Пальчиковая гимнастика
картотека по развитию речи (старшая группа)

Шевченко Нина Сергеевна

По лексическим  темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr_dlya_detey_5-6_let.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Текст

Движения

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Поочерёдно загибают пальчики.

Поочерёдно разгибают пальчики. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

«У Зиночки»

Овощи в корзиночке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец!

Дети делают ладошки «корзинкой».

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Показывают большой палец.

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот!

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Опять «варят» и «мешают».

«Осень»

Разбросала осень листья,

Разукрасила их кистью

Мы в осенний парк пойдем,

В букеты листья соберем.

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.

Волнообразные движения ладонями.

Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

«Шагают» пальцами обеих рук.

Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно

на каждый лист.

Звонко хлопают в ладоши.

«Мы по городу шагаем»

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

«Шагают» пальчиками по столу.

Загибают поочередно пальчики, начиная с большого.

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

Как у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Надевает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так. Вот так.

Новые кроссовки.

Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках

«Мамины помощники»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.

Потирают ладони.

Загибают пальчики, начиная с мизинца

Потирают ладони

Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках

Хлопают в ладоши

«Машина каша»

Маша каши наварила

Маша кашей всех кормила

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам

Всю посуду заняла

Все до крошки раздала.

Указательным пальцем правой руки «мешают» в левой ладошке.

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды.

Разжимают пальцы.

Сдувают воображаемые крошки с ладошки.

«Повар»

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет,

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьёт поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он!

Ребром ладони дети стучат по столу.

Загибают большой палец правой руки,

Загибают указательный палец,

Загибают средний палец,

Загибают безымянный палец.

Загибают мизинец.

Разводят руками.

«Козлик»

Вот мостик горбатый

Вот козлик рогатый

На мостике встретил он

Серого брата.

Упрямцу с упрямцем

Опасно встречаться.

И козлик с козликом

Стали бодаться.

Бодались, бодались,

Сражались, сражались

И в речке глубокой

Вдвоем оказались.

Пальцы прижаты друг к другу, одну ладонь положить поверх другой.

Правой рукой сделать «козу».

Соединить указательные пальцы и мизинцы обеих рук.

Не отрывая пальцы, друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую.

Разъединить руки и резко опустить их кистями вниз.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним

И …сломаем.

Загибают пальчики. 

Дети "лепят". 

Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.

Грозят пальчиком. 

"Подбрасывают". 

"Ловят". 

"Роняют". 

Топают. 

«Мебель»

У стола четыре ножки.

Сверху крышка, как ладошка.

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Одну рука сжать в кулак.

Ладонь второй положить сверху.

Одну ладонь поставить ребром вверх.

Вторую сжать в кулак и соединить руки

«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем пальчики считать.

Вот кулак, а вот ладошка,

На ладошку села кошка

И крадется потихоньку.

Может, мышка там живет?

Кошка мышку стережет. Мяу!

Загибаем пальчики

Показать кулак и ладошку

По ладошке, перебирая пальчиками, продвигается другая ладошка.

Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки

«Уточка»

Шла уточка бережком,

Шла серая по крутому.

Вела детей за собой,

И малого и большого,

И среднего, и маленького,

И самого любимого.

“Идут”двумя пальчиками по столу, переваливаясь.

Загибают безымянный палец, большой палец.

Загибают средний палец, мизинец,

Загибают указательный палец.

«Птичка»

Птичка летала,

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила,

Птичка пёрышки помыла.

Птичка клювом повела,

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела,

Снова крылышки раскрыла,

Полетела.

Скрестить ладони рук

Сделать замок

Вращение замком

Выпрямленные соединённые мизинцы Изображают клюв

Соединённые мизинцы стучат по столу

Скрещенные ладони делают взмахи

«Новый дом»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Молоток бери, мой друг!

Мы построим новый дом,

Есть окошко в доме том.

Есть еще одно, повыше,

Есть труба вверху на крыше.

Дом готов, зовем гостей:

«Приходите поскорей!»

Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.

Ставят рядом ладошки-«стены»,

Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей».

Мизинец отставляют в сторону - труба.

Делают приглашающий жест рукой.

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Я вас всех приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками

«Весна пришла»

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
А из под старой травки
Уже глядит цветок…

Ладони сомкнуты “ковшом”, поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.

Движения повторяются.

Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вни)

Ладони сомкнуты “ковшом”

Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

«Пароход»

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он словно печка!

Обе ладони поставлены на ребро

«Кого встретили в лесу?»

Раз, два, три, четыре, пять.
Дети в лес пошли гулять..
Там живет лиса.
Там живет олень.
Там живет барсук.
Там живет медведь.

"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук

Рукой показать хвост за спиной.
Пальцы рук разведены в стороны.

Кулачки прижать к подбородку.
Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.

Развести пальцы рук.

Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.

Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

«Путешествие»

Тук-тук–тук, тук–тук–тук.

Наши ушки слышат стук.

Вот ладошечки шуршат,

Наши пальчики трещат.

Теперь в ладоши громко бей,

А теперь ты их согрей .

К путешествию готовы?

Да!

В путь отправимся мы снова:

Сядем мы на самолет и отправимся в полет.

Мы теперь на корабле,

Нас качает на волне.

Едет поезд , колеса стучат!

В поезде много веселых ребят!

Потирание ладоней друг о друга.

Потирание кулачков друг о друга.

Хлопки.

Ладони на щеки.

Кулаки на коленях.

Руки вверх, ладони раскрыть.

Вращательные движения кистями.

Руки вытянуты в стороны, ладони напряжены.

Ладони лодочкой

Одна вверх, вторая вниз.

Ребром ладони двигаем по коленям,

Подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени.

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

«Шагают» пальчиками обеих рук по столу.

Загибают по одному пальчику с мизинца

«Наперсток»

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно,

Пальцу колко.

А наперсток в тот же миг

К девочке на пальчик прыг!

Говорит иголке:

- Шей, а колоться ты не смей!

Левая ладошка раскрыта,

в правой руке — воображаемая иголка.

Иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.

Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указ. палец левой руки наперсток

«Шьют».

Грозят указательным пальчиком левой руки.

«Что принес нам почтальон»

Что принес нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он!

Перевод, журнал, газету

В бандероли две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали!

Сжимают и разжимают кулачки

«Шагают» пальчиками по столу.

На каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

За брусникой, за калиной,

За черникой, за малиной. Землянику мы найдем,

И братишке отнесем!

Пальцы обеих рук «здороваются», начиная с больших пальцев.

Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.

Загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших пальцев

«Деревья»

Вот деревья: клен, рябина,

Липа, дуб, береза, вяз,

Ясень, тополь, елка, пихта

Мы в лесу встречаем вас!

Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами.

Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...