Конспект занятия по развитию речи "Дерево дружбы" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Варченко Евгения Николаевна

Технологическая карта образовательной деятельности (старшая группа)

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Дерево дружбы»

Цель: закрепление у детей речевых умений и навыков с помощью использования метода наглядного моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx32.81 КБ
Файл illyustratsii_k_konspektu.docx1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности (старшая группа)

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Дерево дружбы»

Цель: закрепление у детей речевых умений и навыков с помощью использования метода наглядного моделирования.

Задачи:

Образовательная: учить составлять описательные рассказы о друге с помощью схем наглядного моделирования; учить овладевать грамматическими категориями словообразования и словоизменения; формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе; обогащать лексику синонимами, эпитетами.

Развивающая: развивать мыслительную и речевую деятельность используя проблемную ситуацию, схемы, модели.

Воспитательная: воспитывать представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Материал и оборудование: интерактивная доска, дерево с цветочками, материал для изготовления цветочков для дерева дружбы, мнемические схемы и пиктограммы, цветочки для дерева дружбы, аудиозапись с песнями из мультфильмов, песня «Барбарики».

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно- побудительный

- Здравствуйте дети! Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день.

- Сегодня мы с вами поговорим… , а в прочим нет-,  я не буду  вам ничего  говорить,  вы  сейчас  сами  обо  всем  догадаетесь.  Послушайте  песню....

Звучит  песня  «Дружба крепкая».

- Вы  догадались, о чем  мы сегодня будем  говорить?»  

- Совершенно верно.

мы будем говорить о дружбе и о настоящих  друзьях

Организационно - поисковый

-Ребята, вспомните сказку, про маленький росточек и старое дерево. Что было особенным в этом дереве?

Правильно, каждую весну у него появлялись по закону природы листочки, но оно никогда не цвело. А что случилось с деревом в конце сказки?

А почему дерево зацвело?

- Кто такие друзья?

- Как вы думаете, хорошо или плохо жить без друзей? Почему?

- А друзьями могут быть только ваши сверстники?

- Конечно, ведь взрослые вас очень любят, заботятся о вас и учат хорошему.

- А как вы думаете, могут ли быть друзьями животные? Например, собака.

- Значит, друзьями могут быть не только сверстники, но и взрослые и животные.

- Посмотрите, у нас в группе тоже появилось дерево с листочками и оно тоже, как и дерево из сказки не цветет. Как вы думаете почему?

- Ребята, что надо сделать, чтобы дерево расцвело?

 Сегодня я предлагаю вам стать друзьями этого дерева, но это не так просто,  вам предстоит разгадать секреты дружбы и каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый цветок.

- Ребята, хотите узнать первый секрет дружбы?

- Тогда ответьте на вопрос: «Как вы думаете, каким должен быть друг?

На доске картинки, на которых показаны качества человека, ваша задача – выбрать те, которыми по-вашему мнению должен обладать настоящий друг и объясните свой выбор.

- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. И разгадали первый секрет дружбы. Настоящий друг должен быть добрым, общительным, умным, веселым. А вот и первый цветок, посмотрите, какой он красивый. Давайте подарим его нашему дереву (прикрепляю цветок «Хорошие качества» на дерево).

- Тему дружбы можно встретить в сказках, рассказах. Посмотрите, на столе представлены иллюстрации к разным художественным произведениям. Ваша задача выбрать иллюстрацию и кратко рассказать, кто с кем там дружил

Игра «Сказки». Каждый ребенок описывает 1 сказку:

  1. В сказке «Теремок» звери жили в одном домике. Им было тесно, но они никого не прогоняли, потому что крепко дружили. А когда медведь развалил теремок, дружба помогла им построить новый.
  2. В сказке «Репка» дружба помогла героям сказки вытащить огромную репку. Один человек с такой работой бы не справился.
  3. В сказке «Бременские музыканты» дружба собрала зверей вместе и помогла справиться с разбойниками и приобрести себе дом.
  4. В сказке «Крокодил Гена и его друзья», друзья вместе построили дом дружбы.
  5. В рассказе «Три товарища» Витя потерял свой завтрак. Миша только посочувствовал, а Вова поступил как настоящий друг, он  поделился с Витей своим бутербродом.
  6. В сказке «Цветик-семицветик» девочка Женя потратила последний лепесток, чтобы помощь своему новому другу выздороветь.

