«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_sinkveyna.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»
Подготовила: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области
Слайд 1.
Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.
Слайд 2
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- гармонично вписывается в работу по развитию речи логико – грамматической конструкции;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
- используется для закрепления изученной темы;
- является игровым приемом;
Слайд 3
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками, как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово -действия, слово-признак. Согласовывать слова в предложении. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех!
Этот метод, очень хорош и для родителей.
Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Когда же начинать знакомство с этим приемом?
С детьми старшего возраста.
Уважаемые коллеги я предлагаю вам познакомиться с этой методикой.
Слайд 4
Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.
Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.
Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, а с конца 90-х годов и в России.
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
Слайд 5
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. Слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Слайд 6
Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.
Предмет (тема) – одно слово-существительное.
Два прилагательных по теме.
Три глагола по теме.
Предложение по теме.
Ассоциация по теме: одно слово-предмет.
Также в своей работе я использую такую схему составления синквейна:
условные обозначения:
слова-предметы (существительные)
слова-признаки (прилагательные)
слова-действия (глаголы)
слова-предметы (существительные)
На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста.
Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать писать и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Слайд 7
Например,
Кто? Кукла.
Какая? Красивая, любимая.
Что делает? Стоит, сидит, улыбается.
Предложение. Моя кукла самая красивая.
Ассоциация. Игрушка.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.
Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.
Девочка и мальчик могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.
Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.
Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
Слайд 8
Уважаемые педагоги, предлагаю вам составить синквейн на тему: семья.
- семья;
- дружная, большая, счастливая;
- путешествуют, играют, любят;
- моя семья самая любящая и дружная;
- родственники.
Слайд 9
Виды составления синквейна могут быть различными например: Синквейн – загадка. Как это делаю я.
1 первую строчку (существительное) не называю;
2 серый, колючий;
3 фыркает, спит, сворачивается;
4 мне нравится этот зверек;
5 лес.
Кто это?
Синквейн для дошкольников – это:
• средство творческого самовыражения ребёнка;
• игровой способ обогащения словарного запаса;
• подготовка к краткому пересказу;
• владение понятиями: слово-предмет (живой—неживой, слово-действие, слово-признак;
• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
• увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников.
Выступление на Методическом объединении....
Мое портфолио: «Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...
Статья "Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотвор...
Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи дошкольников
Использование технологии «СИНКВЕЙН»в работе по развитию речи дошкольников...
Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотвор...
Буклет «Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»
Буклет «Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»...
Презентация "Использование технологии Синквейн " в работе по развитию речи дошкольников
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить....