Консультация для родителей "Работа в семье по формированию слоговой структуры слов"
статья на тему
Среди разнообразных нарушений у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, либо добавление новых слогов или звуков).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_slogovoy_struktury.docx | 509.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа в семье по формированию слоговой структуры слов.
Среди разнообразных нарушений у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, либо добавление новых слогов или звуков).
Формирование слоговой структуры слов происходит по следующим этапам:
1г. 3м-1г.8м. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или в два одинаковых слога га-га; ту-ту;
1г. 8м-1г.10м. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);
1г.10м-2г.1м. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
2г.1м-2г.3м. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
2г.3м-3г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к 3-м годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуго-слоговой и морфологической структурой слова.
Недостаточная степень коррекции слоговой структуры слов в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии (нарушение процессов письма) на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов, а также вызывает вторичные психические наслоения.
В младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию.
В активный словарь вводятся такие понятия, как тихо-громко, и дети учатся различать по силе.
Дети обучаются различать громкую и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослых, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом.
Можно проводить игровые занятия на развитие подражательности (сделай так, как я), игры, сопровождающиеся речью (руки в стороны- в кулачок, разжимай- и на бочок); игры с музыкальными игрушками (подуди в дудку); (подуди в дудку много раз, подуди один раз). Эти упражнения мы подробно рассматривали на предыдущих заседаниях, они постепенно подготавливают ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка.
При формировании слоговой структуры слов детей необходимо обучить неосознанному делению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма.
Кроме того ребенку дается зрительная опора слога в виде отдельных карточек, (кубиков) разложенных на столе. Ребенку объясняется, чтослово можно «простучать по карточкам», что слова могут быть короткие и длинные (ма-ма, ма-ши-на, дом).
Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С. Большаковой. В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.
- Игра “Телеграф”- передать слово, отстучав его ритмическую структуру (кол-во слогов).
- Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове.
- Деление на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизование колец на стержни).
- «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове и т.д.
Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.
Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4-х и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Целесообразно исползовать такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное повторение (звукоподражание).
- Гуси! Гуси!
- Га-га-га!
- Дон-дон! Дон-дон! Загорелся кошкин дом.
- Би-би-би, - гудит машина – не поеду без бензина.
- Ква-ква-ква, - кричит лягушка.
- Ку-ку-ку, - кричит кукушка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»
Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, эт...
Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая ил...
Консультация для педагогов "Роль семьи в формировании у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства"
Роль семьи в формировании у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства...
Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отноше...
Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
Как выработать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"
Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди – огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разби...
Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"
Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"...