- Молодцы, мы разгадали второй секрет дружбы, который заключается в том, что настоящие друзья помогают друг другу и поддерживают в трудную минуту. 

(прикрепляю следующий цветок «Помощь»)

-Ребята, а бывает такое, что у вашего друга плохое настроение и ему не хочется ни с кем играть. А как мы можем помочь своему другу в таком случае?

-Я сейчас вам предлагаю посмотреть небольшую сценку «Влада и Лера»

На стульчике сидит Влада. Грустит, подперев голову руками. Появляется Лера.

Ведущий:   Шла по дорожке Лера,

                     И вдруг увидел она Владу:

Лера:   Привет! Как у тебя дела?

Влада:   Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!

Ведущий:   Хотела Лера уйти,

             Обидеться и отойти,

             Но посмотрела на Владу,

             Подумала и снова вернулась.

             И вдруг пожалела она ее

             И молча ей улыбнулась.

             Тогда Влада улыбнулась в ответ:

Влада:   Прости  меня за грубость!

Лера :   Я не сержусь на тебя!

Вместе:   Запомните, дети,

                 Если у друга беда,

                С печалью и злостью поможет вам справиться

              Только одна доброта.

- Ребята, какой вывод мы можем сделать из этой сценки?

- Если друг не хочет нас слушать, как мы можем показать, что любим и ценим его?

- Мы можем просто обнять его, посидеть вместе, подержать за руку, и я уверена, что у друга обязательно поднимется настроение.

- Вот и третий секрет дружбы вы разгадали. И еще один цветок расцветет на нашем дереве. Прикрепим его «Доброта».

- А сейчас немного отдохнем. Я предлагаю вам поиграть в игру «Мой друг». Я бросаю мяч кому-нибудь из вас и говорю, какой ваш друг. А вы должны согласиться или исправить мои ошибки.

- твой друг – хороший? ( Да, мой друг хороший)
- твой друг – капризный? (Нет, мой друг послушный)
- твой друг щедрый? (Да, мой друг щедрый)
- твой друг ленивый? (Нет, мой друг трудолюбивый)
- твой друг злой? (Нет, мой друг добрый)
- твой друг вредный? (Нет, мой друг послушный)
- твой друг умный? (Да, умный)
- твой друг грустный (Нет, мой друг веселый)
- твой друг добрый (Да, добрый)
- твой друг страшный? (Нет, он красивый)
- твой друг надежный? (Да, мой друг надежный)
- твой друг умелый? (Да, мой друг умелый)

- Хотите узнать четвертый секрет дружбы?

- Тогда вам нужно при помощи таблицы рассказать нам о своем лучшем друге или подруге, а мы с ребятами попробуем угадать, кого вы описали.

Например: У меня есть друг. Ему 7 лет. У него светлые волосы, которые всегда красиво выстрижены в модную прическу. У него светлые глаза, светлые брови и аккуратный подбородок. Почти каждый день он ходит на тренировку по хоккею. Это его любимое занятие. С ним мы встречаемся в детском саду и во дворе моего или его дома в свободное время и в выходные. С ним мы любим гулять, играть с мячом и кататься на велосипедах. Он хорошо воспитан, культурен и никогда меня не обижает. С ним очень интересно играть, ведь он всегда придумывает увлекательные занятия, приключения и прочие развлечения.  Вот почему, я считаю его своим лучшим другом.

