Самообразование по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Наталья Вячеславовна Потапова

План самообразования воспитателя по теме : "Развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет через различные виды деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №114»

г. Ярославль

План по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

        Подготовила:

воспитатель МДОУ № 114

Потапова Н.В.

        2022-2023г.

Пояснительная записка

Проблеме сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста всегда придавалось первостепенное значение, занималось ею большое количество педагогов и психологов, так как развитие восприятий и ощущений создает необходимые условия для возникновения более сложных познавательных процессов (мышления, памяти, воображения).

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

 Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.  Детям полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками, с различного вида конструкторами, когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем

Актуальность:

Актуальность работы по развитию мелкой моторики у детей младшего

дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и

физиологическими особенностями детей: в  младшем дошкольном

возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга

ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

 Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

 Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш,

не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются

обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными  в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и

координации движений руки должна стать важной частью развития детской

речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей младшего дошкольного  возраста посредством различных видов деятельности. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

 - Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературы по данной теме.

  - Совершенствовать условия для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, используя современные направления.

 - Улучшить координацию и точность движений, и гибкость рук воспитанников.

- Улучшить мелкую моторику пальцев и кистей рук.

- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание,

зрительное и слуховое восприятие.

- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

- Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

- Обогатить среду группы различными элементами игр и пособий на развитие мелкой моторики, способствующих развитию интегративных качеств дошкольников.

Основные направления работы с детьми на занятиях:

- Пальчиковая  гимнастика.

- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).

- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение).

- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

- Игры в “сухом бассейне”, наполненном крупой  или цветными крышками:

нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

- Игры с мозаикой, прищепками.

Формы работы:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми.

- Индивидуальная работа с детьми.

- Самостоятельная деятельность самих детей.

- Работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

- Кисти рук должны приобрести хорошую подвижность, гибкость,  должны улучшиться навыки самообслуживания;

 - Повышение  творческой  активности воспитанников;

- Улучшение логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия.

План работы на 2022-2023 учебный год:

Месяц

Название темы

Форма работы

Сентябрь

- Наблюдение за детьми, мониторинг.

- Составление плана работы на год.

- Прохождение вебинара по теме «Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

-Изучение методической литературы по программе «От рождения до школы»

- Д/И «Собери картинку» (из пластиковых крышечек)

- Игра на прогулке  «Я рисую на песке»

Октябрь

-Изучение методической литературы по теме самообразования.

- Составление каталога пальчиковых игр.

- Игры со шнуровкой, мозаикой.

- Консультация для родителей  на тему «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»

- Внедрение в работу с детьми массажа кистей.

-Изготовление пособий для развития  мелкой моторики.

- Д/У «Сложим красиво одежду в шкафчике»

Ноябрь

- Изготовление и проведение игр с прищепками.

- Конструирование из  счётных палочек по образцу.

- "Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа бумаги.

- Д/И «Собери картинку» ( из пластиковых крышечек)

- Пальчиковая гимнастика ежедневно.

- Конструирование из мелкого строительного набора.

- Д/и «Найди рыбку в бассейне» (крупа)

Декабрь

-"Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением различных животных.

- Рисование по трафаретам, штриховки.  

- Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. - Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

- Игра во время прогулки:  «Лепим снежные комочки»

- Игры с мелкими предметами.

-Новогодние поделки совместно с родителями.

Январь

- Строим дом из кубиков.

- Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала, самомассаж кистей пальцев рук.

- Игры с крупой, пуговицами, прищепками.

- Пальчиковая гимнастика ежедневно.

- Индивидуальные беседы с родителями: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Февраль

- Индивидуальные игры в «сухом бассейне» : «Найди игрушку», «Угадай на ощупь»

-Показ открытого занятия с использованием игр, направленных на развитие мелкой моторики.

-Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок»

- Д/И «Собери картинку» ( из пластиковых крышечек)

-Пальчиковая гимнастика с массажными мячиками

Март

- «Подарки от мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и арбуза.

- Индивидуальная игра "Чтобы мишке было теплее" - нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку.

-Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор».

- Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома».

Апрель

-Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых  

- Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

-  Настольные игры «Мозаика», «Пазлы».
-
 Индивидуальные  игры  «Нарви молодой травки для кроликов» - мелко порвать зелёную бумагу.

- Обведение фигур по шаблону, штриховка.

- Игра «Чудесный мешочек» - овощи и фрукты.

-Нетрадиционное рисование ватными палочками.

Май

- Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки.

-"Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку.

-Пальчиковая гимнастика и самомассаж ладоней.

- Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.
- "Красивый одуванчик" - втыкание половинок ватных палочек в пластилиновый комочек.

-Упражнения с массажными мячиками "Ласковый еж", «Орех».
-Д/У «Завяжем куклам красивые банты»

-Итоговый мониторинг.

Список используемой литературы:

1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и

упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на

развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

3. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь – Санкт –

Петербург, 2013.

4. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

5. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием

нестандартного оборудования. СПБ, Детство – Пресс, 2013.

6. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...

Отчет о работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

В 2019-2020 учебном году я работаю над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наш...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».       Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует...

План работы по самообразованию          Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

План работы по самообразованию          Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Основные направления работы с детьми на занятиях. - пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Ведь в совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективно...