Проект в подготовительной группе на тему "По страницам произведений Николая Носова"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Батина Лилия Александровна

В преддверии 114 летия со дня рождения Николая Носова, я решила провести проект в подготовительной группе по творчеству автора.

Мы с ребятами ходили в библиотеку, рисовали сказочных персонажей, читали рассказы Носова,  провели квест-игру. И многое другое.

Ссылка на видео Квест-игры: https://www.youtube.com/watch?v=BqlZg2KOvPk

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Анцирский детский сад»

 Проект в подготовительной группе

на тему

«По страницам произведений

Н.Н. Носова»

Подготовил воспитатель Л.А.Батина

Анцирь

2022г.

«В рассказах я хотел поставить проблемы: воспитание честности, смелости, чувства товарищества, воли, настойчивости в достижении цели, осмеяние зависти, трусости, лживости, хвастовства, грубости».  Писал писатель Н. Носов

Вид проекта: творческий

Срок реализации проекта: 2 недели

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, библиотекарь.

Цель: знакомство с творчеством Н.Н.Носова. Развитие эмоциональной отзывчивости через произведения Н.Носова  проживание,  и понимание морально-нравственных основ человека в социальной среде.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с биографией и творчеством Н.Н.Носова.
  • активизировать речь детей через пересказ прочитанного произведения и составления описательных рассказов по сюжетным картинкам.
  • учить понимать значение фразеологических оборотов;
  • формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

Развивающие:

  • развивать диалогическую и монологическую речь воспитанников; 
  • развивать мышление, память, воображение.

Воспитательные :

  • анализировать поведение героев рассказа и давать свою оценку;
  • обогащать социальный и эмоциональный опыт;
  • формировать представления детей о моральных ценностях на примере героев рассказа. 

Здоровьесберегающие

  • обеспечить условия для профилактики утомляемости детей через смену видов  деятельности;
  • развивать общую моторику и координацию движений.

Актуальность проекта:

 Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет. Вообще у книг Носова, как правило, два адреса — ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.

Писатель учит маленьких ребят думать не только о себе, но и о товарищах. Вместе с героями мы испытываем душевное облегчение, огромное удовлетворение. Писатель вообще противник того, чтобы выставлять напоказ нравоучительную мысль своего произведения, и стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод. Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов — удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои «нелегкие» детские проблемы.

Проблема:

Недостаток знаний детей о писателях, их творческой деятельности.

Во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников, знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт;

во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения;

 в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Ожидаемый результат: 

  • Знают и называют произведения Н.Н. Носова.
  • Умеют: передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно;
  • сопоставлять действия литературного героя со своими собственными, делать выводы о своём поведении или поступках;
  • определять образы отрицательных и положительных персонажей;
  •  выполнять действия, соответствующие содержанию текста.
  • Происходит социальное взросление, формируются социально-ценностные ориентации личности.

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы его  построения:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

принцип гуманизации — признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение к личности ребенка со стороны всех участников.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Этапы  проекта

№п/п

этапы

Содержание работы

Сроки

I этап

предварительный

мониторинг знаний детей, изучение литературы, подготовка материала

21.11.22. – 23.11.22.

II этап

основной

работа с детьми, работа с родителями, педагогами ДОУ. Совершенствование предметно-развивающей среды

24.11.22. – 01.12.22.

III этап

заключительный

итоговые мероприятия, (викторина по произведением Н.Носова)подведение итогов работы по проекту

02.12.22.

Методы реализации  проекта

практические:

1.Создание предметно – пространственной развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ.

2. Квест-игра по сказке Незнайка.

 3. Создание  книжек-малышек  Н.Носов

словесные:

1.Беседы.

2. Восприятие  художественной литературы.

3. Дидактические игры.

4. Сюжетно-ролевые игры.

5. Развлечения.

наглядные:

1.Организация выставок, конкурсов.

2. Рассматривание иллюстраций.

