Консультация: формирование Слоговой структуры слова.
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Дуброва Анна Константиновна
Формирование слоговой структуры слова является наиболее трудным в коррекции речи ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_slogovaya_struktura.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Формирование слоговой структуры слова.

    Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).

     Нарушение слоговой структуры слова  обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

– сокращение слога;

– опускание слогообразующей гласной;

– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

– перестановка слогов;

– перестановка звуков соседних слогов.

3. Искажение структуры отдельного слога:

– сокращение стечений согласных;

– вставки согласных в слог.

4. Уподобление слогов.

5. Персеверации (циклическое повторение).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).

7. Контаминации (смешение элементов слова).

Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова.

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А. К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, сок).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).

7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).

10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).

14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и рече двигательных навыков. Определены два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

 На подготовительном этапе .

 Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель:учитьсчитать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе 

Упражнения на уровне звуков:

  1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
  2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
  3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу  и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова  на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему «Формирование слоговой структуры слова у детей с недостатками слова-и фразообразования».

Современный образовательный процесс требует внедрения в практику новых перспективных педагогических технологий. В рамках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используется определённ...

Консультация для родителей "Работа в семье по формированию слоговой структуры слов"

Среди разнообразных нарушений у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение  слоговой структуры слов. Этот...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...

Формирование слоговой структуры слова. 1 тип слоговой структуры

Формирование слоговой структуры слова - одна из сложных и важных задач. Если ребенок пропускает буквы, меняет слоги местами, то ему будет сложно выражать свои мысли, общаться с другими детьми, а так ж...