План кружковой деятельности «ПАЛЬЧИК, РУЧКА, ЯЗЫЧОК» для детей раннего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)
Цель
Развитие и укрепление руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики, сосредоточенности, настойчивости.
Планируемые результаты
- развитие и укрепление руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики, сосредоточенности, настойчивости.
- активизация речи детей.
- развитие фантазии и творческого воображения, самостоятельности, коммуникативных навыков, тактильной чувствительности, двигательной координации.
- обучение умению соотносить предметы в пространстве, взаимодействию между собой и педагогом, пальчиковым играм, играм с предметами, лепке.
- воспитать уверенность в себе, уважение к самому себе и окружающим, стремление к дальнейшему развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchik_ruchka_yazychok_kruzhok.docx | 61.08 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27» (МБДОУ № 27)
660078, г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 47 «А», Тел.:(391)261-74-27, e-mail:dou27@mailkrsk.ru
ИНН\КПП 2464204128\246401001 ОГРН 1072468022175
План
кружковой деятельности
«ПАЛЬЧИК, РУЧКА, ЯЗЫЧОК»
для детей раннего дошкольного
возраста
Разработала: воспитатель Шанаурова Н.Н.
2023-2024 гг.
Красноярск
Пояснительная записка
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.
Я выбрала кружковую работу по теме «Пальчик, ручка, язычок» в связи с тем, что эта тема наиболее актуальна для детей младшего дошкольного возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа кружка направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей с полутора до трех лет.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 2-3 лет.
Цель
Развитие и укрепление руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики, сосредоточенности, настойчивости.
Задачи:
- Развивать фантазию и творческое воображение, самостоятельность, коммуникативные навыки, тактильную чувствительность, двигательную координацию.
- Обогащать и активизировать речь детей.
- Обучать умению соотносить предметы в пространстве, взаимодействию между собой и педагогом, пальчиковым играм, играм с предметами, лепке.
- Воспитывать уверенность в себе, уважение к самому себе и окружающим, стремление к дальнейшему развитию.
Учебно-тематический план
№ занятия | Содержание | Примечания |
ОКТЯБРЬ | ||
1 |
Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».) Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».) Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.) Шёл по травке без дорожек, А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.) Рыжехвостая лиса.
| Катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков. Пальчиком провести дорожку к домику зайчика. Широко развести уголки губ, обнажив сжатые зубы. Повторяем 3-4 раза |
2 |
Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.) Шли по дорожке по полю, по лугу. Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.) Быстро бежали – поди, догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)
| Катаем орех между ладошками по всей длине пальчиков. Учить вытягивать губы вперёд и держать в таком положении 3-5 сек. |
3 |
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.) Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».) Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.) И останусь только я!
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Чередовать выученные упражнения по 3-4 раза |
4 |
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.) Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.) В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».) Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)
| Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем 3-5 раз. |
5 | 1) Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2) Пальчиковая гимнастика 3) Рисование пальчиком по манной крупе. 4) Артикуляционное упражнение «Иголочка». | Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. |
НОЯБРЬ | ||
1 |
Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.) Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.) Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.) В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.) И на ножки надевают Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.) Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)
| Сжимаем пальчиками с силой резиновый мяч. Широко открываем рот. Кладём мягкий, спокойный язычок на нижнюю губу на 3-5 сек. Повторяем 3-4 раза. |
2 |
Вышла осень погулять, «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Стала листья собирать. Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.
| Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко. |
3 |
Я – зелёная капуста, Руки перед собой образуют круг. Без меня в кастрюле пусто. Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю». Листья снимете с меня, Разводим руки в стороны. И останусь только я!
| Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается. |
4 |
В огороде много гряд, Сжимают и разжимают пальцы. Тут и репа, и салат, Загибают пальцы поочерёдно. Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород Хлопают в ладоши. Нас прокормит целый год.
| Перебираем пальчиками фасоль. Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону. |
ДЕКАБРЬ | ||
1 |
Я надену сапоги, Показываем на ноги, туловище, голову. Курточку и шапку. И на руку каждую Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток. Натяну перчатку. Смена рук.
| Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. |
2 |
Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальцы. А из теста мы слепили Прихлопывают ладонями, «лепят». Пирожки и плюшки, Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца. Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Обе ладони разворачивают вверх. Всё мы испечем в печи. Очень вкусно! Гладят животы.
| Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз). |
3 |
Зёрна курочка клюёт, Обе ладошки вместе отклоняем от себя. И цыплятки тут как тут. Щепотки «клюют» по очереди. В воду уточка нырнёт, Ладошки вместе «ныряют» вперёд. А цыплятки не нырнут. Погрозили пальчиком.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Разобрать орех крупный (макадамия, арахис) Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз). |
4 |
Есть у курицы цыплёнок, Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца. У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши – Перебирают пальцы по очереди. Все красивы, хороши.
| Сжимаем с силой резиновый мячик. Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз). |
ЯНВАРЬ | ||
1 |
Снег ложится на дома, Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом.
| Надуть щёки, сдуть щёки. |
2 |
Что зимой мы любим делать? Поочерёдно соединяют большой палец с остальными. В снежки играть, На лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться.
| Перебираем пальчиками фасоль. Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз). Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз). |
3 |
Я с игрушками играю: Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук. Мячик я тебе бросаю, Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч». Пирамидку собираю, Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз. Грузовик везде катаю. Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».
| Катаем карандаш по всей ладони. Ищем мелкие игрушки в ёмкости с фасолью. Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. |
4 |
Раз, два, три, четыре, пять поочерёдное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. Вышли пальчики гулять. поочерёдное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца. Раз, два, три, четыре, пять В домик спрятались опять. спрятать пальчики в кулачки.
| Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 |
Это зайчонок, это бельчонок, Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца. Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Вращают большим пальцем. Бурый, мохнатый, Смешной медвежонок.
| Губы в улыбке, приоткрыть рот, |
2 |
Снег ложится на дома, Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом.
| Движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах. Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз). |
3 |
Илья Муромец – Приосаниться. Добрый молодец. Показать бицепсы. Зорко в даль глядит Рука козырьком. Да врагов разит. «Бросить копьё»
| С силой сжимаем пальчиками резиновый мяч. Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево (8-10 раз). |
4 |
Этот дом – одноэтажный. Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца. Этот дом – он двухэтажный. А вот этот – трёхэтажный. Этот дом – он самый важный: Он у нас пятиэтажный.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Скатать из пластилина шарики. Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко. |
МАРТ | ||
1 |
Красный-красный мухомор- Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба. Белых крапинок узор. Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки». Ты красивый, но не рвём! Погрозили пальчиком. И в корзинку не берём! Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.
| Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. |
2 |
Мамочка хорошая, Воздушный поцелуй над ладонью. Мамочка любимая! Поцелуй над другой ладонью. Очень я её люблю, Сдуваем с ладони поцелуй. Поцелуи ей дарю! Сдуваем поцелуй с другой ладони.
| Перебираем пальчиками фасоль. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. |
3 |
Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
| Поглаживание пальчиков в разных направлениях. Закрепляем платочки прищепками на верёвке. Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо. |
4 |
Вот, убрав царапки, «Моем руки». Кошка моет лапки. Мордочку и ушки Круговые движения ладонью по лицу. На своей макушке. Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.
| Надеваем и снимаем колечко с пальчика. Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки". |
АПРЕЛЬ | ||
1 |
Дятел дерево долбит: Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите об неё. Тук-тук-тук. Целый день в лесу стоит Смена рук. Стук-стук-стук.
| Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы" |
2 |
С ветки ягодки снимаю, Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. И в лукошко собираю. Обе ладошки сложить перед собой чашечкой. Будет полное лукошко, Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой. Я попробую немножко. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот. Я поем ещё чуть-чуть, Лёгким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
| Катание ладошкой карандашей по столу. Растянуть губы в стороны, не показывая зубов (удерживать до 10). |
3 |
На кроватке мы поспали, Руки под щёку. Вещи в шкаф уже убрали. Свободно двигаем руками – «убираем вещи». Мы на стуле посидели Ладонью одной руки накрываем кулак другой. И за столиком поели. Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.
| Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу. |
4 |
По шоссе идут машины, Крутим воображаемый руль. По асфальту едут шины. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. По дороге не беги, Погрозили пальцем. Я скажу тебе: «Би-би». Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».
| Застёгивание и расстёгивание замков-молний. Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10. |
МАЙ | ||
1 |
Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
| Нанизывание крупных бусин на шнурок. Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). |
2 |
Мы пошли гулять на луг, «Идём» указательными и средними пальцами обеих рук. А по лугу ползал жук! Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.
| Катание карандаша ладошками. Поиск в фасоли мелких игрушек. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами. |
3 |
Утро – солнце всходит. Поднимаем растопыренную ладошку. Ночь – луна приходит. Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».
| С силой сжимать резиновый мячик. Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку. |
4 |
Ромашки белые цветки – Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка». Как пальцы маленькой руки. И вот слетаются жуки Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному. Считать ромашки лепестки.
| Перебираем пальчиками фасоль. Доставание орехов из стакана ложкой. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..." |
Содержание программы
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение ладошек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дошкольник научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка.
