Конспект занятия по развитию речи «Небылицы-перевертыши» (Подготовительная группа.)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ковальчук Юлия Александровна
Познакомить детей с народными и авторскими небылицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Небылицы-перевертыши»

Цель. Познакомить детей с народными и авторскими небылицами.

Задачи:

1. Образовательные. Активизировать речевую деятельность детей; формировать умение и желание составлять свои небылицы; способствовать развитию фонематического слуха детей, внимания, мышления.

2. Развивающие. Развивать словарный запас; развивать словесное творчество, побуждать эмоционально воспринимать небылицы.

3. Воспитательные. Воспитывать умение работать в группах.

Материал и оборудование. Мяч для игры

Ход занятия

I. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, поздоровайтесь и подарите свою улыбку и хорошее настроение.

С добрым утром! Здравствуйте!

Дети все кричат с утра

Мы желаем всем здоровья

И, конечно же, добра!

Гимнастика для глаз «Носик»

Смотрит носик вправо-влево,

Смотрит носик вверх и вниз.

Что увидел хитрый носик?

Ну, куда мы забрались?

Резко перемещают взгляд вправо и влево

Резко перемещают взгляд вверх и вниз.

Мягко проводят указательными пальцами по векам.

Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Качели», «Самовар».

Слушание песни В. Шаинского «Небылицы».

- О чём прослушали песню? Бывает ли на самом деле так, как поется в песне? (ответы детей)

II. Основная часть.

1. Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Небылицы - от слова не было, то, чего не бывает и не будет в жизни. Небылицы-перевертыши – это песенки или стишки, в которых все поставлено «с ног на голову». В них летают поросята, заяц сидит на березе, а мухи съедают петуха. Сегодня мы будем их читать и сами сочинять.

2. Сначала мы разомнемся. Д. И. «Скажи наоборот» (с мячом) .

Небо - земля

Пол - потолок

Черный- белый

Мир – война

Мальчик – девочка

Правда – ложь

Шум – тишина

Огонь – вода

Молодой – старый

Добрый – злой

Отдыхать – работать

3. Послушайте, что я сейчас прочитаю:

Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто».

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею в ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

- А что я вам сейчас прочитала? (Небылицу). Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда — устное. Народное — потому что народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось — устное народное творчество.

Дождик греет,

Солнце льётся.

Мельник мелет

Воду в колодце.

Прачка на печке

Стирает корыто.

Бабушка в речке

Поджарила сито.

- Но существуют и авторские перевертыши. Попробуйте вспомнить, откуда эти строчки и кто их написал?

Старушка сказала:

– Открою буфет

И косточку пуделю

Дам на обед.

Подходит к буфету,

На полку глядит,

А пудель на блюде

В буфете сидит…

(Самуил Маршак «Пудель»- поэт, писатель)

- Послушайте, какие же еще есть небылицы, бывает ли такое в жизни?

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Лает кошка из лукошка,

На сосне растёт картошка,

Море по небу летит,

Волки съели аппетит.

Звонко квакают утята,

Тонко квакают котята.

Проползла змеёю луковица

Получилась перепутаница. (В. Бурыкина.)

- Что тут не так? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей).

Дело было в январе

Первого апреля.

Жарко было во дворе

Мы окоченели.

По железному мосту

Сделанном из досок,

Шел высокий человек

Низенького роста.

Был кудрявый без волос,

Тоненький как бочка.

Не было детей у него

Только сын да дочка. (Юрий Энтин поэт- песенник)

- Что смешного показалось? (ответы детей).

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки. (Зинаида Александрова- поэтесса)

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочережкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет. (О. Григорьев)

- Все ли здесь правильно? (ответы детей)

4. Физкультминутка.

Физкультминутка «Моряки» (движения по тексту)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

5. - А в каких сказках встречаются небылицы? (дети предполагают).

«Красная шапочка» - она не могла выйти живой из брюха волка.

«Гуси лебеди» - гуси не могли унести Иванушку на крыльях.

«О рыбаке и рыбке» - рыбка не умеет делать чудеса, все звери не умеют разговаривать,

«Колобок», «Кот в сапогах», «Теремок» и т. д.

«По щучьему веленью» - Емеля ездил на печи, ведра не умеют сами ходить, топор сам не умеет колоть дрова, сами сани не умеют ездить.

6. - Ну, что же, может, и мы попробуем сочинить небылицу, я говорю строку, а вы добавляете слово.

Составление небылицы.

Дядя Петя – классный повар,

Он готовит все подряд.

Если спросите любого,

Люди сразу подтвердят.

Он готовит суп из … (веток, ниток)

Борщ готовит из (камней,вещей)

Пироги печет из… (скрепок)

Торт готовит из (ремней)

Очень вкусный винегрет

Получает из… (конфет)

К сожаленью, тот обед

Принести нам может… (вред, бед)

Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц.

Например: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: кто? что? какой? что делает? где живет? Педагог заслушивает ответы и записывает слова, которые явно не соотносятся по смыслу. Например: ежик клубничный пляшет в тарелке. Шоколадный щенок поливает облако. И так далее.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

- Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. О чём мы сегодня говорили? Что вам особенно понравилось? Что мы сегодня делали? Что вызвало затруднение? (ответы детей). Мне понравилось, как вы сегодня хорошо работали, было весело и познавательно. Спасибо, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей-подготовительной группе "По дорогам сказок"

Разработанное занятие по развитию речи в старшей-подготовительное группе детского сада...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы Тема: "Зима"

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в подборе однокоренных слов; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде...

Конспект занятия по развитию речи "Зимние слова" подготовительная группа

На занятии уточняется артикуляция гласных и согласных звуков, соотношение звук - буква, дифференциация звуков "с-с\' "....

конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с задержкой психического развития

Это занятие рекомендовано для детей подготовительной группы (6-7лет) с задержкой психического развития ....

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Образовательные:1.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных отве...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Правильной речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память...

Конспект занятия по развитию речи «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе

Знакомим детей с народными и авторскими небылицами. Активизируем речевую деятельность детей; формируем умение и желание составлять свои небылицы; способствуем развитию фонематического слуха детей, вни...