Роль театра в развитии речи дошкольников.
консультация по развитию речи (старшая группа)
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_teatra_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.doc | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБ ДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 1387»
УДП РФ
Консультация для воспитателей:
«Роль театра в развитии речи дошкольников»
Подготовила
учитель-логопед
Врублевская Татьяна Геннадьевна
Москва, 2022 г.
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника:
- психофизические способности (мимика, пантомимика),
- психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память),
- речь (монолог, диалог),
- творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:
- словаря;
- грамматического строя;
- диалогической и монологической речи;
- совершенствованию звуковой стороны речи.
В играх драматизациях решаются следующие задачи:
- обогащение знаниями, умениями, навыками;
- развитие интереса к литературе и театру;
- развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);
- формирование норм поведения;
- воспитание морально-волевых качеств личности;
- закрепление навыков правильной речи;
- усвоение богатства родного языка;
- усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
- активизация и пополнение словаря;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие тонкой моторики рук.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, поэтому дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Использование в педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
Поэтому работа в этом направлении начинается с младших групп. Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (инсценировка стихов А. Барто) Учат детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращается внимание детей на имитацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки окружающего мира и звукоподражательные с различной интонацией, развивают речевое дыхание. Над работой над интонацией и силой голоса используются чистоговорки. слова (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша- наша каша хороша и т.д.).
В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировки).
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Работа над театрализацией сказки способствует развитию коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи (под просодикой следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация), ее выразительности. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Театрализованная игра – эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей.
Театрализация играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости и агрессии.
Можно использовать следующие виды театра:
Пальчиковый театр.
Театр би-ба-бо.
Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу (мягкие, резиновые игрушки).
Театр-оригами. Дети совместно с воспитателями складывали из цветной бумаги персонажи, которые прикрепляются на доске магнитиками.
Театр на фланелеграфе.
Театр из ложек. Герои сказок сделаны из ложек.
Театр из стаканчиков. Дети сами придумывают персонажей и рисуют своих героев маркерами на одноразовых стаканчиках.
Театр на магнитиках.
Театр из прищепок.
Настольный театр.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада М., Кнорус, 2003
2. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: Кнорус, 2005
3. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: Лист, 2001
4. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб., 2003
5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001
6. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: ДетствоПресс, 2001
7. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004
8. Антипина Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: Сфера, 2006
9. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010
10. Можгова Е.И. Литературно-театральное занятие по развитию речи. – СПб.: ДетствоПресс, 2019
11. Можгова Е.И. Театрализованные игровые занятия для детей от 5 лет. – СПб.: ДетствоПресс, 2019
12. Брязгун А.Ф. Сказка в гости к нам пришла. Сборник сценариев для детского сада. ФГОС. – СПб.: ДетствоПресс, 2019
13. Нищева Н.В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. – СПб.: ДетствоПресс, 2017
Новые издания снабжены иллюстрациями и рисунками для работы на наборном полотне, а также схемами-выкройками фигурок для настольного театра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультационная беседа с родителями "Роль ТЕАТРА в развитии речи детей"
консультация может использоваться как основная тема для родительского собрания...
Роль театра в развитии речи дошкольников
Консультация для воспитателей...
Роль театра в развитии речи дошкольников
Роль театра в развити речи дошкольников...
Статья на тему: "Роль театра в развитии речи дошкольников"
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, поэтому дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения. Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности являе...
Роль театра в развитии речи в младшей группе
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошколь...
Роль театра в развитии речи ребенка
Презентация "Роль театра в развитии речи ребенка дошкольного возраста"...