развитие мелкой моторики-средство развития речи
статья по развитию речи
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве). Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motroriki-sredstvo_razvitiya_rechi.docx | 954.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики-средство развития речи!
Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
В.А.Сухомлинский
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве). Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
А современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма.
Но, очень важен не факт проведения пальчиковых игр и упражнений, а то, КАКИЕ упражнения и КАК проводятся с ребенком. И поэтому, либо будет результат таких игр и упражнений, либо его не будет! И зависит это от того, задействовано ли в пальчиковых упражнениях и в играх для развития мелкой моторики моторное планирование. Что это такое? Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. А моторное планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.
Известно, что у всех детей со низким уровнем сформированности мелкой моторики именно моторное планирование плохо развито. И именно в этом корень всех бед во многих случаях отставания в развитии.
Моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – новый, непривычный! Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, но много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым — это не новое действие! Здесь нет моторного планирования! Когда он играет в одну и ту же шнуровку – это тоже не моторное планирование, а уже почти навык. Ведь такая игрушка уже не является для него новой, а является привычной! Когда он видит много дней одни и те же карточки, с которыми взрослый производит одни и те же действия – здесь тоже нет моторного планирования! А именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений!
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
- Самомассаж, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика.
- Шнуровки, нанизывание.
- Игры с крупами и песком
- Мозаики, пазлы, вкладыши, конструкторы, счетные палочки, математический планшет(геометрик).
- Сенсорные коробки.
- Рисование, раскрашивание, штриховка.
- Нетрадиционные способы рисования (рисование на песке, рисование с использованием зиппакетов и т.д.)
- Лепка, аппликация, вырезание, разрывание и сминание бумаги.
- Сортировка.
- Игры с прищепками и липкими элементами.
Итак, в работе по развитию мелкой моторики необходимо придерживаться следующих правил:
-Задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.
-Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
-Работу проводить регулярно, систематически.
-Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
-Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
-Заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
-Стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Использование выше приведенных упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.
Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы руки, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, речи детей, но и интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга и в дальнейшем формирования навыка письма в школе.
Практическая часть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей."Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности"
Цель данной консультации - развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Воспитатели, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа....
Развитие мелкой моторики - средство повышения речевой активности ребенка.
Чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы....
Консультация на тему «развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства»
Консультация на тему «развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства»...
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА
Формы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию интеллектуальных способностей при помощи развития мелкой моторики рук ребенка...
КОНСПЕКТ НОД познавательно – речевого развития «развитие мелкой моторики средствами декоративно – прикладного искусства»
Составление орнамента из последовательно повторяющихся растительных элементов в круге, квадрате, прямоугольнике – полосе....
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики средствами физической культуры"
Роль физической культуры в развитии мелкой моторики детей...
Развитие мелкой моторики средствами изобразительного искусства.
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития все психических процессов....