Конспект ОД по развитию речи в опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в условиях ДОУ "Волшебная соль"
опыты и эксперименты по развитию речи (подготовительная группа)

Архипова Татьяна Рамильевна

Показать детям, как можно использовать обычную соль в экспериментальной деятельности. Развивать познавательный интерес к окружающему, развивать речь детей, умение делиться приобретенным опытом с другими детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_volshebnaya_sol.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОД

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Волшебная соль»

развитие речи в опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в условиях ДОУ

Цель: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с солью.

Задачи:

• Показать, как можно использовать обычную соль в экспериментальной деятельности детей.

• Развивать познавательный интерес к окружающему, развивать речь детей, умение делиться приобретенным опытом с другими детьми.

• Воспитывать дружелюбие, желание помогать друг другу.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рисование солью, просмотр познавательных фильмов «Откуда берется соль? Что такое соляная пещера?», «Почему вода в морях соленая?».

Материалы и оборудование:

соль – экстра, вода, лед, 2 яйца сырых,

пластиковые стаканчики, пластиковые тарелки, ложечки по количеству детей,

4 пластиковые емкости, мешочки с солью и поролоном.

Ход ОД.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Свободная деятельность детей.

Вводная часть

Воспитатель созывает детей на занятие, используя колокольчик.

Мотивация на образовательную деятельность.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты.

А кто работает в лабораториях? 

Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят опыты.

Ребята, а кто знает, какая одежда должна быть у ученых для проведения экспериментов?

Я предлагаю вам одеть фартуки.

Для того чтобы узнать, за каким столом вы будете работать возьмите по жетону. Номер на жетоне определит ваше рабочее место.

Предполагаемые ответы детей.

ученые

халаты, фартуки

распределение детей для выполнения работы по столам

Основная часть

Прежде чем занять свои места за столами, нам необходимо повторить правила поведения в лаборатории.

А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадка про соль:

        На столе стоит всегда,

        Внешне, белая она.

        И на вкус, не вкусна:

        Но в пищу – каждому нужна.  

Правильно это соль. А какую соль вы знаете? 

Сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.

Посмотрите, что у вас на столах? (стаканчики с солью, тарелки, ложки, стаканчики с водой) Предлагаю вам узнать, какими свойствами обладает соль. Возьмите стаканчики, давайте определим, есть ли у соли запах, цвет? Понюхайте её.

ответы детей по слайду

соль

морская, крупная, мелкая

Выполнение задания.

без запаха

Насыпьте немного соли на тарелочку.

Что вы сделали, насыпали или налили?

Значит соль какая? 

Выполнение задания.

насыпали

сыпучая, рассыпчатая

Возьмите стакан с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте.

Что произошло с солью?

Изменился ли цвет воды? 

А как вы думаете, какой стал вкус у воды?

Молодцы.

Выполнение задания. Предполагаемые ответы детей.

растворилась

нет

солёная

Ребята, как вы думаете, нужна ли людям соль? Где её применяют?

Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем.

Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит?

Так соль начинает растапливать лед.

Предполагаемые ответы детей.

соль начинает трещать

А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду.

Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду.

Что произошло с яйцом? 

Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом?

Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

Предполагаемые ответы детей.

оно опустилось на дно

оно плавает на поверхности

Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.

Физминутка

Быстро встаньте – улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну – ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

Выполнение задания.

Ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.

«Шли домой два ослика, и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз».

А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем, вернувшись к нашим опытам.

Дети располагаются на стульях

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче?

Значит, какому ослику было легко идти?

Возьмем мешочки с солью, и опустим их в воду. Что происходит с солью?

А теперь возьмем поролон и намочим его в этой воде.

А теперь проверим, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. Почему? 

Какому ослику было плыть тяжело? Почему? 

Предполагаемые ответы детей.

поролон

который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело

она растворилась

соль в мешках растворилась

поролон впитал воду

Заключительная часть

Ребята, наши опыты с солью закончились, мы многое узнали о ней. Лаборатория закрывается.

Что вы можете рассказать про соль (используются карточки-выводы).

Рассказы детей.

Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу с вами сделать небольшие сувениры с помощью соли. Берем цветные мелки и начинаем раскрашивать нашу соль, а затем насыпаем красивую соль в баночку.

Предполагаемые ответы детей.

соль сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды

Выполнение задания.

        

         

         

        

         

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Нравственное воспитание чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-Семицветик».

Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценки поступков и характера главной героини.. Через жанры устного народного творчества воспитывать у детей сочувствие, желание помочь другим лю...

Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализованной деятельности в средней группе "Дом доброты и дружбы".

«Дом доброты и дружбы». Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализованной деятельности в средней группе №1Цель: развивать речь детей посредством использования элементов т...

Развитие речи в опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в условиях ДОУ «Волшебная соль»

Задачи:• Показать, как можно использовать обычную соль в экспериментальной деятельности детей.• Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с коллега...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"...

Развитие речи в опытно экспериментальной деятельности дошкольников в условиях ДОУ "Волшебная соль".

Развитие речи в опытно экспериментальной деятельности дошкольников....

Конспект открытого занятия по развитию речи в опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Волшебница соль"

Цель: познакомить детей с солью и её свойствами, развивать речь в процессе опытно-экспериментальной деятельности....