Презентация "Развитие речи детей в игровой деятельности»
презентация по развитию речи

Фалилеева Юлия Сергеевна

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_v_igrovoy_deyatelnosti.pptx959.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие речи детей в игровой деятельности» Подготовила воспитатель МДОУ « Детский сад «Светлячок» Фалилеева Ю.С.

Слайд 2

Игровая деятельность Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не только в учебной деятельности, а еще в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Слайд 3

Задачи речевого развития - Развитие произносительной стороны речи; - Формирование грамматического строя речи; - Обогащение словарного запаса; - Развитие связной речи(диалогическая и монологическая форма речи); - Знакомство с книжной культурой, детской литературой(вводить в мир художественного слова) Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной , но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность речи , психолог и философ С. Л. Рубинштейн, рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.

Слайд 4

К. Д. Ушинский «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным-вот задача первоначального обучения»

Слайд 5

Дидактические словесные игры Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной , непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее , новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития , используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь , формировать грамматические категории , развивать связную речь , расширять знания об окружающем мире , развивать словесное творчество , развивать коммуникативные навыки.

Слайд 6

Дидактические словесные игры

Слайд 7

Речевые подвижные игры. Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят представления об окружающем, а также внимание и память. Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др. Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения. Предлагаю вам подборку речевых подвижных игр.

Слайд 8

Проговаривание стихотворных текстов в сочетании с движениями В процессе проговаривания стихов одновременно с движениями происходит ритмизация речи, она становится более громкой, четкой и эмоциональной. В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь. Проводить эту работу можно и с неречевыми детьми, начиная с простых звукоподражаний: «Тук-тук» - забиваем гвозди молоточком. «Топ-топ» - топают ножки. «Га-га-га» - хлопают «крыльями». «Тик-так» - наклоны в стороны Затем по мере овладения речью, детям предлагаются легкие в звуковом произношении тексты. На носочки поднимайся, Приседай и выпрямляйся.

Слайд 9

Проговаривать в сочетании с движениями можно и скороговорки. У зайки Бубы заболели зубы, заболели зубы у зайки Бубы . Сидели две вороны, клевали макароны, у одной вороны длиннее макароны, у другой вороны короче макароны . Кошка Крошка на окошке Кашку кушала по крошке.

Слайд 10

Стихов в сочетании с движением огромное количество. У каждого воспитателя своя подборка. Использовать их можно и как динамические паузы на занятиях, и на прогулке, и во время игр в группе. Стоит отметить важный момент: при заучивании стихотворений, которые будут сопровождаться движениями, необходимо учить одновременно с движениями. Так текст запомнится быстрее, т.к. двигательная память запоминает последовательность движений, и помогает быстрее запомнить текст. Проговаривание стихотворных текстов в сочетании с ритмичными движениями помогают преодолеть аритмичность при чтении стихотворений. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети рассказывают стихи нараспев, растягивая слова. Справиться с этим можно, добавив ритмичные движения ( марширование , хлопки в ладоши, наклоны туловища). Например, Наша Таня громко плачет… проговорить, ритмично маршируя. При этом необходимо учитывать, что только при многократных систематических повторениях образуются двигательные динамические стереотипы.

Слайд 11

Логоритмика -способ взаимодействия движений и речи Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и музыки. Именно музыка является организующим и руководящим началом в логоритмике . Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодико интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

Слайд 12

На занятиях отрабатываются ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Педагоги, воспитатели могут проводить логоритмические упражнения на разных этапах занятий: перед началом, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также во время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре.

Слайд 13

Фонетическая ритмика Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте за основу занятий можно использовать метод фонетической ритмики. Фонетическая ритмика - это сочетание отдельных звуков и движений. Например, Звук (АААА) произносится вместе с движениями рук через верх в стороны. Звук (О) руки с напряжением в стороны. Звук (УУУ) руки вперед ладони повернуты от себя, Звук (ИИИ) указательные пальцы направлены вверх, руки поднимаются высоко , встать на носочки. Звук (РРР) руки перед собой двигаются кисти, Звук ( сссс )- надавливаем на насос, Звук (ЛЛЛЛ)– фонарики и т.д.

Слайд 14

П альчиковые игры Движения пальцев рук стимулируют развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности. Первое, что мы начинаем делать при работе с неговорящим ребенком - это развивать моторику пальцев. В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом они не устают. Использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей речевой работой является дополнительным ресурсом психомоторной и речевой коррекции.

Слайд 15

Театрализованная деятельность Цель : создание условий для развития связной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности В настоящее время всё чаще игровую деятельность детей заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция увеличивается с каждым годом. Вследствие этого за последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения связной речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Речь во всём своем многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются, таким образом, данная тема является всё более значимой и актуальной, чтобы заниматься её изучением.

Слайд 16

Задачи: воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии; совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, эффективному общению и речевой выразительности; совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Слайд 17

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность будет эффективнее, если: 1) использовать специальные задания и упражнения, на формирование выразительности речи, в организованной образовательной деятельности; 2) учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников. 3) приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности.

Слайд 18

Значение: В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика , жест , поза , интонация , модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра , а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей , обогащение словаря , а так же развития мышления , воображения , внимания и памяти , что является психологической основой правильной речи. Наши ребята уже сделали инсценировку таких сказок, как «Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя», «Теремок». Все инсценировки мы снимаем и отправляем в родительский чат.

Слайд 19

Формы работы направленные на развитие речи Чтение и совместный анализ сказок Проигрывание отрывков сказок(драматизация) Прослушивание сказок, стихотворений Составление сказок с помощью мнемотаблиц , схем Режиссерская игра Словесные, настольные и подвижные игры Этюды и упражнения Хороводные игры, музыкотерапия Дыхательная и артикуляционная гимнастика Пальчиковые игры с проговариванием Разучивание чистоговорок

Слайд 20

Работа по речевому развитию в театрализованной деятельности Просмотр спектаклей и беседы по ним Просмотр видеоматериала Игры-драматизации Разыгрывание разнообразных песенок и стихов Упражнения по развитию мимики, пантомимики, моторики Игры и ситуации по произведениям Подвижные речевые игры с персонажами сказок

Слайд 21

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.. Развивается диалогическая речь со сверстниками. Центральным моментом сюжетно-ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека, старается действовать как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим отождествляет себя с ним .

Слайд 22

Дети всех возрастных групп играют в куклы. Кукла – любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Вот это-то и формирует у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной.

Слайд 23

Создание условий для полноценного формирования речи детей через игровую деятельность предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды. Насыщая групповое пространство , мы заботимся в первую очередь о том , чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании , движении и в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

« Особенности развития речи детей в игровой деятельности в условиях внедрения ФГОС»

Игра обладает уникальными возможностями для развития речи в дошкольном возрасте. Через игру можно побуждать детей к общению друг  с другом....

Развитие речи детей в игровой деятельности при обучении дошкольников родному татарскому языку» (начиная со второй младшей до подготовительной к школе группы)

Автор рассматривает проблему формирования речевых навыков, а именно через ознакомление с предметами окружающего мира, сказки, стихотворения татарского народа, творчество поэтов, композиторов и др. Мно...

Развитие речи детей в игровой деятельности при обучения дошкольников родному татарскому языку

Реализатция проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры.Также в...