План работы по самообразованию          Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
материал (младшая группа)

План работы по самообразованию          Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx59.43 КБ

Предварительный просмотр:

                План работы по самообразованию

        

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

        

Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует постоянной работы над собой. Ведь дети все разные, каждое поколение ставит новые воспитательные и образовательные задачи перед нами. Поэтому и молодой, и опытный воспитатель выбирает для себя тему, которой занимается год-два, изучая результаты собственного исследования.

Практическая значимость плана: повышение собственного профессионального уровня, как педагога посредством изучения теории и оттачивания практических навыков. Проще говоря, я хочу быть асом в вопросе «развитие мелкой моторики рук». Мне нужно создать хорошие условия в группе, чтобы у дошкольников была возможность тренировать пальчики.

Инновационная направленность в том, что сенсорному развитию детей дошкольного возраста видятся в новых инновационных подходах, которые создают необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

План по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Пояснительная записка

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. 
Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. 
У него есть страсть, и её надо удовлетворить. 
Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. 

Вся его жизнь – это игра»  
А.С. Макаренко

Проблеме сенсорного развития детей раннего возраста всегда привносилось первостепенное значение, занималось ей большое количество педагогов и психологов, так как развитие восприятий и ощущений создает необходимые условия для возникновения более сложных познавательных процессов (мышления, памяти, воображения). Логика исследования предполагает рассмотреть суть ведущего понятия исследования и тех понятий, которые с ним взаимосвязаны. В психологическом словаре «сенсорное развитие» трактуется как развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форму, цвет, размера, положение в пространстве), т.е. о сенсорных эталонах. А. В. Запорожец при разработке теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий, предложил термин «сенсорные эталоны», что означало выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цветы, формы, величины и т.д. Так же, «сенсорное развитие» является целенаправленным развитием ощущений и восприятий, благодаря которым дети начинают познавать окружающий мир.

        Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

         Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

         Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.         Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории.      Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

         Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.  Детям полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками, с различного вида конструкторами, когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.

Актуальность выбранной темы:

         Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Это подтверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», где прописано, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)».

         На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

      Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

 Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.   Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.  

      Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.   Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.   Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.   У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.   В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности, для овладения новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературы по данной теме.

2. Совершенствовать условия для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, используя современные направления.

3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики

4. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

7.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

 8.Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Ведь в совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышался, когда упражнения сопровождались чтением стихов, потешек.

- пальчиковый театр (использовала во время совместной и самостоятельной деятельности детей). Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером, постановщиком и актером).

-игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

-игры с мозаикой.

-игры с прищепками.

завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров

- работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

- игры в “сухом бассейне”, наполненном цветными крышками. 

- нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычкование, рисование на крупе; 

-лепка из пластилина: отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

- самостоятельная деятельность самих детей.

                      План работы на 2021/2022 год

Месяц

Формы работы

сентябрь

Изучить литературу по данной теме

октябрь

Внедрить в работу с детьми массаж кистей.

Ноябрь

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика ежедневно.

Декабрь

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста» Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки.  

Январь

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счетными палочками.

Февраль

Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

Март

Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала, самомассаж кистей пальцев рук.

Апрель

 

Май

Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых  

Перспективный план работы совместной деятельности воспитателя  с детьми в ходе режимных моментов на 2019-2020 учебный год

                                           

Месяц

Содержание

       Задачи

Сентябрь

Д/и «Построй пирамидку»

Упражнять детей в нанизывании колец на

 стержень. Развивать глазомер. Знакомить

 с цветом.  

Пальчиковая гимнастика «Сел на ветку снегирек»

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной

поверхностей кисти рук

подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Аленка-маленька»

Выполнять круговые движения по

ладони левой рук указательным пальцем

правой руки, по очереди загибать все

пальчики, кроме большого.

Конструирование «Поезд» из поролоновых губок

Развивать умение сооружать поезд,

 знакомить с деталями строительного

материала.

