Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр"
консультация по развитию речи
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult.dlya_roditeley.docx | 534.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие речи детей раннего возраста
с помощью дидактической игры»
Игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует воспитатель) и игровую (ради которой действует ребёнок) цели. В игре выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребёнок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Одной из форм обучения является дидактическая игра, которая позволяет сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей интерес к познанию, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
- дидактическая задача
- игровая задача
- игровые действия
- правила игры
- результат (подведение итогов)
Приведу несколько дидактических игр, которые использую в работе с детьми раннего возраста.
Дидактическая игра «Собери слонят»
Дидактическая задача: учить находить одинаковые картинки; учить называть животных и выделять их.
Игровая задача: собрать слонят для мамы слонихи, различая их среди других животных.
Игровое правило: правильно собрать слонят, выделяя их среди других животных.
Ход игры:
Воспитатель на фланелеграфе выставляет картинки животных: 5 слонят, 5 белок, коза, медведь, кошка. Затем показывает картинку с мамой-слонихой, которая плачет и говорит: «Мама-слониха гуляла со своими слонятами и они перепутались с другими животными. Помогите слонихе собрать своих слонят.
Дети находят картинки со слонятами и ставят рядом со слонихой.
Дидактическая игра «Назови детёнышей»
Дидактическая задача: учить называть животных и их детёнышей; активизировать речь детей.
Игровая задача: помочь животным найти своих детёнышей.
Игровое правило: не ошибаться, называя животных и правильно подобрать им животных.
Ход игры:
Воспитатель на фланелеграфе выставляет хаотично картинки детёнышей животных, а внизу картинки взрослых животных и говорит: «Мамы – животные гуляли со своими детками, а они все разбежались. И теперь мамы не могут найти своих детёнышей. Давайте им поможем.»
Дети называют животное и подбирают ему детёныша, повторяя за воспитателем его название.
Таким образом, используя дидактические игры в системе обучения, можно не только развивать умственные способности ребёнка и правильную речь, но и формировать знания об окружающем мире.
Усовершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх – вниз, научить отчетливо произносить их).
Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Д/Игра «Кто я в семье?» (Цели: формирование представлений о родственных связях; учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка). Воспитатель в дошкольных учреждениях должны выбирать игры, направленные на определенную область развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития. Игра так же должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели.
Я считаю, что первым условием, при котором дидактическая игра станет средством умственного развития - это наличие: дидактической задачи, правил и игровых действий. Вторым условием является правильная организация дидактической игры мной как воспитателем, включающая в себя подготовительный этап дидактической игры, ее проведение и анализ.
Я знаю, что методика проведения дидактических игр включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, краткая беседа); объяснения хода и правил игры. Секрет успешной организации игры заключается в том, что я, обучая детей, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их.
Сами дидактические игры делятся на три типа:
Игры с предметами или игрушками направлены непосредственно на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: Играя с сюжетными дидактическими игрушками, совместно с детьми наделяли их человеческими качествами, заботились о них, укладывали спать. Для формирования словаря я провожу дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром: «Помоги кукле постирать», «Уберемся в своей комнате», «Приготовим обед» «Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки» и др. Игры помогают развивать у детей способность наблюдать, дети узнают разнообразные предметы, а также я знакомлю детей с трудовыми действиями взрослых.
Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Лото», «Логический поезд», «Где это я видел?» и др. Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Они основаны на принципе наглядности (изображения). С помощью парных картинок дети знакомятся с отдельными предметами (посудой, мебелью, животными, птицами, овощами и фруктами их качествами и свойствами).
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а главное развитию связной речи. Развитию внимания и наблюдательности способствуют игры типа «Повтори за мной», «У кого?», в которых я предлагаю выполнить упражнение каждой группе детей (присесть девочкам одетые в одежде розового цвета, подпрыгнуть мальчикам одетые в шорты и т.д.) Д/Игры: «Что за предмет?», «Что за овощ?», «Скажи какой?» подбираю яркие игрушки с новыми признаками (овощи, фрукты, одежда), описывая, дети называют не только видимые признаки, но и показывают знания о свойствах и качествах предмета. (Например: яблоко какое? Круглое, красное, большое, сладкое, кислое, вкусное.) Очень важно в Д/Игре формировать умение видеть начало и конец действий, этому способствуют задания на выполнение раскладывание картинок, изображающих действия героев в их последовательности (сказка «Теремок»).
Игра должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. Для этого необходимо добиться достижения нескольких пунктов одновременно:
Дети должны четко понять, что от них требуется. Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. И родители, и воспитатели должны быть совместно вовлечены в процесс игры и в процессе игры поощрять ребенка. Обычная похвала – морально поддержат каждого ребенка и придадут ему уверенности. Каждая игра должна быть в радость. Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все между собой были заинтересованы. Если дети ссорятся из-за выбора дидактической игры, то найдите вместе компромисс.
Дошкольники часто играют самостоятельно, развивая свою речь посредством игры. В эти моменты к ним лучше не вмешиваться, чтобы интерес к игре не пропал. Особенно приживаются активные игры с мячом или те игры, которые могут вызвать смех. Например, игра «Съедобное не съедобное» Игры, направленные на развитие речи могут быть совершенно разными и увлекать не только детей, но и взрослых. Успехом дидактических игр как средство развития речи у детей является элемент соревнования. Для снятия зрительной нагрузки и смены действий важно проводить физкультминутки в игровой форме. Чтобы ребенок развивался, необходимо для этого создать условия. В группе необходима, оборудованная дидактическая зона, где дети пользуются разнообразным материалом, с которым они играют по своему желанию индивидуально, небольшими группами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по теме: «Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр»
Консультация для воспитателей по развитию речи дошкольников....
Консультация для воспитателей по теме: «Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр»
laquo;Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Эти слова, прочитанные мной однажды, натолкнули меня на мысль о том, что так важно научить ребенка не просто говорить, а п...
Консультация для воспитателей по теме: «Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр»
laquo;Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Эти слова, прочитанные мной однажды, натолкнули меня на мысль о том, что так важно научить ребенка не просто говорить, а п...
Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр»
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
Консультация для воспитателей по теме: «Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр»
laquo;Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Эти слова, прочитанные мной однажды, натолкнули меня на мысль о том, что так важно научить ребенка не просто говорить, а п...
Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников с помощью дидактических игр "2018г
laquo;Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Эти слова, прочитанные мной однажды, натолкнули меня на мысль о том, что так важно научить ребенка не просто говорить, а п...