Методика мнемотехника и мнемотаблицы, способствующая творческому рассказыванию дошкольников.
презентация по развитию речи
В современном мире людям нужно уметь запоминать большой объем информации. Сегодня для этого разработаны разные техники, среди которых можно выделить мнемотехнику. Она включает простые упражнения доступные даже детям. Мнемотехника – это совокупность разных приемов, с помощью которых можно легче запоминать большие объемы информации. Главным является понимание базовых принципов, их использование на практике и постоянное совершенствование. Тренировки можно начинать в любом возрасте, успех зависит напрямую от потраченного времени и сил. Заниматься можно самостоятельно.
Источник: https://womanadvice.ru/mnemotehnika-chto-eto-za-ponyatie-preimushchestva-i-nedostatki-kak-rabotaet-sistema
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 20.86 КБ |
презентация | 660.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика мнемотехника и мнемотаблицы, способствующая творческому рассказыванию дошкольников.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделям, В.П.Глухов – блоками-квадратами, Т.В Большова. – коллажем, Л.Н.Ефименкова– схемой составления рассказа.
Алгоритм работы с моделью:
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
I этап. Это введение элементов схем, символов.
Например, обозначения:
- цвета;
- формы; - величины; - действия.
II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребѐнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.
III этап. Введение отрицаний.
Например,
- не большой
- не круглый
- не съедобный
IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах - с помощью воспитателя, в старших - самостоятельно.
«Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей
младшего дошкольного возраста»
Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, такие как цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый.
Опираясь на вышесказанное, в самом начале работы вводятся символы, направленные на уточнение понятий формы и цвета. Сразу отметим, что понятие «размер: большой - маленький» можно вводить только при сравнении предметов (например, красный мяч – большой, а синий – маленький). Чтобы детям легче было описывать свои ощущения, можно ввести «символы – сравнения». Например: сладкий как пирожное, колючий как ѐжик
(Карточки)
При знакомстве малышей с различными материалами, вводятся мнемоквадраты со следующими символами: деревянный, металлический, стеклянный, сшит из ткани, связан из ниток и т.д. Всѐ это, несомненно, окажет Вам большую помощь в работе с детьми по составлению описательных рассказов о предметах.
Работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом по формированию у них элементарного понятия «Сезон как время года». При ознакомлении детей с природой и сезонными изменениями, вводятся цветные, буквенные обозначения времѐн года: осень – оранжевая буква «О», зима – голубая буква «З», весна – зелѐная буква «В», лето – красная буква «Л». Затем, в соответствии с временем года, вводятся мнемоквадраты с характерными сезонными символами.
Работа с мнемодорожками
Следующим этапом работы по мнемотехнике в младшем возрасте является введение мнемодорожек.
Мнемодорожка – полоска бумаги, на которой представлена схематически, в цветной форме какая-то законченная фраза, мысль. Мнемодорожка несѐт информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения в младшем возрасте. Дети в начале года могут запомнить два объекта, а к концу года — до четырех объектов
(Приложение №1)
Работа с мнемотаблицами
В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше, в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Работа по мнемотаблицам состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.
При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всѐ, что нарисовано в каждом квадрате. Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации). В данном случае поясняющий текст можно располагать с обратной стороны листа. И текст необходимо чѐтко соотносить с изображением.
3. Пересказ или описание с опорой на символы (образы); здесь происходит отработка метода запоминания.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала.
5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов, как уже говорилось ранее, мы также используем мнемотаблицы. Обучение пересказу литературных произведений начинается со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.
(Приложение № )
«Использованию приемов мнемотехники для развития связной речи детей
среднего дошкольного возраста».
В среднем дошкольном возрасте ведущий мотив общения - познавательный. Речь становится предметом активности детей. Взрослый для ребенка 4 -5 лет – это источник знаний, не зря этот возраст называют периодом «Почемучек».
Как и уже отмечалось ранее, наиболее трудный вид монологической речи - это описание. Успешность составления рассказа - описания зависит не только от уровня речевой подготовленности, но и от умения ребенка выделять наиболее существенные признаки объекта. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. В средней группе мы постепенно подводим детей к составлению небольших самостоятельных рассказов - описаний.
В средней группе можно использовать мнемотаблицы для составления описательных рассказов о предметах, разработанные Т.А.Ткаченко или самостоятельно. Но в данной группе они усложняются и расширяются за счет введения новых мнемоквадратов.
Обратите, пожалуйста, внимание, что в среднем дошкольном возрасте мнемоквадраты становятся уже не такими яркими и красочными, а заменяются большей частью черно-белыми моделями, близко передающими образ задуманного предмета или объекта.
«Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
В старшем дошкольном возрасте ребенок уже имеет определѐнный накопленный объем информации о предметах, явлениях, окружающем мире, и взрослым важно своевременно его пополнять. Главной задачей развития связной речи ребѐнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речьпланирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
На данном этапе дети продолжают составлять описательные рассказы об игрушках, предметах используя приѐмы мнемотехники, проявляя все большую самостоятельность и активность.
Именно на этом этапе происходит введение квадратов - отрицаний. Например, предмет - материал не рвѐтся, не намокает и т.д. Исходя из этих знаний, дети уже способны самостоятельно делать выводы, объяснять назначение того или иного предмета - материала, пользуясь речью - доказательством.
При составлении описательных рассказов вы можете использовать все ранее показанные нами мнемотаблицы и отдельные мнемоквадраты. Но можно и придуманную более усложнѐнную схему составления рассказа о семье.
(Приложение № 5)
Постепенно требования к детским рассказам повышаются с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.
На следующем слайде представлена мнемотаблица по рассматриванию пейзажа Приложение 15
- Что изображено на переднем плане, справа, слева, на заднем плане?
- Какое время года изобразил художник?
- Какая погода?
- Какие деревья и кусты изобразил художник? Что можно рассказать о них?
- Расскажите о птицах.
- Какие цвета использовал художник для передачи настроения, состояния погоды, времени года, времени суток?
- Что вы слышите?
- Что вы видите?
Рассматривание портрета.
- Кто изображен?
- Какое у него настроение?
- О чем говорят его глаза?
- Какую «тайну» раскрывают руки человека?
- О чем может рассказать одежда человека?
(Приложение № 6)
Хотелось лишь отметить, что для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений, а количество квадратов в мнемотаблице может достигать
Особенность творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему, свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход событий, кульминацию и развязку. Не менее важная задача - выразительно и занимательно передать свой замысел. Тематика творческих рассказов должна быть близка опыту детей, доступной их пониманию и интересам.
Этапы овладения разными видами творческого повествования:
1. Рассказы с конкретным содержанием.
2. Рассказы на отвлеченную тему.
3. Придумывание сказок.
На основе подобранных к квадратам предметных и сюжетных картинок дети учатся составлять творческие рассказы (истории).
У каждого рассказа (сказки), придуманного ребенком, должны быть: название, интересное содержание (начало, середина и конец), правильно построенные предложения разных типов.
(Приложение №7)
Делая вывод, можно сказать, что применение технологии мнемотехники ускоряет процесс запоминания, способствуя тем самым:
1.Совершенствованию зрительного и слухового восприятия.
2. Развитию основных психических процессов - внимание, образное мышление, память.
3. Совершенствованию монологической речи, что отражается в овладении пересказом, описательным и творческим рассказами.
4. Развитию творческого познания.
Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать еѐ объѐм, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методики мнемотехника для развития связной речи у дошкольников
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.Использование мнемотехники для дошкол...
Творческое рассказывание дошкольников как педагогическая проблема
Творческое рассказывание дошкольников как педагогическая проблемаСловесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, ...
Консультация для педагогов на тему: «ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Консультация для педагогов на тему: «ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
Методика обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию по картине с использованием технологии ТРИЗ
Обучение детей составлению описательного рассказа по картине....
Выступление на педсовете На тему: «Компетентность воспитателя, способствующая творческому развитию дошкольника»
Выступление на педсовете На тему:«Компетентность воспитателя, способствующая творческому развитию дошкольника»...
«Мнемотехника как средство развития творческих способностей дошкольников с ОНР»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...