Консультация для педагогов на тему: «ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация
Консультация для педагогов на тему: «ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_pedagogov_na_temu.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным.
Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга. Основная функция воображения – преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.
Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными.
Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у дошкольника формируются определенные предпосылки: возрастает активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания; произвольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляемость воображения и т.д.
Отправным моментом в обучении составления творческих рассказов служит сюжетная картина.
Почему?
1. Дети любят рассматривать такие картины; с одной картиной педагог может работать несколько занятий (картина, воздействуя на эмоции детей, вызывает у них мотивацию к занятиям, интерес, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых).
2. Сюжетная картина обеспечивает наглядную опору, которая является основой для активного, продолжительного диалога взрослого и ребенка, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности ребенка.
3. Рассматривая сюжетную картину, ребенок 5-6 лет легко составляет исходный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, дошкольник может произвести некоторые трансформации сюжета в своем воображении и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это задание с наглядной опорой ребенку гораздо легче, чем придумать историю целиком.
Для рассматривания и составления рассказа нужно выбрать такие картины, которые вызывали бы у детей яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали воображение; способствовали заинтересованному общению ребенка и взрослого.
Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания.
- Составление рассказа с добавлением последующих событий;
- Составление рассказов с заменой объекта;
- Составление рассказа с заменой действующего лица;
- Составление рассказа с добавлением предшествующих событий;
- Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий;
- Составление рассказа с добавлением объектов;
- Составление рассказа с добавлением действующего лица;
- Составление рассказа с добавлением объектов и действующего лица;
- Составление рассказа с изменением результата действия;
- Составление рассказа со сменой времени действия.
Работа по сюжетной картине состоит из 6 этапов:
I. Анализ содержания картины.
Начальный этап работы по картине включает в себя установление места действия, времени действия, свойств объекта и предметов, целей действия каждого персонажа, причинно-следственных связей между объектами и явлениями.
II. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.
Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно, развитие интереса, внимания, памяти, инициативности, воображения, мышления.
III. Составление исходного рассказа по картине.
Цель данного этапа – на доступном материале выработать, закрепить, либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наглядной опоре в виде сюжетной картины, ребенку немного проще составить исходный рассказ, чем творческий. (Во время формулирования предложений рассказа взрослый при необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения).
IV. Планирование творческого рассказа.
От успеха на данном этапе достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается в:
- трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания;
- обсуждение замысла;
- построение плана изложения (можно в графическом изображении);
- выбор зачина, кульминации, развязки истории;
- составление «предикативной» цепочки;
- установление объекта для прямой речи;
- придумывание заголовка к рассказу.
V. Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств.
Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием точных слов, образных сравнений, грамотных и четких предложений, связей предложений и частей рассказа, выразительности, интонирования, акцентирования наиболее значимых слов, плавности речи, фонетической четкости каждой фразы. (Следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ. Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых определяется мораль, либо основной смысл высказывания. При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений).
VI. Анализ и оценка творческого рассказа.
При анализе рассказов для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. Для оценки следует использовать такие слова: «хорошо», «очень хорошо», «следует поучиться».
В дальнейшей работе по развитию творческого рассказывания у дошкольников можно использовать следующий стимульный материал:
- пиктограммы;
- опорные сигналы;
- фигурки от киндерсюрпризов;
- настольные игрушки;
- предметы-заменители;
- предметные картинки.
Список литературы
1. Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». – М., 2008.
2. Ткаченко Т.А. Обучение творческому рассказыванию по картинам. – М., 2008.
3. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуа...
Представление опыта работы по теме: Обучение творческому рассказыванию детей 5 – 7 лет.
Развитие речи детей....
Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»
Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...
Консультация для педагогов на тему: «Формирование творческой личности дошкольника, развитие познавательных способностей на основе участия в проектной деятельности»
Дошкольный возраст - возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного и творческого развития детей. Природные возможности каждого ребёнка велики. Если не создавать соответствующие усло...
Сообщение на тему:Обучение творческому рассказыванию по картине с помощью ТРИЗ и РТВ как средство развития речи и мышления дошкольников.
В современном образовании идет активный поиск инновационных технологий, которые бы гарантированно решали дидактические задачи за короткое время при максимальном использовании ресурсов самих дете...
Консультация для молодых педагогов на тему: «Обучение детей рассказыванию и отгадыванию загадок».
Консультация для молодых педагогов на тему: «Обучение детей рассказыванию и отгадыванию загадок»....