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Упражнять детей в одевании и

раздевании кукол.

  Октябрь

Д/и «Чудесный мешочек»

Определять на ощупь предметы,

развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Упражнять в выполнении различных

 имитационных движений.

«Накорми Мишку фасолькой»

Формировать умения действовать

 по указанию педагога -брать большим и

указательным пальцем фасоль.

 Развивать гибкость пальцев.

Д/и «Найди рыбку в бассейне»

Развивать умения находить мелкие

игрушки в «сухом бассейне» из крыжек.

Д/и «Ежик»

Способствовать формированию умений

пользоваться прищепками, держать

прищепку тремя пальцами , сжимать и

 разжимать ее.

   Ноябрь

«Пальчиковая гимнастика «Семья»

Собирать пальчики в ладошку и разгибать

поочередно, начиная с мизинца.

Подвижная игра «У медведя дом большой»

Упражнять детей в выполнении движений,

согласно тексту.

Упражнение «Цветок из пуговиц для мамы»

Формировать умения детей выкладывать

 простейший узор из пуговиц.

Самомассаж «Ручки»

Развивать умения выполнять движения по

 внешней стороне ладони.

Игра «Я рисую на песке»

Развивать умения рисовать с помощью

 волшебной палочки или пальчиком на песке.

  Декабрь

Пальчиковая гимнастика «Новогодняя елочка»

Упражнять в поочередном соединении

 большого пальчика с остальными левой

и правой рукой вместе.

Конструирование «Башенку для котика»

Привлекать детей к конструированию

 башенки. Строим из картонных коробок.

Д/и «Рисуем на крупе снежинки»

Укреплять и развивать мелкую

моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений

пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Воробышки и собачка»

Упражнять в выполнении движений,

согласно тексту.

   Январь

Игра «Веселый карандаш»

Формировать умения раскатывать

карандаш между ладошками.

Улучшать координацию движений

кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик около дома», «Дорожка в огороде».

Упражнять детей выкладывать из

 счетных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки»

Развивать умения скатывать шарики

 разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Спрячь зайку от волка»

Формировать умения проводить линию

 от одной картинки к другой.

Февраль

Д/и «Массажный мячик для пальчиков»

Развивать сгибательные и разгибательные

 мышцы кистей рук. Отрабатывать

слаженность движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальчиков»

Упражнять детей в поочередном

 касании пальчиков, начиная с большого,

 запоминать названия каждого из них.

Самомассаж «Солим Капусту»

Формировать умения энергично

растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка для зайки»

Упражнять детей выкладывать из

 счетных палочек по образцу.

Д/и «Кукла хочет спать»

Упражнять в закреплении

навыков раздевания.

Март

Пальчиковое рисование «Цветы для мамы»

Развивать умения детей

 рисовать пальчиками, ладошкой.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья.»

Формировать умения

поочередно разгибать пальчики.

Конструирование «Машина из картонных коробок»

Развивать умение сооружать машину,

И подобрать по размеру коробочки, из крышек колеса

Самомассаж «Колобок»

Развивать умения имитировать

скатывание колобков.

«Одень юбочку на куклу Олечку»

Формировать умения детей

 просовывать пуговицу в большое отверстие.

Апрель

Рисование «Дорисуй дождь»

Развивать умения правильно

 держать карандаш.

Конструирование  «Построим шоссе для машин из картона и дерева»

Развивать умения детей сооружать дорожку,

 знакомить с деталями строительного материала.

Игра «Спрячь в ладошке мышку»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи рыбку»

Развивать умения детей левой рукой крепко

 прижимать шаблон к бумаге, а правой

 обводить его карандашом.

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать и

разжимать кулачок.

Май

Игра «Собери бусы из крышек»

Упражнять детей в нанизывании

крупных деталей на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, как живешь? »

Формировать умения детей соединять

 поочередно пальчики одной ладони с другой,

начиная с большого пальчика.

