Консультация для педагогов на тему "Развитие мелкой маторики как один изфакторов развития речи у детей "
консультация по развитию речи (младшая группа)
Консультация для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у детей»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ детский сад № 210 «Ладушки» городского округа г.Тольятти.
Воспитатель:
Ромодина Любовь Анатольевна.
Консультация для педагогов
«Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи»
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки.
Дело все в том, что развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Вот поэтому-то в садах так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т. п. При этом интеллект ребенка развивается самым естественным, здоровым образом.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает «Сороку-белобоку» и «Козу рогатую» – все это неспроста. Тренируют руку кубики и сбор пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание куклы. Дети постарше с удовольствием, лепят из теста или пластилина, собирают конструкторы…
Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики. Например, всевозможные «развивающие коврики». Детям предлагается плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки.
Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки по Монтессори.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. И тут много новенького. Вернее, относительно новенького. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".
Игры - шнуровки Марии Монтессори:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали (например, "Мозаика", манипуляция с мелкими предметами (например, с бусинами, вкладывание вкладышей в рамки и многое другое.
В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание малышей. Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными и очень познавательными игрушками. Современный, «технически грамотный» с раннего детства малыш очень часто тянется к вещам, которые, на наш взгляд, не стоит трогать, а тем более ими играть.
Обыкновенные бельевые прищепки могут стать замечательными игрушками для ребенка.
Игры с деревянными бельевыми прищепками, которые дети могли прикреплять к корзинке с тонкими краями, впервые использовала М. Монтессори. Конечно, в ее системе эти предметы - бельевые прищепки - занимали незначительное место.
В настоящее время промышленность выпускает разнообразные бельевые прищепки, различающиеся величиной, материалом, цветом.
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук, особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко.
Прищепки можно также прикреплять к разнообразным деревянным, пластмассовым, картонным полоскам различной длины и ширины, группируя и складывая их в ритмический рисунок: по две-три рядом, а затем с промежутком и т. д.
Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Потренируйте его в этом, попросите положить из корзинки в коробочку сначала красные прищепки, потом синие, желтые и т. д.
Игры с прищепками окажут помощь в формировании элементарных матема-тических представлений ребенка. В определенной степени они являются аналогом абака, т. е. счетного прибора, который используется для определения количества, сравнения двух групп множеств по количеству, для усвоения количественных отношений независимо от величины, протяженности и т. п.
Попросите ребенка дать вам одну прищепку, две, три. Пусть он пересчита-ет их в пределах знакомого ему множества. В более старшем возрасте с помощью прищепок можно научить ребенка решать простейшие арифметические задачи на сложение, вычитание, количественные отно-шения с использованием слов больше, меньше. Игра с прищепками поможет вам сформировать у ребенка понятие о цифре методом соотне-сения количества прищепок с определенными цифрами. Например, предложите ребенку на одинаковые по длине полоски прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует названной (или нарисованной) вами цифре. Можно взять полоски, отличающиеся по длине, к ним соответственно прикрепляется различное количество прищепок, например, к самой короткой — одна прищепка, к следующей по длине — две и т. д. Так составляется числовая лесенка.
Для игр могут использоваться различные по величине круги, к ним в зависимости от размера прикрепляется определенное количество прищепок. Например, к самому маленькому кругу — три прищепки, к следующему по величине четыре или пять и т. д. Прищепки могут прикрепляться и к другим фигурам, например к треугольникам, квадратам, овалам.
Игры с прищепками прекрасно подходят для развития пространственных представлений детей. Поиграйте в такую игру: вы произносите звуки (можно использовать какой-либо музыкальный инструмент, а ребенок в это время прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством услышанных звуков, в различном пространственном расположении: прямо, по кругу, на сторонах квадрата, треугольника и т. п.
Игры с прищепками очень полезны для развития конструктивного мышления ребенка. С их помощью можно сделать самые разные объекты: елочку, солнышко, бабочку, тучку. Можно даже «нарисовать» целую картину. Для этого вам потребуется лист ватманской бумаги, круг желтого цвета, треугольники зеленого цвета (большой и маленький, овал синего цвета, разноцветные удлиненные овалы (все это изготавливается вместе с ребенком) и, конечно же, прищепки разных цветов. Предложите ребенку сделать солнышко, т. е. прикрепить желтые прищепки-лучики к краям желтого круга, а затем — елочку. Для этого к краям зеленого треугольника ребенок крепит зеленые прищепки-веточки. Если к одному краю зеленой полоски прикрепить зеленые прищепки, получится травка. Используя синий овал и синие прищепки-капельки, можно сделать тучку, из которой идет дождик. К небольшим разноцветным овальчикам ребенок прикрепляет по четыре разноцветные прищепки — бабочки. Если ребенок затрудняется, помогите ему. И не забывайте сопровождать все действия речью. Диалог с ребенком во время любой игры — основное условие его всестороннего развития.
Вы можете придумать самые разные истории и рассказать их вместе с вашим малышом. Например, попросите его вспомнить картину, которую он мог наблюдать летом.
«Однажды летом я вышла на полянку. Было красиво, светло, тепло. Я посмотрела вокруг: на земле лежала ровным ковром зеленая трава. (По-ложите в нижнюю часть бумажного листа зеленую полоску с прищепками.) Я дотронулась рукой до травы. Каждая травинка была чуть-чуть колючая и торчала остренькими краями от самой земли. (Пусть ребенок тоже дотронется до «травы».) Я посмотрела вокруг, подняла голову и увидела солнце, оно светило яркими лучами. (В это время ребенок кладет в правый верхний угол листа солнышко.) Над травой порхали бабочки. Одна бабочка с желтыми крыльями, другая — с красными, а у третьей бабочки крылья разноцветные: синие и красные. (Вместе с ребенком разместите бабочек на траве, над травой.) Я посмотрела вокруг и увидела, что на небе появилась тучка. Эта тучка закрыла солнышко, и пошел дождь. (Положите тучку на солнышко.) Дождь капал, капал на траву, на землю. Бабочки спрятались от дождя. Они сели на ветки большой зеленой елки. А рядом с ней росла маленькая елочка, на нее бабочки не стали садиться. Ее веточки не могли спрятать бабочек от дождя. Тучка прошла мимо, дождик прекратился. (Убе-рите тучку.) Бабочки опять вылетели на полянку. Они так интересно летали: то собираясь в круг, то разлетаясь в ряд, то летая друг над другом. (Перемещайте бабочек.) Бабочка с красными крыльями летала выше всех, под ней была бабочка с разноцветными крыльями, а внизу — с синими. Потом бабочки устали летать и опустились на траву».
Затем предложите ребенку самостоятельно составить картину, какую он видел, когда гулял на поляне. Повторите свой рассказ, попросите ребенка составить какую-то одну фигуру. Это уже игра «Составь фигуру». Ребенок прикрепляет к каждой фигуре определенное количество прищепок. Например, чтобы составить солнышко, надо взять пять прищепок желтого цвета, чтобы составить тучку, нужно взять четыре прищепки синего цвета, чтобы получилась елка, можно прикрепить с двух сторон треугольника прищепки зеленого цвета по три к большой елке и по одной — к маленькой. Попросите ребенка подумать, как можно сделать травку (нужно взять много зеленых прищепок и прикрепить их к зеленой полоске).
Картину можно разместить на картоне, на полу.
После того как ребенок составит ту или иную фигуру, предложите ему сказать, сколько прищепок ему понадобилось. Ребенок считает количество прищепок, называет его. Предложите ему назвать количество прищепок определенного цвета. Например, чтобы составить фигуру бабочки, надо взять две прищепки красного цвета и две — синего.
Помогите ребенку обобщить свои действия. Он должен сказать, что всего прищепок четыре, и все они одного цвета (для одноцветных фигурок, или: всего прищепок четыре — две красного и две синего цвета.
Предложите ребенку расположить бабочек на поляне. Сначала скажите, что все бабочки, летая над поляной, расположились в круг. Затем они выстроились в ряд, затем бабочки летали, где хотели. Пусть ребенок вспомнит, куда спрятались бабочки, когда пошел дождь. Ребенок открепляет прищепки от контурного изображения тучки и располагает их над травкой — идет дождь. В это время бабочки прячутся под елкой. Затем ребенок убирает тучку и дождик, оставляя солнышко, и располагает бабочек там, где ему хочется.
Сюжеты игр с прищепками могут быть самыми разнообразными, например: «Ежи и зайцы на поляне» (иголки ежа, уши зайца, ветви елок и т. п. — из прищепок, «Корзина с морковью и репками» («ботва» из прищепок прикрепляется к плоскостным изображениям репок, морковок) и т. п.
С прищепками можно играть и в другие игры. Например, «Развесь платочки разной величины (или разного цвета) на веревке». При выполнении игровых упражнений решается сразу несколько задач: на пространственную ориентировку, на развитие мелкой моторики, на формирование соответствующих заданию математических представлений (количественных, временных, величинных, пространственных) и т. п.
Многолетний практический опыт показал нам, что именно эти игры становятся наиболее любимыми детьми, они вызывают у них большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта.
Итак, раз прищепка, два прищепка. Может получиться интересная игра.
Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там,
где развитие речи происходит своевременно, и особенно там,
где имеется отставание, задержка развития моторной стороны
речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей
путем тренировки движений пальцев рук.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Список используемой литературы:
1. Кольцова М. «Ребенок учиться говорить», Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003
2. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук», М. : «Олма-Пресс», 2001
3. Сорокова М. Г. «Система М. Монтессори. Теория и практика». Учебное пособие. М. : Академия, 2005
4. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», СПб, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....
Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"
Консультация для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья....
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей. "
консультация...
"Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями" Консультация для родителей
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...
Консультация для родителей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».
Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики рук в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР...
Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чем причина задержки речи? Считалось, что главное,...
- Мне нравится (1)