- Ребята, вы догадались, о ком шла речь?

- Молодцы. Друзья любят и уважают друг друга.

-Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Еще один цветок появляется у нашего дерева «Любовь и уважение»

Русский  народ  издавна  ценил  верную,  крепкую дружбу и придумал о дружбе и о друзьях много пословиц

- Ребята,  а что такое пословица?

- Сейчас, я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее дополнить до конца.

1. Один за всех, и все за….

2. Без друга в жизни…

3. Дружба и братство…

4. Один в поле….

5. Старый друг лучше…..  

6. Нет друга, ищи, а нашёл .....

7.Не имей 100 рублей, а имей…

9.Хорошую дружбу топором…

10.Друг познается…

11. Дерево держится корнями, а…

- Как вы понимаете пословицу «Дерево держится корнями, а человек друзьями»?

- Какой можно сделать вывод из этой пословицы?

- Вы разгадали пятый секрет дружбы «Умение дорожить другом»

- Смотрите, как расцвело дерево. Это «Дерево дружбы» теперь всегда будет расти в нашей группе. Я знаю, вы дружные ребята, но даже у друзей бывают разногласия.

И если вдруг вы с другом поругались,

Присядьте здесь, под деревом в тени.

И вспомните секреты дружбы,

Их назовите по порядку вы:

Оно никогда не цвело.

Оно наконец-то зацвело.

Потому что у него появился друг.

Друзья – это те, кому мы верим.

Друзья - это те,  кто нас не придаст, не подведёт.

Друг способен поддержать нас в трудную минуту.

Друг вовремя приходит на помощь и т.д.

Ответы детей

Нет. Могут быть и взрослые. Например: папа, бабушка, мама, сестрёнка, брат

Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. 

Найти ему друзей

добрый, верный, честный, смелый, самоотверженный, дружелюбный, мужественный, правдивый, отзывчивый, внимательный, надежный.

Дети выбирают иллюстрацию и рассказывают, почему именно эту карточку взяли.

Ответы детей.

Дети внимательно смотрят.

Надо прощать друг друга.

Дети высказывают предположения.

Дети выходят в центр и встают в круг.

Дети проходят на стульчики.

 

(2-3 описания)

Дети угадывают.

Пословица - это краткое народное изречение с поучительным содержанием.

-одного

-туго

-дороже богатства

-не воин

-новых двух

-береги

-сто друзей

-не разрубишь

- в беде

-человек друзьями

Рассуждения детей

Надо дорожить своими друзьями, не разбрасываться ими

хорошие качества,

помощь, доброта,

любовь и уважение,

умение дорожить другом.

Рефлексивно - корригирующий

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам подойти к столу и выбрать себе смайлик.

Красного цвета – если вы считаете, что у вас все получилось, вы довольны своей работой

Жёлтого цвета – если у вас все получилось, но при этом вам было сложно.

-Давайте подарим смайлики нашему общему другу дереву.  (если будут желтые смайлики, спросить у детей в чем заключалась сложность.)

- Наше занятие подошло к концу. Мне кажется, что у нас получился замечательный разговор. Надеюсь, что все, о чем мы сегодня с вами говорили, вам поможет найти, а если у кого есть сохранить дружбу. Старайтесь помогать друг другу. Дружите друг с другом.

Хороших вам друзей!

Всем спасибо за хорошую работу!

Дети радуются.

Прощаются и уходят.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: « О друзьях и дружбе».

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе.тема: О друзьях и дружбе"...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Беседа о друзьях и дружбе"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе»Задачи:- формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с детьми;- закрепление ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе»Цель: научить детей дружить. Цель: научить детей дружить. Задачи:      1.Об...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по толерантности "Законы дружбы".

Дети сопоставляют русскую народную сказку «Теремок» и украинскую «Рукавичка». Отмечают, что персонажи в сказках разных народов живут дружно, помогают друг другу. Сочиняют конец...