Игра «Шарики - комарики»

Упражнять в соединении большого

и указательного пальцев на обеих руках.

Игра «Где же, где же наши ручки?»

Развивать умения подражать

 движениям взрослого.

«Покормим поросенка»

Формировать умения бросать

мелкие предметы в бутылочку,

 у которой узкое горлышко.

                                  Работа с родителями:

Месяц

Вид деятельности

Сентябрь

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Октябрь

Консультация для родителей «Пальчиковые игры  для развития мелкой моторики»

Ноябрь

Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

Новогодние поделки: «Зимняя сказка»

Январь

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»

Февраль

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Март

Фотовыставка « Руки мамы и мои»

Январь-май

Вместе с родителями создаем  пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок

Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

9. Кольцова М.М «Развитие моторики»

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

11. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 53 комбинированного вида Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга

План по самообразованию

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

на 2019-2020 г.г.

Воспитатель: Ляпунова Инна Напаевна

г. Санкт-Петербург

2019-2020 гг.

Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
  2. Способствовать совершенствованию и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики
  3. Развивать внимание, воображение и творческие способности детей младшего дошкольного возраста
  4. Совершенствовать предметно-развивающую среду младшей группы
  5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в группе
  6. Информировать родителей о значении игр и упражнений для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного.

Актуальность: 

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.

        Работая в младшей дошкольной группе, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, а также не успевают на занятиях.

        Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.

        Наша задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

        Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.

Ожидаемые результаты:

Систематизация материала по развитию мелкой моторики рук у детей 2-4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Познакомить детей со способами обследования предметов.

- Сформировать представления о разновидностях форм работы по развитию мелкой моторики

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста..

Заинтересовать родителей актуальностью развития мелкой моторики рук детей.

Повысить уровень знаний о значимости развития мелкой моторики. Научить создавать дома условия для этого, использовать дидактические игры и правильно подбирать их.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

  • - сотрудничество через консультации,
  • - родительские собрания,
  • - беседы,
  • - совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

         - Дети: 

  • Использование дидактических игр:
  • «Непослушные колечки» (игра с пирамидками)
  • «Забавные шнуровки» (различные шнуровки)
  • «Оденем куклу»
  • «Пришей пуговицу»
  • «Сухой бассейн»
  • «Развешиваем белье»
  • «Веселые ежата», «Где у рыбки хвостик?» (игры с прищепками)
  • «Волшебные палочками» (счетные палочки)
  • «Поиграй на пианино» и др.
  • Включение пальчиковых игр в НОД, утреннюю гимнастику, физ.минутки, в свободную деятельность детей. Аппликация и рисование в традиционной и нетрадиционной технике.
  • Наблюдения на прогулке за живой и неживой природой, за техникой.
  • Экспериментирование, опыты с водой, речным песком, солью, сахаром.
  • Рассматривание книг, иллюстраций предметов народного искусства и своих готовых изделий.
  • Лепка из пластилина и соленого теста.
  • Коллекционирование бусинок, пуговиц, камешков, фантиков и др.
  • Работа с мозаикой разного размера, различными видами ткани, природными материалами
  • Игры с различными конструкторами (мелкий, крупный)
  • Игры по развитию тактильной памяти: «На что похоже?», «Определи на ощупь»
  • Упражнения по развитию мелкой моторики.
  • Чтение художественной литературы и просмотр слайд фильмов

Работа по данному направлению началась с изучения педагогической литературы, анализа исследования ученых по данной теме.

Методическая  работа

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой . мониторинг .

Сентябрь 2019 г

Список использованной литературы

создание предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук.

В течение года.

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Роль мелкой моторики рук в развитии речи дошкольника»

Январь 2020г.

