Мастер-класс для педагогов «Развитие речи посредством опытно - экспериментальной деятельности с использованием сказки»
методическая разработка по развитию речи
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Радуга»
Кулундинского района Алтайского края
ул. 50 лет СССР, 13
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Развитие речи посредством опытно - экспериментальной деятельности с использованием сказки»
Автор: Жукова Кристина Даниловна,
воспитатель
с. Кулунда
2019 год
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами использованием сказки
Цель мастер-класса: распространение собственного педагогического опыта по экспериментально - поисковой деятельности.
Продемонстрировать педагогам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности с использованием сказки.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться
приобретенным опытом с другими людьми.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый педагог проводит опыты, определяет свойства, делает выводы, анализирует.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Я рада вас видеть на своем мастер - классе по теме:
«Развитие речи посредством опытно - экспериментальной деятельности с использованием сказки»
Цель:
Создание условий для осмысления педагогами роли детского экспериментирования в речевом развитии дошкольников.
Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом.
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы.
Дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как?
Детское экспериментирование оказывает большое влияние и на речевые умения ребенка, такие как:
1. Развитие коммуникативных навыков.
2. Обогащение словарного запаса детей (путём его пополнения существительными, обозначающими материалы, из которых сделаны предметы, прилагательными, обозначающими признаки, свойства и качества материалов, глаголами, обозначающими действие с этим предметом и т. д.)
3. Формирование связной речи (т. е., содержательной, логичной, последовательной, организованной, ведь в процессе эксперимента возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, уметь рассказать об этапах и результатах эксперимента).
4. Развитие речевого творчества (в процессе совместной деятельности и поиска идет проверка речевых высказываний как других детей, так и самого себя).
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Дети очень любят слушать сказки, играть и поэтому немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.
И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку, где есть волшебство и где все интересно.
А попасть в сказку нам поможет сундучок.
Давайте ласково обратимся к нему:
«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок»
Воспитатель: Ну вот беда, ключик-то я обронила…
Что же теперь делать? (стоит стакан с водой на дне, которого лежит ключ)
- Как из воды достать ключик, при этом, не намочив руки?
Опыт - игра № 1 «Ключик».
Экспериментируйте (педагоги экспериментируют, достают ключ).
- У вас есть различные предметы. Это палочка, ленточка, магнит, камень. Может вам их как то использовать, что бы достать ключик? (выдвигают свои предположения).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего опыта?
Вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.
Воспитатель: Теперь можем оправиться в путешествие по сказке.
-А с кем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Загадка:
Девочка смешная
Шкода, Мишку достаёт
Только он ей всё прощает,
От досады чуть не ревёт.
-Вы узнали героя этой сказки?
-Это Маша из мультфильма «Маша и Медведь» (Показ куклы Маши из сундучка, звучит музыка из мультфильма)
Итак, начинаем сказку «Путешествие Маши на день рождения».
-Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. Однажды весной она вспомнила, что Мишка проснулся, и решила отправиться к нему на день рождения.
- Шла она, не торопясь, и все вокруг было ей интересно.
- Вдруг она услышала, чей-то плачь, посмотрев вокруг увидела маленького Зайчика.
- Почему ты плачешь? Спросила его Маша.
- Зайка ответил, что он потерял свой дом, который находится на другом берегу пруда.
- Не плачь, я помогу тебе, сказала Маша.
Опыт № 2
- Вам понадобится пластилин. Положите его в воду. Что с ним произошло? (он тонет).
- А теперь выньте пластилин из воды. Пластилин расплющьте и сделайте из него плоскую с закруглёнными краями лодочку. Спустите лодочку на воду, посадите зайку.
- Что Вы видите? (пластилин плавает на поверхности воды, в него даже можно положить предмет).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать из данного опыта?
Вывод: пластилин обладает большей плотностью и тяжестью, чем вода, а потому тонет в ней. Но когда из него делается лодка, он наполняется воздухом. Вместе пластилин и воздух не такие плотные и тяжёлые, именно поэтому «лодка» держится на воде.
Воспитатель: Помогла Маша Зайчику и пошла дальше. На пути она встретила напуганную Пчелку, которая никак не могла затушить костер.
Опыт № 3
Воспитатель: При проведении данного опыта не забудьте о правилах безопасности с огнем.
- Вам понадобится свечка с подсвечником, зажигалка и стеклянная колба. - Приготовьте свечку, зажгите ее, накройте сверху колбой или банкой. - Наблюдайте. Что происходит? (Постепенно огонь на свечке потухнет).
- Какой вывод можно сделать из данного опыта?
Вывод: Для продолжения горения огню требуется топливо и кислород. Воск свечи является топливом, а кислород поступает из воздуха. Когда мы накрываем свечу, мы перекрываем доступ кислорода к пламени, и огонь гаснет.
Воспитатель: Как только Маша потушила костер, она пошла дальше. Вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки, и пошел дождь. Маше было очень интересно узнать, как и откуда идет дождь?
Опыт № 4. «Дождевые облака»
Вам понадобится: пена для бритья, пипетка, окрашенная вода, банка с водой.
- В банке налита вода. Аккуратно выдавите пену прямо на поверхность воды, чтобы она была похожа на кучевые облака. Теперь пипеткой на пену накапайте окрашенную воду.
-Что мы видим? (Цветная вода проходит сквозь облака и продолжит свое путешествие)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Происходит круговорот воды в природе. Вода испаряется, поднимается наверх, накапливается в облаках и возвращается в виде дождя на землю.
Воспитатель: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко.
Маша не заметила, как пришла к домику своего друга.
Дома ее ждал Миша. Он чистил апельсины. Маша поздравила и протянула ему воздушный шарик, Мишка очень обрадовался, взял шарик, но вот беда, шарик лопнул. Почему же это случилось?
- Давайте вместе с Машей в этом разберемся.
Опыт № 5.
Вам понадобится: воздушный шарик, апельсиновая цедра.
Надуйте воздушный шар. Затем возьмите кусочек цедры апельсина, брызните капельки сока прямо на шарик.
Что произошло? (Шарик лопнул).
Вывод: В апельсине есть кислотное вещество, которое растворяет резину и шарик лопается.
Воспитатель: Маша и Медведь решили не расстраиваться, разделили апельсин на дольки и стали угощать своих друзей.
Мы с вами провели сегодня много экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.
Мы чудесно погуляли
Много нового узнали
Но прощаться нам с Машей пора
Скажем ей, до свидания!
Рефлексия
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что вы узнали, что- то новое для себя.
Экспериментируйте и придумывайте интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у дошкольников.
Спасибо за участие в мастер – классе! Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальное развитие дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности
Мультимедийная презентиция к методическому объединению по теме "Интеллектуальное развитие дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности" с представлением опыта работы ДОУ по данному н...
мастер класс«Формирование интегративных качеств личности дошкольников путем опытно-экспериментальной деятельности»
мастер класс проводился на конкурсе " Воспитатель года"...
Мастер класс на тему: «Современные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей»
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет на...
Мастер - класс для родителей ДОУ. " Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр".
Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в ре...
Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.Задачи: показать ва...
Мастер-класс для родителей. Тема "Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к в...
Мастер-класс для родителей. Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.Задачи: показа...