Самообразование по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
План самообразования воспитателя по теме : "Развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет через различные виды деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №114»
г. Ярославль
План по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Подготовила:
воспитатель МДОУ № 114
Потапова Н.В.
2022-2023г.
Пояснительная записка
Проблеме сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста всегда придавалось первостепенное значение, занималось ею большое количество педагогов и психологов, так как развитие восприятий и ощущений создает необходимые условия для возникновения более сложных познавательных процессов (мышления, памяти, воображения).
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Детям полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками, с различного вида конструкторами, когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем
Актуальность:
Актуальность работы по развитию мелкой моторики у детей младшего
дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и
физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном
возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга
ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш,
не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются
обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и
координации движений руки должна стать важной частью развития детской
речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературы по данной теме.
- Совершенствовать условия для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, используя современные направления.
- Улучшить координацию и точность движений, и гибкость рук воспитанников.
- Улучшить мелкую моторику пальцев и кистей рук.
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание,
зрительное и слуховое восприятие.
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
- Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.
- Обогатить среду группы различными элементами игр и пособий на развитие мелкой моторики, способствующих развитию интегративных качеств дошкольников.
Основные направления работы с детьми на занятиях:
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение).
- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном крупой или цветными крышками:
нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
- Игры с мозаикой, прищепками.
Формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Самостоятельная деятельность самих детей.
- Работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
- Кисти рук должны приобрести хорошую подвижность, гибкость, должны улучшиться навыки самообслуживания;
- Повышение творческой активности воспитанников;
- Улучшение логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия.
План работы на 2022-2023 учебный год:
Месяц | Название темы Форма работы |
Сентябрь | - Наблюдение за детьми, мониторинг. - Составление плана работы на год. - Прохождение вебинара по теме «Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» -Изучение методической литературы по программе «От рождения до школы» - Д/И «Собери картинку» (из пластиковых крышечек) - Игра на прогулке «Я рисую на песке» |
Октябрь | -Изучение методической литературы по теме самообразования. - Составление каталога пальчиковых игр. - Игры со шнуровкой, мозаикой. - Консультация для родителей на тему «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста» - Внедрение в работу с детьми массажа кистей. -Изготовление пособий для развития мелкой моторики. - Д/У «Сложим красиво одежду в шкафчике» |
Ноябрь | - Изготовление и проведение игр с прищепками. - Конструирование из счётных палочек по образцу. - "Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа бумаги. - Д/И «Собери картинку» ( из пластиковых крышечек) - Пальчиковая гимнастика ежедневно. - Конструирование из мелкого строительного набора. - Д/и «Найди рыбку в бассейне» (крупа) |
Декабрь | -"Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением различных животных. - Рисование по трафаретам, штриховки. - Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. - Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». - Игра во время прогулки: «Лепим снежные комочки» - Игры с мелкими предметами. -Новогодние поделки совместно с родителями. |
Январь | - Строим дом из кубиков. - Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала, самомассаж кистей пальцев рук. - Игры с крупой, пуговицами, прищепками. - Пальчиковая гимнастика ежедневно. - Индивидуальные беседы с родителями: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания» |
Февраль | - Индивидуальные игры в «сухом бассейне» : «Найди игрушку», «Угадай на ощупь» -Показ открытого занятия с использованием игр, направленных на развитие мелкой моторики. -Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок» - Д/И «Собери картинку» ( из пластиковых крышечек) -Пальчиковая гимнастика с массажными мячиками |
Март | - «Подарки от мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и арбуза. - Индивидуальная игра "Чтобы мишке было теплее" - нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку. -Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор». - Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома». |
Апрель | -Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых - Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби». - Настольные игры «Мозаика», «Пазлы». - Обведение фигур по шаблону, штриховка. - Игра «Чудесный мешочек» - овощи и фрукты. -Нетрадиционное рисование ватными палочками. |
Май | - Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. -"Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку. -Пальчиковая гимнастика и самомассаж ладоней. - Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию. -Упражнения с массажными мячиками "Ласковый еж", «Орех». -Итоговый мониторинг. |
Список используемой литературы:
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на
развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
3. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь – Санкт –
Петербург, 2013.
4. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
5. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием
нестандартного оборудования. СПБ, Детство – Пресс, 2013.
6. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».
Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...
Отчет о работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"
В 2019-2020 учебном году я работаю над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наш...
План работы по самообразованию педагога по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....
План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности». Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Основные направления работы с детьми на занятиях. - пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Ведь в совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективно...