Дополнительная общеобразовательная программа "Логоритмика" для детей 3 - 4 лет
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Дополнительная общеобразовательная программа "Логоритмика" для младших дошкольников (3 - 4 лет) , цель которой - профилактика нарушений речи и развитие мелкой моторики у младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_logoritmika_3-4_goda.docx | 243.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 комбинированного вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
_____________________________________________________________________________
195027, Санкт-Петербург, пр. Металлистов д.20 литер А, т/ф: 224-21-66
ПРИНЯТО Решением Педагогического совета ГБДОУ детский сад № 22 | УТВЕРЖДЕНО приказом ГБДОУ Детский сад № 22 Заведующий ГБДОУ №22 ______________ Ю.В. Лебедева |
СОГЛАСОВАНО
Совет родителей (законных
представителей)
Протокол № 1 от 30.08.2022г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Логоритмика»
Возраст обучающихся: 3 - 4 года
Срок реализации: 8 месяцев
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Тулина Мария Сергеевна
Санкт-Петербург
2022
СОДЕРЖАНИЕ | |||
№ | Наименование раздела | стр. | |
| |||
1.1. | Пояснительная записка | 3 | |
1.1.1. | Цели и задачи реализации программы | 5 | |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию программы | 6 | |
1.2. | Возрастные особенности развития дошкольника 3 - 4 лет | 7 | |
1.3. | Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры) | 8 | |
| |||
2.1. | Содержание программы | 10 | |
2.1.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка | 10 | |
2.2. | Взаимодействие взрослых с воспитанниками | 11 | |
2.2.1. | Структура логоритмического занятия | 11 | |
2.2.2. | Содержание занятий по логоритмике | 12 | |
2.2.3. | Использование культурных практик | 13 | |
2.2.4. | Способы и направления поддержки детской инициативы | 14 | |
2.3. | Взаимодействие с семьями воспитанников | 15 | |
| |||
3.1. | Организация образовательной деятельности | 16 | |
3.1.1. | Организационно-педагогические условия реализации Программы | 16 | |
3.1.2. | Планирование образовательной деятельности | 18 | |
3.1.3. | Система педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения Программы | 20 | |
3.2. | Условия реализации программы | 22 | |
3.2.1. | Материально-техническое обеспечение Программы | 22 | |
3.2.2. | Кадровые условия реализации Программы | 22 | |
3.2.3. | Информационно - методическое обеспечение Программы | 23 | |
| |||
4.1. | Приложения | 26 | |
Приложение 1. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на 2022 – 2023 учебный год | 26 | ||
Приложение 2. Сводная таблица результатов диагностики детей | 45 | ||
Приложение 3. Примерная картотека игр, упражнений по Логоритмике | 47 |
- Пояснительная записка
Реализация Дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности «Логоритмика» (далее Программа) предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие младших дошкольников (3 – 4 года) с окружающим миром.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее ФГОС ДО);
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодежи» СП 2.4.3648-20;
- «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» СанПиН 1.2.3685-21;
- Устав ГБДОУ Детский сад № 22;
- Положение о программе дополнительного образования в организации.
Актуальность Программы
Речь – одна из важных сторон развития ребенка. Этот чудесный дар природы не дается человеку от рождения, и взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлексы головного мозга»,1866). Также было доказано советским ученым, неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребенка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, профилактики и преодоление речевого и сопутствующих нарушений, путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально – волевых качеств личности.
С этой целью была разработана Программа, которая составлена на основе учебно-методического пособия М.Ю.Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду».
Направленность Программы
- активизацию речевого развития;
- формирование правильного дыхания;
- формирование необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации;
- развитие чувства ритма;
- развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики;
- развитие эмоционально-личностных качеств дошкольника.
Новизна Программы
Логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Направления работы Программы
- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
- развитие мелкой моторики – пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики;
- развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости;
- развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.
Цели и задачи Программы
Цель: профилактика речевых и психомоторных нарушений у младших дошкольников (3 – 4 года)
Задачи:
- развивать речевое дыхание;
- развивать подвижность и переключаемость артикуляционного аппарата;
- развивать тонкие движения пальцев рук;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
- формировать грамматический строй и связную речь.
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать переключаемость, координацию движений и моторных функций;
- развивать ритмическую выразительность;
- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- формировать правильную осанку, походку.
- Принципы и подходы к формированию программы
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными ФГОС ДО:
- индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- интеграции, выполнение развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников;
- конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- систематичности и последовательности проведения занятий;
- постепенности подачи учебного материала;
- концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;
- поддержки инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
- вариативности, обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития.
Методологические подходы к формированию Программы:
- личностно-ориентированный подход – опора на уже сформированные личностные структуры обучающихся (их мотивацию, самосознание, ценности);
- индивидуальный подход учет индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей, обучающихся;
- возрастной подход – ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей.
- позитивный подход – опора на сильные стороны личности и поведении ребенка, позитивная ориентация обучения.
- Возрастные особенности развития дошкольника 3 - 4 лет
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности, и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого; он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
- Планируемые результаты освоения Программы
(целевые ориентиры)
Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
В результате освоения Программы повысится уровень развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка:
- зрительного восприятия, внимания и памяти;
- слухового внимания и памяти;
- статической координации движений;
- произвольной регуляции мышечного тонуса;
- ориентировки в схеме собственного тела;
- ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
- восприятия пространственных признаков предметов;
- динамической координации движений рук;
- артикуляционной моторики;
- мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
- слогоритмической структуры слов;
- поставленных звуков;
- функций фонематического слуха;
- понимания предметного, глагольного словаря.
Результаты освоения Программы определяются в ходе диагностики, являются ориентиром для педагогов и родителей и определяют направленность воспитательной деятельности взрослых.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Содержание Программы
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, представлено в пяти образовательных областях, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
- Описание образовательной деятельности в соответствии
с направлениями развития ребенка
Образовательная область | Образовательная деятельность |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Познавательное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
Физическое развитие |
|
- Взаимодействие педагога с воспитанниками
- Структура логоритмического занятия
№ | Структура | Длительность | Содержание |
1 | Вводная часть | 3 минуты |
|
2 | Основная часть | 10 минут |
|
3 | Заключительная часть | 2 минуты |
|
Итого: | 15 минут |
- Содержание занятий по логоритмике
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Виды упражнений | Задачи |
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве | Тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса. |
Динамические упражнения | Регуляция мышечного тонуса, развитие умения расслаблять и напрягать группы мышц. |
Артикуляционные упражнения | Позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. |
Дыхательная гимнастика | Помогает выработать правильность речевого дыхания, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. |
Упражнения на развитие внимания и памяти | Развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. |
Упражнения –чистоговорки | Автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. |
Речевые игры | Способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач |
Ритмические игры | развивают чувство ритма, темпа |
Пение песен | Развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков |
Пальчиковые игры и сказки | Способствуют скорейшему речевому развитию |
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах | Развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения |
Театральные этюды | Развивают мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение |
Коммуникативные игры | Формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать |
Подвижные игры, хороводы, физкультурные минутки | Тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений |
Средства реализации образовательной программы:
На занятиях по логоритмике используются различные средства:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные;
- реальные и виртуальные.
Данные средства направлены на развитие двигательной, игровой, речевой, музыкально-ритмической деятельности детей.
Педагогические приемы:
- этапность – от простого к сложному;
- положительное воздействие педагога: улыбка, добрый взгляд, хорошее настроение, поощрение, использование шуток, юмора, переключение внимания, скрытие недостатков;
- исключение отрицательных оценок.
- Использование культурных практик
- организации саморазвития ребенка в детско-взрослой общности;
- взаимодействие детей и взрослых.
- Способы и направления поддержки детской инициативы
Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание ребёнка в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребёнка. Инициативный ребёнок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайное значение для развития личности ребёнка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребёнку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомлённости. Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность и динамичнее развитие личности. Одно из важных направлений поддержки детской инициативы является использование педагогами метода проектов, который позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребёнка и поддерживать устойчивый познавательный интерес. Ребёнок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности. Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется:
- через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- через поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
- через создание условий для самостоятельной деятельности детей в развивающей предметно-пространственной среде группы;
- благодаря совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого и детей;
- помощью игровых проблемных ситуаций;
- за счёт использования разнообразных средств наглядности, технических средств обучения, новизны и оригинальности подачи материала и содержания разных видов детской деятельности в соответствии с интересами и индивидуальными возможностями ребёнка.
- Взаимодействие с семьями воспитанников
Основными направлениями взаимодействия с семьей по реализации программы являются:
- повышение педагогической культуры родителей в рамках ознакомления с логоритмикой, ее значением для развития дошкольников;
- активизация участия родителей в жизни группы и в образовательной деятельности по реализации Программы.
Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей.
Чтобы раскрыть родителям возможности Логоритмики используются разнообразные формы работы:
Информативные | Образовательные | Исследовательские |
Родительское собрание Индивидуальная беседа Информационный стенд Фотовыставка | Консультация Папка-передвижка Мастер класс | Анкетирование Тестирование |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Организация образовательной деятельности
Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения. Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности два раза в неделю с детьми младшего дошкольного возраста. Занятия проходят во вторую половину дня. Продолжительность занятий соответствует СанПиН 2.4.1. 1249-03 к «Требованиям к организации режима дня и учебных занятий».
Наименование программы | Возрастная группа | Кол-во занятий в неделю | Продолжитель-ность занятия | Формы аттестации/контроля | |
в неделю | в год | ||||
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Логоритмика» | 3 - 4 года | 2 | 64 | 15 мин | Педагогическая диагностика |
- Организационно-педагогические условия реализации Программы
В программе используются педагогические технологии среди них – педагогические технологии личностно ориентированного подхода, сотрудничества и сотворчества, игровые технологии, методы развития познавательной активности дошкольников, здоровье сберегающие.
Здоровье сберегающие технологии, используемые в программе:
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
К ним относятся:
- организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
- обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
- возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- соблюдение мер по предупреждению травматизма.
С целью усиления развивающего эффекта форм и методов работы с детьми программа предусматривает методы активизации познавательной активности детей:
- проблемные вопросы;
- проблемные ситуации;
Требования к условиям включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
- Планирование образовательной деятельности
Месяц | Неделя | Кол-во занятий в месяц | № занятия | Название занятия | Объем образовательной нагрузки (кол-во минут/часов) |
Октябрь | 1 | 8 | 1 | Вводное занятие. Диагностика | 15 мин |
2 | 15 мин | ||||
2 | 3 | Дудочка | 15 мин | ||
4 | Солнышко и дождик | 15 мин | |||
3 | 5 | Тучка | 15 мин | ||
6 | Осенние листья | 15 мин | |||
4 | 7 | Осень в лесу | 15 мин | ||
8 | Яблонька | 15 мин | |||
Ноябрь | 1 | 9 | 9 | Чудесное яблоко | 15 мин |
10 | Как растили капусту | 15 мин | |||
2 | 11 | Репка | 15 мин | ||
12 | Осенние подарки | 15 мин | |||
3 | 13 | До свиданья, птицы! | 15 мин | ||
14 | Домик для воробья | 15 мин | |||
4 | 15 | Холодно! | 15 мин | ||
16 | Приближается зима | 15 мин | |||
5 | 17 | Про то, как рыжий кот у бабушки живет | 15 мин | ||
декабрь | 1 | 9 | 18 | Домок-теремок | 15 мин |
2 | 19 | День рожденья зайчика | 15 мин | ||
20 | Зимовье зверей | 15 мин | |||
3 | 21 | Зима в лесу | 15 мин | ||
22 | Медвежонок Мишутка | 15 мин | |||
4 | 23 | Серебряный ключик | 15 мин | ||
24 | Дед Мороз спешит на елку | 15 мин | |||
5 | 25 | Украшаем елочку | 15 мин | ||
26 | Наступает Новый год | 15 мин | |||
январь | 1 | 7 | 26 | Новогодний праздник в лесу | 15 мин |
28 | Рукавичка | 15 мин | |||
2 | 29 | Снеговик | 15 мин | ||
30 | Кошка и котята | 15 мин | |||
3 | 31 | Помогите птицам | 15 мин | ||
32 | Кукла Аня | 15 мин | |||
4 | 33 | Новоселье у куклы | 15 мин | ||
Февраль | 1 | 7 | 34 | Парад игрушек | 15 мин |
2 | 35 | Котята и щенок | 15 мин | ||
36 | У бабушки в гостях | 15 мин | |||
3 | 37 | Как снеговики солнце искали | 15 мин | ||
38 | Армейская карусель | 15 мин | |||
4 | 39 | Поезд игрушек | 15 мин | ||
5 | 40 | Иван Иваныч Самоварыч | 15 мин | ||
Март | 1 | 9 | 41 | У меня полно хлопот | 15 мин |
2 | 42 | Как козлик маму искал | 15 мин | ||
43 | Как цыплята солнце будили | 15 мин | |||
3 | 44 | Новая столовая | 15 мин | ||
45 | В гости к нам пришли матрешки | 15 мин | |||
4 | 46 | Весеннее солнышко | 15 мин | ||
47 | Паровозик из Ромашково | 15 мин | |||
5 | 48 | Зайкина шубка | 15 мин | ||
49 | Храбрый цыплёнок | 15 мин | |||
Апрель | 1 | 8 | 50 | Мамы и малыши | 15 мин |
51 | Прилетайте, птицы! | 15 мин | |||
2 | 52 | Весенний ручеек | 15 мин | ||
52 | Кораблик | 15 мин | |||
3 | 54 | Как петушок утро проспал | 15 мин | ||
55 | Прогулка в весеннем лесу | 15 мин | |||
4 | 56 | Дела много у зверей | 15 мин | ||
57 | Чей это домик? | 15 мин | |||
Май | 1 | 7 | 58 | Утренние лучи | 15 мин |
59 | Петушок и его семья | 15 мин | |||
2 | 60 | Колечко | 15 мин | ||
3 | 61 | Бобровый пруд | 15 мин | ||
62 | Пароходик | 15 мин | |||
4 | 63 | Дуся ехала на дачу | 15 мин | ||
64 | Диагностика | 15 мин | |||
Всего: | 960 мин / 16 часов 00 мин |
- Система педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С.
Критерии:
Слуховое внимание.
- Дифференциация звучащих игрушек: «Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника или колокольчик?» (5 предметов). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
- Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление (5 заданий).
Ориентирование в пространстве.
- Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо (5 заданий).
По 1 баллу за правильное выполнение.
- Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади (5 заданий).
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений:
- сначала по показу педагога (1 движение)
- затем по словесным указаниям (1 движение).
Наблюдая за детьми, определить и оценить (где, 0 – показатель отсутствует, 1 – показатель есть):
- силу движений (0-1)
- точность движений (0-1),
- темп движений (0-1),
- координацию движений (0-1),
- переключение от одного движения к другому (0-1).
Состояние мелкой моторики.
- Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка (5 заданий). По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
- Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
- Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
- Переключение от одного движения к другому.
- «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
- Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой) (5 заданий). По 1 баллу.
- Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот (5 заданий). По 1 баллу.
Слухоречевая память – игра «Попугай»
Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.
Попугай, попугай,
Все за мною повторяй.
Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.
- Для детей 3 – 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок) (1 балл за каждое правильно названое слово).
Двигательная память – игра «Обезьянка»
Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.
Обезьянкой быть хочу,
Что покажешь, повторю.
– Детям 3 – 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед). (1 балл за каждое правильно выполненное движение)
Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.
Сводная таблица результатов диагностики детей (см. Приложения 2)
Баллы за задания суммируются и подводиться итог. Оценка в баллах носит условный характер и введена с целью прослеживания динамики развития, при этом основное внимание необходимо уделить углубленному качественному анализу результатов диагностики.
На основе балловых показателей определены 3 уровня освоения Программы.
Предлагаем следующую шкалу оценки уровней:
высокий уровень – 50 и более баллов;
средний уровень – 16 – 49 баллов;
низкий уровень – до 15 баллов;
Уровни освоения программы:
- Высокий уровень (В) – дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений.
- Средний уровень (С) – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен.
- Низкий уровень (Н) – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки.
- Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение Программы
Оснащение кабинета:
Для реализации Программы используются специально просторное помещение, оборудованное стеллажами, демонстрационой магнитной доской, подушками для сидения на полу.
ТСО:
Аудио-устройство.
Дидактический материал:
- картинный (иллюстративный) материал по лексическим темам;
- библиотека методической литературы;
- аудиотека;
- пальчиковый театр;
- разнообразные игрушки и атрибуты по лексическим темам.
В распоряжении педагога должны быть разнообразные атрибуты: ленты, мячи и обручи разных размеров, гимнастические палки, флажки, султанчики, «цветы», «листочки», детские шумовые музыкальные инструменты, зеркала для артикуляционной гимнастики, наборы шпажек для пальчиковой гимнастики, массажѐры и тренажѐры для рук, трубочки, вата и ватные диски для дыхательной гимнастики.
- Кадровые условия реализации Программы
Реализация Программы осуществляется педагогом дополнительного образования. Образование педагогического работника соответствует квалификационным требованиям по должностям и профессиональному стандарту педагога. Повышение квалификации педагогов осуществляется в соответствии требованиями законодательства, перспективным планом и запросами педагогов. Повышение квалификации педагогов является условием профессионального и личностного роста, залогом их успешной профессиональной деятельности.
- Информационно - методическое обеспечение Программы
Информационное обеспечение:
- https://gramoteyka.jimdofree.com/
- https://elenagaidar.ru/wp-content/uploads/2020/06/1234-01-1536x635.jpg
- https://www.maam.ru/obrazovanie/logoritmika/mladshaya-gruppa
- https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/logoritmika/
- https://proshkina.pro/sbornik/index.html
- https://deti-online.com/pesni/logoritmika-zheleznovy/
- http://logoped.kam16.caduk.ru/p67aa1.html
- https://vk.com/music/playlist/-192909318_1
- https://deti-online.com/pesni/logoritmika-zheleznovy/
- https://web.ligaudio.ru/mp3/железновы.%20подвижные%20игры-песенки%20для%20детей.
и др. методические материалы сети Интернет
Методическое обеспечение:
- Диагностика нарушений речи детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. ДЕТСТВО-ПРЕСС, РГПУ им. Герцена - СПб.: 2001;
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.:ТЦ Сфера, 2005;
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 М., «ТЦ Сфера», 2010
- Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., «Скрипторий», 2013г.
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно–развивающей работы в детском садике», СПб, Детство-Пресс, 2014 г;
- Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
- Новикова О. Логоритмика: Игры и упражнения: Методическое пособие: - М.,2005
- Оганесяс. А. К. Логоритмика: - М.С.Г.И.2000
- Тимофеева Е.Ю. Чернова. Е. И. Пальчиковая гимнастика: -СПб.2006
- Фомичева. М.Ф. Учите детей говорить правильно: Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: -м.1986
- Шашекина Г.Р. Логоритмика:- м Владос2005
- Чижова Е. Рисуем и рассказываем/ сер. Развивающие методики: -М 2005
- Кисилева Т. В. Манакова Л.А. Логопедическая ритмика в системе коррекционно -развивающей работы с детьми.
- Воронина. А. Е. Логоритмика
- Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», М, ВЛАДОС, 2002
- Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для дошкольников. С-П., Детство-пресс, 2013
- Логоритмика по методике Железновой Е.В. «Развиваем речь через движение»
- Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. — М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997. —88с
- Дедюхина Г.В.: Работа над ритмом в логопедической практике. Методическое пособие. –М., Айрис-Пресс, 2006
- И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики». С-П., Невская нота,2009 г.
- «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова, М, ИНКА-ПРЕСС, 2000;
- Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».
- Князева О.Л. Программа «Я-Ты-Мы». М., «Мозаика -Синтез», 2003г.
- Шаманская Л.Н. Путешествие по сказкам. М., «ТЦ-Сфера», 2010г.
- Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г.
- Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб.,
- «Музыкальная палитра», 2004г.
- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Приложения
Приложение 1
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на 2022 – 2023 учебный год
Месяц | Неделя | № занятия | Название занятия | Задачи | Содержание |
Октябрь | 1 | 1 | Вводное занятие. Диагностика | Исследования:
|
|
2 | |||||
2 | 3 | Дудочка |
|
| |
4 | Солнышко и дождик |
|
| ||
3 | 5 | Тучка |
|
| |
6 | Осенние листья |
|
| ||
4 | 7 | Осень в лесу |
|
| |
8 | Чудесное яблоко |
|
| ||
Ноябрь | 1 | 9 | Яблонька |
|
|
10 | Как растили капусту |
|
| ||
2 | 11 | Репка |
|
| |
12 | Осенние подарки |
|
| ||
3 | 13 | До свиданья, птицы! |
|
| |
14 | Домик для воробья |
|
| ||
4 | 15 | Холодно! |
|
| |
16 | Приближается зима |
|
| ||
5 | 17 | Про то, как рыжий кот у бабушки живет |
|
| |
Декабрь | 1 | 18 | Домок-теремок |
|
|
2 | 19 | День рожденья зайчика |
|
| |
20 | Зимовье зверей |
|
| ||
3 | 21 | Зима в лесу |
|
| |
22 | Медвежонок Мишутка |
|
| ||
4 | 23 | Серебряный ключик |
|
| |
24 | Дед Мороз спешит на елку |
|
| ||
5 | 25 | Украшаем елочку |
|
| |
26 | Наступает Новый год |
|
| ||
январь | 1 | 26 | Новогодний праздник в лесу |
|
|
28 | Рукавичка |
|
| ||
2 | 29 | Снеговик |
|
| |
30 | Кошка и котята |
|
| ||
3 | 31 | Помогите птицам |
|
| |
32 | Кукла Аня |
|
| ||
4 | 33 | Новоселье у куклы |
|
| |
Февраль | 1 | 34 | Парад игрушек |
|
|
2 | 35 | Котята и щенок |
|
| |
36 | У бабушки в гостях |
|
| ||
3 | 37 | Как снеговики солнце искали |
|
| |
38 | Армейская карусель |
|
| ||
4 | 39 | Поезд игрушек |
|
| |
5 | 40 | Иван Иваныч Самоварыч |
|
| |
Март | 1 | 41 | У меня полно хлопот |
|
|
2 | 42 | Как козлик маму искал |
|
| |
43 | Как цыплята солнце будили |
|
| ||
3 | 44 | Новая столовая |
|
| |
45 | В гости к нам пришли матрешки |
|
| ||
4 | 46 | Весеннее солнышко |
|
| |
47 | Паровозик из Ромашково |
|
| ||
5 | 48 | Зайкина шубка |
|
| |
49 | Храбрый цыплёнок |
|
| ||
Апрель | 1 | 50 | Мамы и малыши |
|
|
51 | Прилетайте, птицы! |
|
| ||
2 | 52 | Весенний ручеек |
|
| |
52 | Кораблик |
|
| ||
3 | 54 | Как петушок утро проспал |
|
| |
55 | Прогулка в весеннем лесу |
|
| ||
4 | 56 | Дела много у зверей |
|
| |
57 | Чей это домик? |
|
| ||
Май | 1 | 58 | Утренние лучи |
|
|
59 | Петушок и его семья |
|
| ||
2 | 60 | Колечко |
|
| |
3 | 61 | Бобровый пруд |
|
| |
62 | Пароходик |
|
| ||
4 | 63 | Дуся ехала на дачу |
|
| |
64 | Заключительное занятие. Диагностика |
|
|
Приложения 2
Сводная таблица результатов диагностики детей
Группа № ______________________
Дата обследования: начало года____________________
конец года____________________
№ | Ф.И. ребенка | Слуховое внимание | Слухо-речевая память | Двига-тельная память | Общая моторика | Мелкая моторика | Ориентировка в пространстве | Всего балов | ||||||||||||||||||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | |||||||||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||||
Итого: | В | |||||||||||||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||||||||||||||
Н |
Приложения 3
Примерная картотека игр, упражнений по Логоритмике
Упражнение на развитие общих движений
1) Потягушки
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги "ползет" по полу вперед, а левая вытянутая рука одновременно тянется в противоположную сторону; затем то же самое делает левая пятка ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз.
2) Бревнышко
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки плотно прижаты к телу, ноги соединены. Мы предлагаем ребенку закрыть глаза и почувствовать себя частью могучего ствола красивого дерева. На счет от 1 до 6 тело ребенка начинает перекатываться по полу, например, справа налево. На счет от 6 до 1, перекатываясь в противоположном направлении, ребенок возвращается на исходную позицию. Повтор 5–7 раз.
В этом упражнении можно варьировать темп – убыстрять, замедлять. Можно не использовать счет вообще, предоставив ребенку возможность спонтанного движения.
3) Лодочка (лежа на спине лицом вверх)
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги (носочки при этом оттянуты), голову, делая "лодочку". Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. Далее следует релаксационное расслабление. Затем повторение упражнения. Делается 3–5 раз.
4) Лодочка (лежа на животе лицом вниз)
Выполняется ребенком точно так же.
Далее следуют два упражнения на активное ползание.
5) Поспешим к Айболиту
Можно рассказать детям историю о сказочном лесе, в котором появился злой охотник и ранил зверят: зайчика в передние лапки, а медвежонка в задние. Зверята ползут к доброму Айболиту, который их обязательно вылечит.
а) "Раненый зайчик"
Ребенок лежит на животе, голова приподнята над полом, руки плотно прижаты к телу. Попеременно сгибая в коленях то правую, то левую ногу, ребенок начинает ползти до указанного ведущим препятствия.
б) "Раненый медвежонок"
Исходное положение то же, но ноги соединены. Ребенок попеременно сгибает в локтях то правую, то левую руку и, опираясь на локти, ползет до указанного места.
Рекомендуется упражнения, а и б проводить на счет, то есть задавая определенный ритм и темп попеременной работы правой и левой частей тела.
6) Четвереньки
Ребенок становится на четвереньки, опираясь о пол коленями и ладонями рук. Ведущий четко задает ритм и темп ползания на четвереньках. При ползании необходимо переставлять вперед противоположные руки и ноги одновременно. Можно использовать веселое музыкальное сопровождение. Можно ввести игровой и соревновательный моменты, предложив детям, например, ползать с закрытыми глазами.
7) Канатоходец
Исходное положение – стоя, руки опущены, перед ребенком кладется длинная веревка. Это канат под куполом цирка, по которому надо пройти как настоящему канатоходцу (в руки ребенку можно дать флажки или ленточки).
Шаг правой ноги – поднимаем левую руку, шаг левой ноги – поднимаем правую руку, а левая при этом опускается. Носочки ног при таком движении должны быть оттянуты.
8) Перекрестные шаги
Координируем движения ребенка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога.
Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого.
Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого.
Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево – и другие модификации перекрестного шага.
9) Перекрестные прыжки
Выполняются так же, но ребенок не ходит, а подскакивает.
10) Перекрестный шаг сидя
Ребенок представляет себя мотоциклистом.
Заводим мотоцикл и "едем": локти рук касаются противоположных колен.
11) Вращение шеи
Дышим глубоко, расслабляем плечи, опускаем голову вниз. Медленно вращаем головой из стороны в сторону, снимая напряжение на выдохах.
12) кошка
Кошка мышку увидала, Дети становятся парами
Подошла и так сказала: протягивают друг другу руки
-Одиноко у старушки Хлопки в ладоши
Жить одной мне без подружки.
Знаешь что? Давай дружить! Кружение парами
В гости будем мы ходить. Хлопки в ладоши
13) «самолет»- руки в сторону, бег по кругу.
14) «паровозик»- руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу. Ходьба между стульями, с круговыми движениями рук.
15) «кораблик» - руки в перед, ладони прижаты друг другу. Ходьба по кругу с покачиваниями вправо, влево (раскачиваются на волнах).
Упражнения на развитие внимания и памяти.
Развитие слухового внимания
- отгадай, что звучит. Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
- Солнце или дождик. Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
- Разговор шепотом. Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
- Посмотрим, кто говорит. Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
- Слышим звон и знаем, где он. Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
- Логопед называет ряд звуков. Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат тот звук С: А, У, И, Л', И, Т, К, С.
Игра с мячом.
Логопед предлагает каждому ребенку быть звуком С и «получить подарок» - гласный звук {А, О, У, Ы, И). Далее, кидая ребенку мяч, он называет только гласный, а тот, возвращая мяч, называет слог со звуком С (СА, СО, СУ, СЫ).
7. Логопед читает стихотворение. Когда дети услышат слова со звуком Л', они звонят в колокольчики:
Падают, падают листья. В нашем саду листопад. Желтые, красные листья. По ветру вьются, летят.
Упражнение на развитие речевого внимания
1) Мы играли в хоккей, поломали все плюшки,
Мама нам испекла очень вкусные клюшки.
Быстро мчался спортсмен, нажимал на медали,
И вручили ему за победу педали.
2) Ведущий: "Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите".
Даем первую цепочку: "А–О–У–Э". Затем ведущий просит повторить ее одного из ребят. Если звуки произнесены верно, то цепочку звуков повторяет хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит: "Ребята, я был невнимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста, повторите звуки еще раз".
Вторая цепочка может выглядеть так: "У–А–Ы–И–Э–О". Работа с ней идет по тому же алгоритму.
Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.
Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением.
3) Ведущий: "Ребята, вы уже знаете все звуки и буквы, хорошо их проговариваете, быстро находите в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а затем по моей команде повторите. Но теперь, проговаривая звук, мы будем рисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто мы с вами рисуем на листе белой бумаги".
4) Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:
ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА;
ПА–НА–РА–КА–ДА.
В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение "Галактическое собрание".
5) «Летает – не летает»
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет;
6) «Съедобное – несъедобное»
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.
7) «Наблюдательность»
В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали;
8) «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти. Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами;
9) Где что было
Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.
10) Обезьянки
Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.
Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры "Танграм", "Вьетнамская игра" и т.д.
Ход игры: ведущий предлагает детям: "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны, возможно, точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).
Упражнения на развитие чувства ритма.
Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа
- Передача мяча на каждую сильную долю такта. Музыка «Итальянская полька» С. Рахманинов.
- Ходьба под музыку, если темп ускоряется, дети идут быстрее или бегут, и наоборот.
- Воспитатель прохлопывает ритм, а дети должны его повторить.
- Чтобы долго дом стоял, чтобы прочным был он, надо аккуратно надо аккуратно забить гвозди в доски. (дети сидят на полу скрестив ноги). Справа тук! (Ударяют справа от себя) Слева тук! (Ударяют слева от себя) Вперед тук, тук, тук! (Обоими кулаками стучат перед собой).
- ребенок сам отстукивает любой ритм, а другие дети его повторяют.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Пассивная гимнастика (массаж)
Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.
Массаж включает в себя следующие типы движений:
- поглаживание: совершается в разных направлениях.
- растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
- вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер)
- массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).
- сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
Пальчиковые игры
Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений:
зайчик: | |
человечек: |
ёжик: | |
кошка: |
коза рогатая: | |
очки: |
бабочка: |
Потешки для мелкой моторики
Сорока
Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила.
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)
Этому не дала: ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил –
Ничего тебе нет!
(мизинец не загибается)
Ладушки
- Ладушки, ладушки! Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашку поели, бражку попили.
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
Шу-у-у…полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(поднимают руки вверх и опускают на голову)
Варежка
Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)
"Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы разжать, кроме большого)
Маша варежку сняла:
"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)
Ищешь, ищешь - и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?" (сжать пальцы в кулачок)
Братцы
Идут четыре брата навстречу старшему.
- Здравствуй, большак - говорят.
- Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
(соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)
Замок
На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(расцепить пальцы)
Упражнения на развитие речевого дыхания
Как выполнять упражнения
- воздух набирать через нос
- плечи не поднимать
- выдох должен быть длительным и плавным
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
- футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
- ветряная мельница. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
- снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
- листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
- бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
- кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
- одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
- шторм в стакан. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
- «Подуем на плечо»
Подуем на плечо, подуем на другое.
Нам солнце горячо, пекло дневной порою.
Подуем мы на грудь и грудь свою остудим.
Подуем мы на облака и остановимся пока.
10. Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.
Упражнение на развитие силы голоса
- Фонетическая ритмика гласных звуков от тихого к громкому: А, О, У, Ы, Э.
- Тянуть любой гласный звук максимально долго.
Упражнение на развитие просодии
Произношение слов с утрированным выделением каждого звука.
Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки. Я скажу слова медленно, тихо, а вы – громко и быстро: Мммааалллииинннааа, ллииссаа.
Упражнения на координацию речи с движением
1. «Щетки»
Этой щеткой чищу зубы. (имитация чистки зубов)
Этой щеткой башмаки. (Наклоны вниз)
Этой щеткой чищу вещи, (Наклоны в стороны)
Все три щетки мне нужны. (2 приседания)
2. Плечо.
У меня болит плечо чо-чо-чо (Обхватывают себя руками)
Раз болит пойду к врачу чу-чу-чу
Нет к врачу я не хочу (Наклоны головы
Четко проговаривая, выделяют звук Ч.)
3. Яйцо.
Вот вам сказка о яйце-це-це-це: 2 хлопка под музыку
Курица снесла яйцо цо-цо-цо: поднимаем, опускаем руки
Киска тянется к яйцу цу-цу-цу, постукивание правой ногой об пол
Отогнали? Молодцы! –цы-цы-цы. 4 приседания
4. Душ.
Вот от ножек и до ушек Наклоны в низ руки к ушам.
Моет Женю жаркий душик. Круговые движения руками вокруг себя.
И макушку, и живот Руки на голову. На живот.
Жене душ водой польет. Наклоны в право в лево.
Моет шею, моет уши. Наклоны головы к плечам,
Как же хорошо под душем! 2 приседания.
Упражнение на развитие речевых и мимических движений
1) «Чья вода вкуснее?»
Я буду пить лимонную воду. Морщат нос
Я буду пить липовую воду,
Я буду пить медовую воду. Имитируют удовольствие
2) Фрукты
Представьте, что вы едите тот фрукт, который изображен на вашей картинке. Выразите свое состояние мимикой. (Дети передают эмоциональное состояние сладкое яблоко, сладкая груша, ароматный апельсин, кислый лимон и т.д.). Но вдруг вы увидели в своем фрукте червяка. Выразите свое состояние.
3) Эмоции
Педагог предлагает передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.
4) Застегивание и расстегивание молнии.
Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
5) Большие пуговицы и маленькие пуговицы.
Максимально округлит губы (большая пуговица), вытянуть губы “трубочкой” (маленькая пуговка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет
Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет
Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...