Конспект консультации

Работа с детьми

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Занятия по развитию навыков самообслуживания

В течение года

Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (шнуровки, вкладыши, ходилки и геоконт, складывание разрезных картинок, матрешек, пирамидок )

В течение года

Фотоотчет

Развитие мелкой моторики, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, конструированию (использование нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, лепка из соленого теста, различные конструкторы и т.д.) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений, памяти:

 - «Чудесный мешочек»

 - «Определи на ощупь»

 - «Узнай фигуру»

 - «Найди пару»

 - «На что похоже?» и т.д.

В течение года

Картотека

Дидактические игры с использованием различных предметов, бросового материала:

- «Выложи узор»

- «Составь по образцу»

- «Найди, что спряталось» 

- «Назови фигуры» и т.д.

В течение года

Картотека

Самомассаж кистей рук и пальцев с предметами и без них

В течение года

Картотека

Пальчиковые игры, гимнастика, театр, варежковый театр, театр теней.

В течение года

Картотека

Отчет по самообразованию

Май 2020г.

Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы на актуальные темы: «Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста», консультации: «Роль мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста», «Знакомство с развитием тактильных ощущений, способами обследования предметов», «Мелкая моторика рук как средство развития речи детей», родительские собрания. Были оформлены папки – передвижки, например, «Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей 2-4 лет», «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами». а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.

Работа с родителями

Формы работы

  Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

          Папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами».

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка»

Март 2019г.

Консультация

Отчет по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме:

     Именно использование разнообразных форм работы помогло повысить у детей уровень развития мелкой моторики, сформировать знания по ее развитию. Через различные дидактические игры, упражнения дети познакомились со способами обследования предметов, научились правильно держать карандаш, кисть, повысили навыки самообслуживания. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое мелкая моторика рук, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль занимает в развитии речи ребенка.

Поэтому, можно сделать вывод, что для развития мелкой моторики рук  у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием различных форм работы, дидактических игр, упражнений, а также использовать и в свободной деятельности детей.

                         Список использованной литературы:

1.Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали. Учебное пособие для родителей и воспитателей – Дмитров: Карапуз, 2003

2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004

3.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок Дошкольная педагогика. – 2008 №7. – (С. 33-37.)

4.Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать. – Ярославль,2007

5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009

6.Игры для малышей от 2 до 6 лет / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с

7.Коноваленко. В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений – М.: ООО «Гном-пресс», 2000

8.Ларечина Е.Е. Пальчиковые игры для малышей от 1до 3 лет. – С.-Петербург: Издательство «Родничок», 2011

7.Любина, Г. Как учить стихи… играючи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. – (С. 56-58.)

8.Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. Издательство «Азбука-Классика», 2008

9.Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – (С. 60-64.)

10.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

10.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: Издательство «Родничок», 2001

11.Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)

12.Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками – М.: 2004-20с.

13. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

        

План по самообразованию:

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».  
(Педагог Василий Александрович Сухомлинский)

   Мелкая моторика-это комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

         Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

         Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.         Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории.      Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

         Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.  Детям полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками, с различного вида конструкторами, когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.

Актуальность выбранной темы:

      Профессия педагога-дошкольника требует постоянной работы над собой. Ведь дети все разные, каждое поколение ставит новые воспитательные и образовательные задачи перед нами. Поэтому и молодой, и опытный воспитатель выбирает для себя тему, которой занимается год-два, изучая результаты собственного исследования.

Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Это подтверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», где прописано, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)».

         На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

      Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

 Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.   Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.  

      Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.   Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.   Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.   У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.   В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: 

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности, для овладения новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературы по данной теме.

2. Совершенствовать условия для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, используя современные направления.

3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики

4. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

7.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

 8.Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Ведь в совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышался, когда упражнения сопровождались чтением стихов, потешек.

- пальчиковый театр (использовала во время совместной и самостоятельной деятельности детей). Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером, постановщиком и актером).

-игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

-игры с мозаикой.

-игры с прищепками.

завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров

- работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

- игры в “сухом бассейне”, наполненном цветными крышками. 

- нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тычками, рисование на крупе; 

-лепка из пластилина: отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

- самостоятельная деятельность самих детей.

                      План работы на 2021/2022 год

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Изучить литературу по данной теме, поиск эффективных технологий.

Проведение диагностических обследований.

Октябрь

Заучивание пальчиковых игр. Внедрить в работу с детьми массаж кистей.

 Учить детей одевать и раздевать кукол.

Ноябрь

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

Декабрь

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук

 для детей младшего дошкольного возраста» Ручной труд:

нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки.  

Январь

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной

деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Февраль

Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых.

Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи

детей».

Март

Использование дидактических игр: пазлы, мозаика, игры с прищепками,

 работа со счётными палочками. Изготовление поделок из бумаги.

Апрель

 Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с

 использованием природного материала, самомассаж кистей пальцев рук.

Май

Диагностика уровня развития мелкой моторики. Отчёт по теме

 самообразования.

Перспективный план работы совместной деятельности воспитателя  с детьми в ходе режимных моментов на 2021-2022 год

                                           

Месяц

Содержание

       Задачи

Сентябрь

Д/и «Построй пирамидку»

Упражнять детей в нанизывании колец на

 стержень. Развивать глазомер. Знакомить

 с цветом.  

Пальчиковая гимнастика «Сел на ветку снегирек»

Упражнять детей в поглаживании тыльной и

ладонной

поверхностей кисти рук

подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Аленка-маленька»

Выполнять круговые движения по

ладони левой рук указательным пальцем

правой руки, по очереди загибать все

пальчики, кроме большого.

Конструирование «Поезд» из поролоновых губок

Развивать умение сооружать поезд,

 знакомить с деталями строительного

материала.

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Упражнять детей в одевании и

раздевании кукол.

  Октябрь

Д/и «Чудесный мешочек»

Определять на ощупь предметы,

развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Упражнять в выполнении различных

 имитационных движений.

«Накорми Мишку фасолькой»

Формировать умения действовать

 по указанию педагога -брать большим и

указательным пальцем фасоль.

 Развивать гибкость пальцев.

Д/и «Найди рыбку в бассейне»

Развивать умения находить мелкие

игрушки в «сухом бассейне» из крышек.

Д/и «Ежик»

Способствовать формированию умений

пользоваться прищепками, держать

прищепку тремя пальцами, сжимать и

 разжимать ее.

   Ноябрь

«Пальчиковая гимнастика «Семья»

Собирать пальчики в ладошку и разгибать

поочередно, начиная с мизинца.

Подвижная игра «У медведя дом большой»

Упражнять детей в выполнении движений,

согласно тексту.

Упражнение «Цветок из пуговиц для мамы»

Формировать умения детей выкладывать

 простейший узор из пуговиц.

Самомассаж «Ручки»

Развивать умения выполнять движения по

 внешней стороне ладони.

Игра «Я рисую на песке»

Развивать умения рисовать с помощью

 волшебной палочки или пальчиком на песке.

  Декабрь

Пальчиковая гимнастика «Новогодняя елочка»

Упражнять в поочередном соединении

 большого пальчика с остальными левой

и правой рукой вместе.

Конструирование «Башенку для котика»

Привлекать детей к конструированию

 башенки. Строим из картонных коробок.

Д/и «Рисуем на крупе снежинки»

Укреплять и развивать мелкую

моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений

пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Воробышки и собачка»

Упражнять в выполнении движений

согласно тексту.

   Январь

Игра «Веселый карандаш»

Формировать умения раскатывать

карандаш между ладошками.

Улучшать координацию движений

кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик около дома», «Дорожка в огороде».

Упражнять детей выкладывать из

 счетных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки»

Развивать умения скатывать шарики

 разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Спрячь зайку от волка»

Формировать умения проводить линию

 от одной картинки к другой.

