Конспект НОД по развитию речи «Небылицы - перевертыши» (с детьми подготовительной группы)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Зубкова Елена Анатольевна

Конспект содержит материалы занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2»

Конспект НОД

по развитию речи

«Небылицы - перевертыши»

(с детьми подготовительной группы)

Подготовила:

Зубкова Елена Анатольевна,

воспитатель подготовительной группы

 структурного подразделения

«Детский сад»

п. Ровеньки  2018г.

Цель: познакомить детей с народными и авторскими небылицами; вызвать желание придумать свои;

Задачи:
• Формировать понятие небылица, отметить её особенности;
• Развивать словотворчество, умение придумывать новые слова из двух известных;
• Упражнять в умении подбирать слова антонимы;
• Побуждать детей к активному диалогу, добиваться четких развернутых ответов детей;
• Развивать способность самостоятельно делать умозаключения;
• Развивать творческое воображение, абстрактное мышление;
• Воспитывать культуру общения (учить выслушивать и не перебивать собеседника);
• Развивать интерес к устному народному творчеству, к литературному жанру стихотворение.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие

Оборудование: иллюстрации к небылицам.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха.

Основная часть

Воспитатель: Послушайте:

Рано утром вечерком,

 Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто».

Воспитатель: 

Еще послушайте:

 Ехала деревня мимо мужика,

 Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу он из-под кнута

 И давай дубасить ею в ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

Что я вам сейчас прочитала?

Дети: Небылицу.

Воспитатель: Ну а теперь пора поиграть.

 (Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру.) 

Русские дети знали много считалочек. Считалочки — это такие стихи, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях.

Например: 

«Меня тятька увидал, за волосы оттрепал...»

Часто считалочки были похожи на небылицы.

Например, вот эта:

Раз, и два, и три, четыре.

 Меня грамоте учили

 – Не читать, не писать

– Только по полу скакать.

Я скакала да скакала,

Себе ноженьку сломала.

 Меня мама увидала

И веревкой отхлестала.

Меня папа увидал

И за доктором послал.

Доктор едет на коне,

 Балалайка на спине,

 А гитара на носу,

Доктор любит колбасу.

(При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово).

А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку.

(Дети встают в круг, воспитатель читает считалку) 

«На златом крыльце сидели..., (рассчитывает детей. Считалку разучивают, дети упражняются в расчете.)

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

 Кто ты будешь такой?

Говори поскорей

 – Не задерживай

Добрых и честных людей!

Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда — устное. Народное — потому что народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось устное народное творчество.

Воспитатель: Ребята, послушайте народные небылицы: 
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.

* * *
Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертит.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертит!
Знай медведю кричит:
– Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!

Физкультминутка

       Воспитатель.                                                           Дети.

Шалтай-Болтай сидел на стене.                  Стоят на месте, поворачивают корпус

                                                                              вправо-влево, руки свободно висят.

Шалтай- Болтай свалился во сне.               На последний слог наклоняют корпус

                                                                             вперёд-вниз,руки свободно висят.

И вся королевская конница,                        Маршируют на месте.

И вся королевская рать…                              То же самое.

Не могут Шалтая, не могут                           Имитируют поднимание тяжести      с по-

Болтая, Шалтая-Болтая,                                   ла: наклоняют корпус сначала вперёд,

Шалтая-Болтая поднять.                                 потом назад, на последний слогна –

                                                                               клоняют корпус вперёд- вниз,     руки  

                                                                               свободно висят.

       

Воспитатель:

«Но существуют и авторские перевертыши. Попробуйте вспомнить, откуда эти строчки и кто их написал», – говорит воспитатель.
Старушка сказала:
– Открою буфет
И косточку пуделю
Дам на обед.

Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель на блюде
В буфете сидит…
С. Маршак, «Пудель»

 Читаю детям «Путаницу» Н. Матвеевой. 

Вот бутон,

А вот - батон.

Вот бидон,

А вот - питон.

В печке выпечен

Батон,

А в петлицу вдет

Бутон,

По траве ползет

Питон,

Молоко течет в

Бидон,

А на стройке есть

Бетон.

Повтори и ты мне в тон:

Где бутон,

А где батон,

Где бидон,

А где питон,

Ни и где - бетон.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаю повторять:

В печке выпечен

Бутон,

А в петлице вдет

Батон,

По траве ползет

Бидон,

Молоко течет в

Бетон,

А на стройке есть

Питон.

- Нет, не так!

Нет, не так!

- Ну тогда вот так:

В печке выпечен

Бидон,

А в петлице вдет

Питон,

По траве ползет

Бетон,

Молоко течет в

Батон,

А на стройке есть

Бутон.

- Нет, не так!

Нет, не так!

Подскажите сами: как?

Разберитесь сами в том,

Где бутон,

А где батон,

Где бидон,

А где питон,

Ну и где - батон.

Составление небылицы.

(Дети подбирают слова, которое здесь совсем не к месту.)

Дядя Петя – классный повар,

Он готовит все подряд.

Если спросите любого,

Люди сразу подтвердят.

Он готовит суп из … (веток)

Борщ готовит из (камней)

Пироги печет из (скрепок)

Торт готовит из (ремней)

Очень вкусный винегрет

Получает из (конфет)

К сожаленью, тот обед

Принести нам может (вред, бед)

Воспитатель: Молодцы! Интересная смешная у нас небылица.

Завершение занятия

Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: кто? что? какой? что делает? где живет? Педагог заслушивает ответы и записывает слова, которые явно не соотносятся по смыслу. Например: ежик клубничный пляшет в тарелке. Шоколадный щенок поливает облако. И так далее.

Вопросы детям: Что такое небылицы? Какие бывают небылицы? Какую сказку мы прослушали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи: « Любимый город Омск» в подготовительной группе МДОУ « Детский сад № 194 компенсирующего вида»

Коррекционно-образовательные цели:Расширять и обогащать знания детей о родном городе и его  достопримечательностях.Формировать нравственно-эстетические чувства детей. Расширение и активизац...

Этот таинственный космос Конспект НОД по развитию речи и экспериментирование с детьми подготовительной группы /для воспитателей ДОУ/

Этот таинственный космосКонспект НОДпо развитию речи и экспериментирование с детьми подготовительной группы/для воспитателей ДОУ/...

Конспект комплексного занятия по нетрадиционной изодеятельности через развитие речи « Белоснежные снежинки» с детьми подготовительной группы

Комплексное занятие по нетрадиционному рисованию с использованием  клея., соли с беседами, рассматриванием слайдов, чтением стихов, загадок, пословиц для детей старшего возраста....

Конспект НОД по развитию речи и экспериментированию с детьми подготовительной группы

Обобщить и пополнить представления детей о космосе. Обогащать речь детей прилагательными. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными, использовать в ...

Конспект занятия по развитию речи «Небылицы-перевертыши» (Подготовительная группа.)

Познакомить детей с народными и авторскими небылицами....

Конспект занятия по развитию речи «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе

Знакомим детей с народными и авторскими небылицами. Активизируем речевую деятельность детей; формируем умение и желание составлять свои небылицы; способствуем развитию фонематического слуха детей, вни...