3.Сбор фотоматериалов

4.Личный пример взрослых

 Система работы по проекту  с детьми

Мероприятие                                              

Цель

Восприятие художественной литературы

«Мишкина каша», «Огурцы», «Заплатка», «Карасик», «На горке»,  «Живая шляпа», «Огородники», «Затейники», «Фантазеры», «Приключения Незнайки и его друзей», «Федина задача», «Телефон», «Автомобиль», «Замазка»

  • Познакомить с творчеством Николая Носова;
  • Учить видеть главное в содержании произведения и давать правильную оценку поведению героев;
  • Активизировать чувства детей, способствовать возникновению у них эмоционального отношения к окружающей действительности;
  • Развивать связную и образную речь;
  • Прививать интерес к книге и потребность в чтении.

Художественное творчество

Рисование сюжетных картинок по рассказам Н.Носова

Разукрашивание картинок по рассказам Н.Носова

Изготавление лепбука Н.Носов

Изготовление газеты «Мы и Н.Носов»

  • Формировать умение работать коллективно с разнообразными изобразительными материалами и материалами для ручного труда; напомнить правила безопасности при работе с иголкой и ниткой; учить быть внимательными, аккуратными и самостоятельными.
  • Поощрять детей за внесение оригинальных творческих идей и их реализацией в самостоятельном детском творчестве.

Сюжетно-ролевая игра «Общаемся по телефону»

  • Расширить тематику сюжетных игр
  • Формировать дружеские отношения между детьми, продолжать учить детей, проявлять эмоциональные реакции в ролевом взаимодействии.
  • Уточнить и обогатить знания о рассказах Н.Носова
  • Развивать умение действовать согласованно
  • Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Просмотр мультфильмов «Незнайка…»

  • Уточнить и обогатить знания о рассказах Н.Носова

Квест-игра по произведениям Н.Носова

Проведение викторины совместно с библиотекарем.

  • В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н. Н. Носова, расширять кругозор.
  • Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать
  • Прививать интерес к книге. Воспитывать бережное отношение к книгам. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности.
  • Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; улучшение детско-родительских отношений



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Анцирский детский сад"

Квест – игра «Незнайка и его друзья»

с детьми подготовительной к школе группе.

Подготовил воспитатель: Л.А.Батина

Анцирь

2022г.

Цель: знакомство со сказками и рассказами Н.Н. Носова. Создание условий для развития познавательных способностей у детей в процессе квест – игры.

Задачи:

Образовательная:

 Повторить и обобщить знания детей по произведению «Приключение Незнайки и его друзей».

Закрепить умение применять знания в практических задачах;

Активизировать речь, побуждать отвечать полными предложениями.

Развивающая:

Развивать умение выражать свои мысли последовательно, вникать в суть полученной информации, развивать память, образное мышление.

Формировать умение решать логические задачи, отгадывать загадки.

Развивать физические (ловкость, координация движений) и психических (воля, целеустремленность, контроль) качеств;

Развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.

Воспитательные:

Поощрять стремление детей доводить начатое дело до конца.

Содействовать поддержанию интереса, способствовать формированию чувства дружбы, взаимовыручки, умению работать в команде.

Предварительная работа:

Чтение рассказа – сказки Н. Носова «Приключения Незнайки И его друзей», рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма про Незнайку, беседа по произведениям Н. Носова.

Словарная работа: обогащать речь детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, углублять и уточнять понимание значений уже имеющихся у них слов, а также прививать детям простейшие навыки образования новых слов.

 Оборудование: флешка с видеороликом, коробка для флешки, конверты с заданием, карточки и счетные палочки, видеоролик с разминкой, конверт с картой, раскраска дорисуй по цифрам, фломастеры, мнемотаблицы, картинки персонажей сказок Носова.

Ход Квест-Игры

  1. Вводная часть (Сюрпризный момент)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая коробочка лежала у меня на столе, когда я пришла на работу, как вы думаете, что там? (ответы детей. Воспитатель достает флешку из коробки, дети стоят рядом с воспитателем).

Что это? Для чего она нужна? (ответы детей)

(воспитатель втыкает флешку в компьютер. Там видео обращение Незнайки, который просит о помощи https://nsportal.ru/video/2019/03/neznayka-i-ego-druzya)

Воспитатель: Интересно, Незнайка сказал, что отослал нам карту, посмотрим в коробочке.

(Воспитатель   достает карту).

Проблемная ситуация:

Прежде   чем нам отправиться на помощь, Незнайки и его друзьям, нам необходимо провести гимнастику на внимание (проводится гимнастика).

- Ребята, посмотрите на карту, как вы думаете, откуда нам нужно начать наш маршрут? (обращает внимание на цифры)

Основная часть:

1 задание:

(Загадка, воспитатель читает задание в конверте №1)

Как-то четверо ребят 
С горки покатились. 
Двое в саночках сидят, 
Сколько в снег свалились? (Два )

Воспитатель: На каком занятии мы с вами решаем задачи (на математике). Я думаю, что конверт нам нужно искать в уголке математике.

(Дети направляются к математическому уголку. И находят конверт с цифрой 2)

- Сейчас мы узнаем кому из коротышек нужна наша помощь.

Задание 2

(Воспитатель открывает конверт №2)

(Загадка)

Этот умный коротышка

Прочитал уже все книжки.

Он и вправду много знает

И девчат не обижает. (Знайка)

Первая станция «Всезнайки».

Вопросы на знание содержания рассказов Н.Носова.

Как называется город, в котором жили герои книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»? (Цветочный)

А как называли жителей Цветочного города? (коротышки, малыши и малышки)

С размерами какого овоща сравнивал рост коротышек Н. Носов? («Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец»)

На берегу какого ручья стоял Цветочный город? (Огурцовая река)

С помощью какого инструмента собирали коротышки грибы и ягоды? (пила)

Назовите предметы одежды самого любимого наряда Незнайки. (желтые брюки, голубая шляпа, оранжевая рубашка, зеленый галстук)

Имя лучшего друга Незнайки. (Гунька)

Кто автор этих стихов: У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка? (Незнайка)

Сколько малышей жило в одном доме с Незнайкой на улице Колокольчиков? Назовите (команды по очереди по одному имени) всех коротышек: Знайка, Пилюлькин, Винтик, Шпунтик, Тюбик, Гусля, Авоська, Небоська, Пончик, Сиропчик, Пулька, Торопыжка, Ворчун, Молчун, Растеряйка. (15)

- Вы справились заданиеми и помогли первому коротышке Всезнайке.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Давайте еще раз посмотрим на карту. Следующая цифра у нас 3.Судя по всему загадка находится в уголке ПДД? (Уголок ПДД). Значит конверт нужно искать там. (дети вместе с воспитателем отправляются на поиски конверта).

Задание 3

Вот конверт №3

- Кому мы еще должны помочь? (Воспитатель достает задание из конверта и зачитывает).

(Загадка)

Эти двое малышей

Механики отличные.

 Все могут сделать и быстрей,

 И лучше заграничного.

 (Винтик и Шпунтик)

Воспитатель: Посмотрите ребята, осталась незаконченной работа коротышек, Винтика и Шпунтика, поможем закончить (раздает карточки и палочки, дети около столов собирают по схеме картинки).

Помогли Винтику и пунтику идем дальше.

Какая следующая цифра, (четыре) Где же нам ее искать? (сморим на карте)

 (Дети ищут конверт с цифрой 4 в уголке «Больница» , а когда находят отдают воспитателю, он зачитывает задание, дети стоят рядом с воспитателем)

Загадывание загадки

Этот очень-очень важный.

Он с касторкою отважно

На болезнь бросается,

Всех лечить старается. (Доктор Пилюлькин)

Воспитатель: Несмотря на то, что Пилюлькин сам доктор, на этот раз ему потребовалась наша помощь, ну касторку мы пить не будем, а вот разминку проведем (включается видео запись Чударики «Самолет», дети делают разминку)

Вот мы и помогли коротышке Пилюлькину, пойдем дальше? 

Задание 5

Зачитываю загадку из конверта № 4

Гармонь, гитара, балалайка.

Их общим словом называй-ка! (Инструменты)

Где находятся у нас музыкальные инструменты

(Дети приносят конверт воспитатель открывает конверт с цифрой 5)

Это – друг Незнайки верный.

Очень скромный он, наверно,

Он отменный музыкант,

У него большой талант! (Гусля)

Воспитатель: Ребята, скажите какая любимая песня была у Гусли? (Кузнечик)

Сейчас мы с вами ее споем, но будьте внимательны, я буду дирижёром (кто такой дирижёр?) Если я дирижирую вам, вы поете громко, а если нет, то поете про себя.

(дети поют песню «Кузнечик»). В этом конверте еще загадка, разгадав ее мы сможем найти следующий конверт.

Остро носик ты заточишь.

Нарисуешь всё, что хочешь.
Будет солнце, море, пляж.
Что же это?..(Карандаш)

Где у нас находятся карандаши? (в уголке рисования. Дети отправляются на поиски конверта №6)

Задание 6 

Вот и конверт с цифрой 6 (Воспитатель читает задание)

(Загадка)

Этот — мастер рисовать

 Красками и кистью.

Может он нарисовать

И портрет, и листья. (Тюбик)

Воспитатель: Посмотрите Тюбик не закончил свои картины, мы с вами должны помочь тюбику нарисоватьь цветы.

Воспитатель: Какие замечательные картины у нас получились, думаю, что мы помогли вернуть талант Тюбику.

- Чтобы отыскать следующий конверт, отгадайте загадку:

Кто говорит молча? Книга. ( Дети ищут конверт в книжном уголке приносят конверт под номером 7. Воспитатель читает задание).

Задание 7

 Этот славный коротышка

Для девчонок и мальчишек

Сочинит стихи – поэмы

Ведь не зря он стал поэтом.  Цветик

Воспитатель: Посмотрите все стихи у Цветика превратились в какие-то рисунки, поможем расшифровать. (дети берут мнемотаблицы, и отгадывают что зашифровано, дети стоят рядом с воспитателем).

Рефлексия:

Ребята, мы помогли еще одному коротышке вернуть свой талант. Посмотрим на карту? (Выходим в приемную, а там сюрприз от коротышек) Вы знаете, ребята. в благодарность коротышки передали вам подарок.

А сейчас расскажите мне чем мы сегодня занимались и что вам понравилось?

(дети стоят рядом с воспитателем, рассказывают, чем занимались)

Да, мы сегодня большое дело сделали, помогли жителям Цветочного города. Ребята, а кто написал про Незнайку и его друзей (Н. Носов)

А какие произведения Носова вы знаете (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение «Улыбка и смех – это для всех» по произведениям Николая Носова в подготовительной группе

Развлечение «Улыбка и смех – это для всех» по произведениям Николая Носовав подготовительной  группе...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе на тему: «Весёлые рассказы Николая Носова»

Конспект занятия  по чтению художественной литературы в подготовительной группе на тему: «Весёлые рассказы Николая Носова»...

Проект "По страницам произведения Николая Носова"

laquo;В рассказах я хотел поставить проблемы: воспитание честности, смелости, чувства товарищества, воли, настойчивости в достижении цели, осмеяние зависти, трусости, лживости, хвастовства, гру...

Квест-игра «По страницам рассказов Николая Носова» для детей подготовительной группы

В данной квест-игре дети в занимательной форме закрепляют знания о творчестве Н.Носова....

Педагогический проект в подготовительной группе «Произведения Николая Носова»

Представляю для ознакомления педагогический проект «Мы читаем и рисуем произведения Николая Носова»....

Квест-игра «По страницам рассказов Николая Носова» для детей подготовительной группы

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о прочитанных произведениях Н.Н. Носова...

Паспорт проекта в подготовительной группе на тему «По страницам произведений Н.Н. Носова»

laquo;В рассказах я хотел поставить проблемы: воспитание честности, смелости, чувства товарищества, воли, настойчивости в достижении цели, осмеяние зависти, трусости, лживости, хвастовства, грубости...