с фантазийным морем, которое называется - ЛИТЕРАТУРНОЕ МОРЕ. Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромный мир литературы. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, но туда можно попасть на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим. Итак, я вам предлагаю отправиться в путешествие по литературному морю. Занимайте места. (Дети берутся за край голубой материи, звучит музыка, дети плывут).
Где-то там за океаном
есть страна для великанов,
для принцесс, богатырей
и для маленьких детей.
- Вот мы и попали в литературный мир. Кто же здесь живет? (книги)
- Каждая книга стоит на своем месте. Здесь живут стихи. Люди, которые пишут стихи - это… (поэты). Каких поэтов вы знаете?
- Здесь живут сказки. Какие сказки бывают? Каких писателей-сказочников вы знаете?
- А здесь живут рассказы. Знаете ли вы, чем отличается сказка от рассказа? Каких детских писателей вы знаете?
- Молодцы. Я вижу, что вы любите слушать, когда вам читают. А любите ли вы читать сами? Много у вас дома книг? А если у вас дома не оказалась подходящей книги или вы уже все книги перечитали. Где можно взять книгу?
- Ребята, мы вчера с сыном ходили в детскую библиотеку и встретили там мальчика, который читал книгу и был очень расстроен. Мы спросили его, что с ним случилось. Может быть ему больно, он заболел? Оказалось, что мальчик переживал о том, какая история случилась с героем из этого рассказа. Мне стало очень интересно, что же там такого, и я взяла книгу из библиотеки, чтобы прочитать ее вместе с вами. Хотите услышать эту историю?
- Рассказ, который мы сейчас прочитаем, называется «Почему?». Как вы думаете, о чем этот рассказ, по названию предположите. (ответы детей) Написала его детская писательница Валентина Осеева. На выставке есть и ее портрет. Вы сможете его найти? (Дети выбирают ее портрет из нескольких предложенных).
- Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет института, но ее мечта не сбылась. Посмотрите на ее лицо, какое оно? Как вы думаете, кем она работала? Работала она с необычными детьми, детьми-сиротами. 16 лет она проработала воспитательницей с «трудными» детьми в детских домах, помогая вернуть осиротевшим детям радость детства. Для своих воспитанников она часто сочиняла рассказы, пьесы, сказки, придумывала для них игры. Своим творчеством и личным примером писательница учила детей быть добрыми, честными и благородными. Рассказы, которые она писала, были о доброте, дружбе, о детях.
- Итак, занимайте места поудобнее, садитесь и послушайте рассказ «Почему?» (Чтение рассказа).
- Как называется рассказ? Теперь вы поняли, почему он так называется?
- Кто главные герои? Скажите, как вы себе представляете мальчика из этого рассказа. Какой он?
- Что произошло в начале рассказа? Кто на самом деле разбил чашку?
- Почему мама так расстроилась из-за разбитой чашки? (чашка – память о папе)
-Объясните мне, как вы понимаете выражения:
«на сердце тяжело»,
«мурашки пробегали по спине»
- Что сказала мама, когда услышала звон разбитой чашки? (зачитать отрывок
«-Что это? Кто это? - Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. Папина чашка... папина чашка... - горько повторяла она.»)
- Как вы думаете, мама догадалась, кто на самом деле разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела?
- А пыталась ли она помочь сыну сказать правду? (Она повторяла два раза: «Ты очень испугался?» А потом: «Если ты нечаянно...»)
- По каким словам в рассказе вы поняли, что мама очень расстроилась из-за обмана сына?
- Давайте я прочитаю, как об этом пишет автор. («У неё лицо потемнело, а потом она о чём-то задумалась.»; «Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала. - Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.»)
- Как вы думаете, о чем могла думать мама? (Может быть, она думала: «Почему мой сын не может признаться?», «Неужели он станет обманщиком?»)
- Почему мальчик сразу не сказал маме правду?
- А как бы поступили вы?
- Как вёл себя Бум после того, как его выгнали из дома?
- Какие чувства вы испытывали к собаке, когда её выгнали из дома во двор?
- Почему мальчик не спал сам и разбудил ночью маму?
- А как вы думаете, Бум простил мальчика? В чём это выражается? (Отрывок из текста: «Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы… Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»)
- Можно ли обманывать друзей? (Собака – друг человека. Значит, мальчик свалил свою вину на друга.)
Физкультминутка
- Дети, вы немного устали, давайте отдохнём и поиграем в игру «Хорошо-плохо», если хороший поступок – хлопаем 1 раз, если нет-топнем1 раз.
Дружить, защищать, порвать, обидеть, ссориться, отобрать, толкнуть, ударить, обогреть, разрушить, помочь, поделиться, успокоить, развеселить, делиться.
Работа с иллюстрациями
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть иллюстрации к этому рассказу и вспомнить, какие части рассказа они передают и разложить их по порядку. (Мальчик разбил чашку, Бум, мама расстроилась, Бум на улице, мальчик жалеет Бума, начинается дождь, сильный ветер, мальчик не может уснуть, будит маму, Бум дома).
- Ребята, чему нас учит этот рассказ? (Нельзя обманывать родителей, нельзя сваливать вину на других.) Важно быть честным и не бояться признаваться в своих поступках близким людям. Согласна с вами, ребята.
- А можете ли вы назвать пословицы, которые подойдут к этой истории? (Ответы детей)
От человека утаишь, а от совести не утаишь.
Нечистая совесть спать не дает.
Ошибайся, да сознавайся.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
- У каждого человека есть совесть, она подсказывает, как правильно поступать и жить. Но каждый человек имеет право на ошибку, главное, уметь вовремя найти правильное решение и исправить её.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать,
И подарить его людям.
- Книгу В. Осеевой я верну в библиотеку. А у нас в группе тоже есть библиотека, в которой много интересных рассказов, стихов и сказок.
Вы сегодня – молодцы! Особенно постарались (имена детей) …. На этом наше путешествие подошло к концу. Поплывем по литературному морю обратно. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
технология опыта и результативность...
Использование проекта «Живой ручей» в развитии духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
В сообщении описывается работа по реализации проекта "Живой ручей" (на основе проекта "Живая вода") с использованием речевых заданий...
Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники «скрапбукинг» в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс«Использование нетрадиционной техники «скрапбукинг» в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»...
Перспективное планирование по развитию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование по развитию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста...
«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники правополушарного рисования»
Теоритические данные...
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством использования народных игр
Консультация "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством народных игр"...
«Использование нетрадиционной техники «скрапбукинг в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»
Использование техники скрапбукинг в работе с дошкольниками....