Кружок для развития мелкой моторики и артикуляции «Пальчик, ручка, язычок», объединяет два вида деятельности: пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Первая часть кружка – пальчиковые игры и упражнения, вторая – артикуляционная разминка.
Организационно-педагогические условия реализации программы
При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т. д. Дети охотно осваивают навыковое содержание (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. Здесь было важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребёнок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
Система работы велась по следующим направлениям:
В непосредственно образовательной деятельности - совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми.
В образовательной деятельности в режимных моментах: пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек, сказок, самомассаж кистей рук, игры и упражнения на формирование тонких движений пальцев, пальчиковый театр, игры с крупным конструктором во второй половине дня, дидактические игры.
Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:
Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Форма работы кружка в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.
Кружок, который способствует развитию мелкой моторики, проводится один раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы.
Планируемые результаты
- развитие и укрепление руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики, сосредоточенности, настойчивости.
- активизация речи детей.
- развитие фантазии и творческого воображения, самостоятельности, коммуникативных навыков, тактильной чувствительности, двигательной координации.
- обучение умению соотносить предметы в пространстве, взаимодействию между собой и педагогом, пальчиковым играм, играм с предметами, лепке.
- воспитать уверенность в себе, уважение к самому себе и окружающим, стремление к дальнейшему развитию.
Оценочные и методические материалы
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:
1. Упражнение «Фонарики»,
2. Сжимание и разжимание кулачков,
3. Потирание кулачков,
4. Сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Из «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» (Н.О. Озерецкий, Н.И.Гуревич) (05 месяц)
1. тест «Скатай шарики» - оценка тонкой моторики пальцев рук (средний показатель 20 секунд).
2.тест «Смотай клубок» - оценка тонкой моторики пальцев рук (нитка – 2 метра, 15 секунд).
3.тест «Разложи спички по коробкам» - оценка тонкой моторики пальцев рук (10 палочек, 20 секунд).
4.тест «Разложи карточки» - оценка тонкой моторики пальцев рук.
Н – низкий уровень (1балл).
С – средней уровень (2 балла).
В – высокий уровень (3 балла).
Формы контроля
Основные формы контроля
- выборочный
- предупредительный
- итоговый
Результаты
Я изучила научно-методическую литературу по данной теме
- оформила картотеку пальчиковых игр;
- провела консультации для родителей;
- создала предметно развивающую среду, включающую:
-пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами;
-контейнеры для проведения индивидуального массажа (бигуди небольшого диаметра, грецкие орехи, ребристые палочки);
-набор прищепок;
-картотека пальчиковых игр;
-шнурки с узелками;
-игры-шнуровки;
-наборы конструктора «Лего»;
-наборы небольших игрушек;
-пальчиковый театр;
-наборы счетных палочек;
-дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
-наборы геометрических фигур;
-шишки, грецкие орехи, мячи «Ежики», массажеры «Су-Джоку»;
-раскраски – штриховки;
-сухой бассейн (фасоль, горох);
-разной величины горлышки от бутылочек для закручивания и откручивания пробок;
-игры со шнуром;
- крупные деревянные бусины.
Литература:
1.«Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.
2.«Забавы для малышей»- М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
3.«Озорные пальчики»- муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
4.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.
5. «Учимся играя.» Волина В. М., 1994
6. «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет» И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005.
7. «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.
8. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева
9. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова
10. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
11. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко
12. «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов
13. «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор развивающих картинок)» Л.П.Трушина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-перспективное планирование кружка «Пальчик, ручка, язычок» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: Развитие речи и мелкой моторики рук детей на основе пальчиковых игр и упражнений.Задачи: Привить детям любовь к художественному слову.Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчико...
Кружковая деятельность "Пальчик, ручка,язычок" Март
Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности ....
План работы факультатива " Пальчик, ручка, язычок " для детей первой младшей группы
План работы факультатива" Пальчик, ручка, язычок " для детей первой младшей группы...
"Кружковая деятельность "Пальчик,ручка,язычок"
Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно.....
Кружковая работа ПАЛЬЧИК,РУЧКА,ЯЗЫЧОК
развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях. ...
Кружковая работа"«Пальчик, ручка, язычок»
Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пал...
Рабочая программа кружковой работы " Пальчик , ручка, язычок"
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....