Конспект НОД по развитию речи «Небылицы - перевертыши» (с детьми подготовительной группы)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект содержит материалы занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_nebylitsy-_perevyortyshi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2»
Конспект НОД
по развитию речи
«Небылицы - перевертыши»
(с детьми подготовительной группы)
Подготовила:
Зубкова Елена Анатольевна,
воспитатель подготовительной группы
структурного подразделения
«Детский сад»
п. Ровеньки 2018г.
Цель: познакомить детей с народными и авторскими небылицами; вызвать желание придумать свои;
Задачи:
• Формировать понятие небылица, отметить её особенности;
• Развивать словотворчество, умение придумывать новые слова из двух известных;
• Упражнять в умении подбирать слова антонимы;
• Побуждать детей к активному диалогу, добиваться четких развернутых ответов детей;
• Развивать способность самостоятельно делать умозаключения;
• Развивать творческое воображение, абстрактное мышление;
• Воспитывать культуру общения (учить выслушивать и не перебивать собеседника);
• Развивать интерес к устному народному творчеству, к литературному жанру стихотворение.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие
Оборудование: иллюстрации к небылицам.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха.
Основная часть
Воспитатель: Послушайте:
Рано утром вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто».
Воспитатель:
Еще послушайте:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею в ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
Что я вам сейчас прочитала?
Дети: Небылицу.
Воспитатель: Ну а теперь пора поиграть.
(Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру.)
Русские дети знали много считалочек. Считалочки — это такие стихи, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях.
Например:
«Меня тятька увидал, за волосы оттрепал...»
Часто считалочки были похожи на небылицы.
Например, вот эта:
Раз, и два, и три, четыре.
Меня грамоте учили
– Не читать, не писать
– Только по полу скакать.
Я скакала да скакала,
Себе ноженьку сломала.
Меня мама увидала
И веревкой отхлестала.
Меня папа увидал
И за доктором послал.
Доктор едет на коне,
Балалайка на спине,
А гитара на носу,
Доктор любит колбасу.
(При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово).
А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку.
(Дети встают в круг, воспитатель читает считалку)
«На златом крыльце сидели..., (рассчитывает детей. Считалку разучивают, дети упражняются в расчете.)
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей
– Не задерживай
Добрых и честных людей!
Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда — устное. Народное — потому что народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось устное народное творчество.
Воспитатель: Ребята, послушайте народные небылицы:
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
* * *
Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертит.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертит!
Знай медведю кричит:
– Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!
Физкультминутка
Воспитатель. Дети.
Шалтай-Болтай сидел на стене. Стоят на месте, поворачивают корпус
вправо-влево, руки свободно висят.
Шалтай- Болтай свалился во сне. На последний слог наклоняют корпус
вперёд-вниз,руки свободно висят.
И вся королевская конница, Маршируют на месте.
И вся королевская рать… То же самое.
Не могут Шалтая, не могут Имитируют поднимание тяжести с по-
Болтая, Шалтая-Болтая, ла: наклоняют корпус сначала вперёд,
Шалтая-Болтая поднять. потом назад, на последний слогна –
клоняют корпус вперёд- вниз, руки
свободно висят.
Воспитатель:
«Но существуют и авторские перевертыши. Попробуйте вспомнить, откуда эти строчки и кто их написал», – говорит воспитатель.
Старушка сказала:
– Открою буфет
И косточку пуделю
Дам на обед.
Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель на блюде
В буфете сидит…
С. Маршак, «Пудель»
Читаю детям «Путаницу» Н. Матвеевой.
Вот бутон,
А вот - батон.
Вот бидон,
А вот - питон.
В печке выпечен
Батон,
А в петлицу вдет
Бутон,
По траве ползет
Питон,
Молоко течет в
Бидон,
А на стройке есть
Бетон.
Повтори и ты мне в тон:
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ни и где - бетон.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:
В печке выпечен
Бутон,
А в петлице вдет
Батон,
По траве ползет
Бидон,
Молоко течет в
Бетон,
А на стройке есть
Питон.
- Нет, не так!
Нет, не так!
- Ну тогда вот так:
В печке выпечен
Бидон,
А в петлице вдет
Питон,
По траве ползет
Бетон,
Молоко течет в
Батон,
А на стройке есть
Бутон.
- Нет, не так!
Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну и где - батон.
Составление небылицы.
(Дети подбирают слова, которое здесь совсем не к месту.)
Дядя Петя – классный повар,
Он готовит все подряд.
Если спросите любого,
Люди сразу подтвердят.
Он готовит суп из … (веток)
Борщ готовит из (камней)
Пироги печет из (скрепок)
Торт готовит из (ремней)
Очень вкусный винегрет
Получает из (конфет)
К сожаленью, тот обед
Принести нам может (вред, бед)
Воспитатель: Молодцы! Интересная смешная у нас небылица.
Завершение занятия
Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: кто? что? какой? что делает? где живет? Педагог заслушивает ответы и записывает слова, которые явно не соотносятся по смыслу. Например: ежик клубничный пляшет в тарелке. Шоколадный щенок поливает облако. И так далее.
Вопросы детям: Что такое небылицы? Какие бывают небылицы? Какую сказку мы прослушали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи: « Любимый город Омск» в подготовительной группе МДОУ « Детский сад № 194 компенсирующего вида»
Коррекционно-образовательные цели:Расширять и обогащать знания детей о родном городе и его достопримечательностях.Формировать нравственно-эстетические чувства детей. Расширение и активизац...
Конспект занятия по развитию речи «Зимняя путаница» для детей подготовительной группы.
Цели: уточнить знания детей о жизни обитателей зимнего леса; учиться устанавливать причинно-следственные связи; развивать разговорную речь воспитанников; развивать познавательную активность....
Этот таинственный космос Конспект НОД по развитию речи и экспериментирование с детьми подготовительной группы /для воспитателей ДОУ/
Этот таинственный космосКонспект НОДпо развитию речи и экспериментирование с детьми подготовительной группы/для воспитателей ДОУ/...
Конспект комплексного занятия по нетрадиционной изодеятельности через развитие речи « Белоснежные снежинки» с детьми подготовительной группы
Комплексное занятие по нетрадиционному рисованию с использованием клея., соли с беседами, рассматриванием слайдов, чтением стихов, загадок, пословиц для детей старшего возраста....
Конспект НОД по развитию речи и экспериментированию с детьми подготовительной группы
Обобщить и пополнить представления детей о космосе. Обогащать речь детей прилагательными. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными, использовать в ...
Конспект занятия по развитию речи «Небылицы-перевертыши» (Подготовительная группа.)
Познакомить детей с народными и авторскими небылицами....
Конспект НОД по развитию речи «Небылицы-перевертыши»
Рекомендовано воспитателям ДОУ...