Февраль

Д/и «Массажный мячик для пальчиков»

Развивать сгибательные и разгибательные

 мышцы кистей рук. Отрабатывать

слаженность движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальчиков»

Упражнять детей в поочередном

 касании пальчиков, начиная с большого,

 запоминать названия каждого из них.

Самомассаж «Солим капусту»

Формировать умения энергично

растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка для зайки»

Упражнять детей выкладывать из

 счетных палочек по образцу.

Д/и «Кукла хочет спать»

Упражнять в закреплении

навыков раздевания.

Март

Пальчиковое рисование «Цветы для мамы»

Развивать умения детей

 рисовать пальчиками, ладошкой.

Изготовление подарков для мам и бабушек.

Формировать умение составлять

изображение из деталей.

Конструирование «Машина из картонных коробок»

Развивать умение сооружать машину,

 подобрать по размеру коробочки, из крышек

 колеса

Самомассаж «Колобок»

Развивать умения имитировать

скатывание колобков.

«Одень юбочку на куклу Олечку»

Формировать умения детей

 просовывать пуговицу в большое отверстие.

Апрель

Рисование «Дорисуй дождь»

Развивать умения правильно

 держать карандаш.

Конструирование  «Построим шоссе для машин из картона и дерева»

Развивать умения детей сооружать дорожку,

 знакомить с деталями строительного

материала.

Игра «Спрячь в ладошке мышку»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи рыбку»

Развивать умения детей левой рукой крепко

 прижимать шаблон к бумаге, а правой

 обводить его карандашом.

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать и

разжимать кулачок.

Май

Игра «Собери бусы из крышек»

Упражнять детей в нанизывании

крупных деталей на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, как живешь? »

Формировать умения детей соединять

 поочередно пальчики одной ладони с другой,

начиная с большого пальчика.

Игра «Шарики - комарики»

Упражнять в соединении большого

и указательного пальцев на обеих руках.

Игра «Где же, где же наши ручки?»

Развивать умения подражать

 движениям взрослого.

«Покормим поросенка»

Формировать умения бросать

мелкие предметы в бутылочку,

 у которой узкое горлышко.

                                 

 Работа с родителями:

Месяц

Вид деятельности

Сентябрь

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у

детей младшего дошкольного возраста»

Октябрь

Консультация для родителей «Пальчиковые игры  для развития мелкой моторики»

Ноябрь

Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

Новогодние поделки: «Зимняя сказка»

Январь

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»

Февраль

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Март

Выставка « Руки мамы и мои»

Апрель-май

Вместе с родителями создаем  пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок

Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

9. Кольцова М.М «Развитие моторики»

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

11. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

       Болдиновы

 Степан и Руслан

Аверин

Артём

Никулин Дмитрий

Скрипникова Дарья

Чрагян Андраник

Чолакян Каролина

Гоценко

Ксения

Фарсиян

Алиса

Руденко

Ксения

Чобанян Ламара

Малахов Александр

Деев Глеб

Морозов Кирилл

Бабинцев Семён

Маммадов Алпай

Скалозубова Ксения

Шушанова Стефания

Крицкий Лев

Головина Полина

Смотров Демьян

Сакунц Тигран

Колтыгина Александра

Прокопьева Анна

Козюра Артём

  Скрипникова Дарья

  Прокопьева Анна

  Скрипникова Дарья

  Прокопьева Анна

  Скрипникова Дарья

  Прокопьева Анна

    Дарья

    Анна                 Алиса

     Дарья

     Анна                     Алиса

   Фарсиян Алиса            

  Фарсиян Алиса

   Фарсиян Алиса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...

Отчет о работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

В 2019-2020 учебном году я работаю над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наш...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».       Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует...

Самообразование по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

План самообразования воспитателя по теме : "Развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет через различные виды деятельности"...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Основные направления работы с детьми на занятиях. - пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Ведь в совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективно...