Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (средняя группа)
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чем причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет - больше разговаривать с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно это важное условие, чтобы ребенок заговорил, но нужно учесть еще и другое. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательною областью, являясь ее частью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_palchikovye_igry.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Галкина Т.А.
МДОУ «Детский сад «Березка»
Консультация для педагогов
Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В.А. Сухомлинский
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чем причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет - больше разговаривать с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно это важное условие, чтобы ребенок заговорил, но нужно учесть еще и другое. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательною областью, являясь ее частью.
Может быть, развитие моторной речи зависит от развития моторики в целом? Нет. Наблюдения показали, что это не так. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Отмечено, что для ряда, детей, имеющих речевую патологию, характерно отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами. У игр пальцами есть и другие преимущества. Например, они помогают в обучении таким понятиям, как "вниз" и "вверх", а также понятиям числа и т. д. Они помогают развить чувство ритма, воображение.
Проведенные исследования я наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой опыт: просили ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика /сделай вот, так показываем, как надо сделать/. Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.
В чем же заключается связь движения пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью.
Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движения пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок постигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи /так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи/, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень просты, эмоциональны. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира - предметов, животные, людей, их деятельность, а такие процессы, происходящие в природе. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок.
1. «Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
2. «Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставать колечки друг к другу, поднести к глазам.
3. «Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль».
4. «Стол». Левую ладонь сжать в кулак, поставит на стол, правую раскрыть и положить сверху.
5. «Стул. Кресло». Поставить на стол сжатый кулачок правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку.
6. «Бочка». Неплотно сжать руку в кулак.
7. «Птичка пьет из бочки». Поднеси к «бочке» вторую руку, указательный пальчик опускать в отверстие и поднимать.
8. «Миска, гнездо». Соединить округлые ладони.
9. «Птичка в гнезде». Соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать во внутрь.
10. «Птенцы в гнезде». Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и шевелить ими.
11. «Крыша. Башня. Дом» Кончики пальцев рук соединить в наклонном положении ладоней .
12. «Магазин с прилавком». Положение рук то же, но указательные пальцы соединены по всей длине.
13. «Покупатель и продавец». Положение то же, но большие пальцы расположены по обе стороны «прилавка».
14. «Мостик». Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга.
15. «Кораблик» Округленные ладони снизу плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты сверху.
16. «Ёлка». Пальцы обеих рук скрещены под углом друг к другу.
17. «Солнечные лучи». Окрещенные руки приподняты вверх, пальцы разведены.
18. «Скворечник». Кончики пальцев, вытянутые вверх, соединить, большие пальцы загнуть внутрь.
19. «Беседующие человечки». Поставить на стол два кулака с поднятыми вверх большими пальцами.
20. «Ворота». Кисти рук поставить на ребро, свести кончики пальцев. Открыть и закрыть "ворота".
21. «Цепочка». Большой и указательный палец левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, средний – большой и т. д. Поменять положение пальцев на левой руке и продолжить упражнение.
22. «Шарик». Пальцы каждой руки соединить в щепотку и приблизить друг к другу. Дуть на них, при этом пальчики принимают форму шара. Затем шар сдувается, и пальчики принимают исходное положение.
23. «Колокольчик». Локти поставить на стол, пальцы обеих рук образуют замок. Средний палец одной руки опущен вниз, как язычок колокольчика, и ребенок им двигает.
Тренировка тонких движений пальцев рук, пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки.
Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделяем тренировке движений повышенной сложности, т. е. таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.
Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами.
Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку - белобоку».
Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.
Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
Вот некоторые методические рекомендации к проведению пальчиковых игр:
1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз.
4. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
5. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
6. Все указания даются спокойным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
7. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. К наиболее понравившемся играм можете возвращаться по желанию малыша.
8. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу. Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может отбить интерес к игре.
9. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа , если можно ,ликвидируйте их или поменяйте игру. Игры с изображением предметов, животных и птиц. Эти игры состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, считалками, ритм которых соответствует ритму выполняемого упражнения.
Черепаха. Черепашка, черепашка в панцире живет(1) Высунет головку, (2) обратно уберет (3) (1)Кладем кулачки на стол, можно тихонько постукивать ими. (2)Высовываем указательные пальцы. (3)Убираем пальцы обратно.
Утенок. Ты утенок не пищи лучше маму поищи. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки.
Коза. У козы торчат рога, может забодать она. Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.
Очки. Бабушка очки надела И внучонка разглядела. Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Труба. Дом стоит с большой трубой. В нем мы будем жить с тобой. Смотрит ввысь труба на крыше И дымит, как будто дышит. Руки сжать в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз, - получается длинная «труба».
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры - потешки.
Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым.
Например: «Сорока - белобока» Сорока – белобока При этом указательным пальцем Кашку варила, правой руки выполняем круговые Деток кормила. движения по ладони левой руки. Этому дала, Затем по очереди загибаем мизинец, Этому дала, безымянный, Этому дала, средний, Этому дала, указательный Этому дала.и большой пальцы.
«Ладушки» - Ладушки, ладушки! Выпрямляем пальчики малышана своей ладони. - Где были? У бабушки! Соединяем его ручки ладошкак ладошке. -Что ели? Кашку! Хлопаем в ладоши: -Что пили? Бражку! Еще раз. Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, Ш у -у, полетели! На головку сели! Это самый важный момент:малыш прикасается к своейголове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.
Потешки про пальчики.
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот крепко-крепко спит. Тише, тише, не шумите… Солнце красное взойдет, Утро ясное придет, Будут птицы щебетать, Будут пальчики вставать! Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! Этот пальчик – в лес пошел, Этот пальчик – гриб нашел, Этот пальчик – чистить стал, Этот пальчик – резать стал, Этот пальчик – все съел, Оттого и потолстел. Этот пальчик – лежебока Этот пальчик – занял место, Этот пальчик – ляжет тесно, Этот – пел. Ну, а этот лишь глядел!
Пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук.
Помощник. Топором дрова колю(1) А потом пилой пилю(2) Отнесу их бабушке Чтоб испечь оладушки (3) 1. имитируем движение топора, двигаем вместе ладошками вверх – вниз. 2. имитируем движение пилы, движение ладошками вперед-назад. 3. Показываем ладошки 4. Хлопаем ладонями друг о друга.
Надо спать. А кто не лег в кроватку?(1) А кто не хочет спать?(2) Такого непослушного Я буду щекотать.(3). (1)Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях). (2) Переворачиваем руки на другой бок. (3)Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.
Пальчики. Жили – были на одной поляне пять братьев – пальчиков. Большой пальчик был самым умным и серьезным, все его слушались и относились к нему с уважением. Указательный пальчик был сорванцом. Он все время чтото ковырял, лез, куда не следовало. Средний пальчик был самым высоким и смотрел на всех свысока. Безымянный пальчик был ворчуном, наверное, потому, что ему так и не дали имени. А самым маленьким был Мизинчик и все его любили. При рассказывании сказки взрослый показывает ребенку пальчик, о котором идет речь
Литература
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
5. КрупенчукО. И. «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
6. Черенкова Е. Н. «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Консультация будет полезна воспитателям и родителям. Здесь предложены различные игры с детьми....
Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...
Программа саморазвития Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Актуальность На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ру...
Тема: "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
План по самообразованию на 2019-2024 г.г. воспитателя Сагдиевой Рузии Рафиковны...
ПЛАН по самообразованию Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
ПЛАНпо самообразованию Тема: «Пальчиковые игры и упражнения,как средство развития речи удетей дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...
Индивидуальный образовательный маршрут Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Использование пальчиковых игр и упражнений для речевого развития детей. Есть план работы с детьми и родителями, картотека пальчиковых игр и упражнений....