Логоритмические игры для детей 2-3 лет
материал по развитию речи (младшая группа)

Парахина Марина Ивановна

В основу занятий положен метод фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика — это система двигательных упраж­нений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого мате­риала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmicheskie_igry_na_temu_zima.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмические игры для детей 2-3 лет

В основу занятий положен метод фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала. Методика воспитания детей средствами логопедической ритмики вобрала в себя положения метода ритмического воспитания Жак-Далькроза, который отмечал важность ритмизирования себя на уровне подсознания, и в этом ведущую роль отдавал музыке. Музыкальное сопровождение помогает пространственно-временной организации движений, они приобретают плавность, большую точность, выразительность.

Таким образом, в ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми

Ребенок, когда учится говорить, прежде всего, учится петь. Он учит не слово, а звуковые формы, которые воспроизводит в звуке. Таким образом, музыкальная речь и вербализация мысли органически взаимосвязаны так же, как фонематический и музыкальный слух. Не менее важным фактором развития являются управляемые элементарные движения. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную деятельность. Вовлечение детей в сюжет является для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство коллективизма.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

1-2-3-4, (Загибают пальчики)

Мы с тобой снежки лепили. («Лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий, (Показывают)

И совсем, совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)

Сказка-шумелка «Елочка»

Слова

Движения

Музыкальное сопровождение

Росла в лесу ёлочка –

стоим на месте, вытянув руки в стороны

 

По её веточкам прыгали белки–

прыгаем с продвижением вперед

(стучим палочкой по ксилофону)

Прилетал дятел -

«летим» или шлепаем руками по бокам.

 

и громко стучал клювом–

вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу

(стучим палочками).

Иногда мимо проходил большой медведь–

ходим, переваливаясь с ноги на ногу

(медленно стучим

ладонями по барабану)

Иногда пробегал маленький зайчик –

подпрыгиваем на месте

(играем на ксилофоне или бубенцах)

Вечером на неё дул ветерок–

дуем

Ш-ш-ш

Ночью над ней загорались звёздочки–

вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой

(играем на треугольнике

 или колокольчиках)

Летом около неё летали комарики–

шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»

 

Зимой на неё падали белые снежинки–

рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны).

(треугольник)

и укрывали ёлочку тёплым снежным одеялом.

 

 

Ксилофон с палочкой

Палочки

Барабан

Ксилофон / бубенцы

Треугольник

Колокольчик

Снег

Как на горке снег, снег, (показывать руками "горку")

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег, (показывать руками "под горкой")

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь! (пальчик ко рту, грозить пальчиком)

«Дед Мороз»


Зябнут щечки, зябнет нос,

Прикасаются ладонями к

щекам и носу.

Коченеют ручки.

Поворачивают руки ладоня-

Ой, мороз, мороз, мороз,

ми вверх-вниз.

Грозят пальцем.

Брось такие штучки!

Полно за щеки щипать,

Легко хлопают ладонями по

щекам.

Полно баловаться.

Грозят пальцем.

Выйди с нами погулять,

Манят руками.

С горки покататься!

Поднимают и опускают

руки, показывая, как катятся с горки

На саночках


Подмели метлищей, стал двор чище        

Поскребли лопаткой, стал двор гладкий.

сверху вниз по спинке «метём» ладонью и пальцами

«поскрести» ребром ладони

Снег собрали в кучу, сделали кручу,

одним движением по спине снизу вверх «отодвигаем снег» и на слова «сделали кручу» - 2 хлопка по спинке под музыку

И на "кручу" санки покатили сами.

провести рёбрами ладоней по спинке вверх

Побежали дети скоро, скоро

пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу ввер

Притащили саночки на гору.

провести рёбрами ладоней по спинке снизу вверх

Съехали с кручи, въехали в кучу,

провести рёбрами ладоней по спинке сверху вниз

А на горку сани потащили сами.

провести рёбрами ладоней по спинке сверху вниз

Подмели метлищей, стал двор чище .

пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх


Речевая пляска с движением «Зимняя пляска»

Мы погреемся немножко (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)

Мы похлопаем в ладошки: (Останавливаются и хлопают в ладоши)

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки тоже мы погреем (Двигаются по кругу)

Мы потопаем скорее: (Останавливаются и притопывают)

Топ, топ, топ, топ.

Рукавицы мы надели (Вытягивают вперед руки и поворачивают ладони вверх-вниз, будто  показывая рукавицы)

Не боимся мы метели:

Прыг, прыг, прыг, прыг. (Исполняют прыжки на месте)

Мы с Морозом подружились (Изображают снежинки, кружатся и

Как снежинки закружились: «разлетаются» в разные стороны)

Да-да-да!

Речевая подвижная игра «Зимой»

Дети вместе с педагогом произносят стихотворение и выполняют описываемые в нем движения:

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Игра «Заморожу»

а) Ой, что за народ (Идут по кругу, Дед Мороз шагает противоходом)

За Морозом идет? (Останавливаются, 3 раза грозят ему пальцем

Дед Мороз! и 3 раза хлопают в ладоши)

Дед Мороз!

Ты нам руки не морозь! (Вытягивают руки перед собой, поворачивая ладонями вверх-вниз. Дед Мороз бежит по кругу, стараясь задеть руки детей. Дети прячут их за спину)

б) Ой, что за народ (Идут по кругу, Дед Мороз шагает противоходом)

За Морозом идет? (Останавливаются, 3 раза грозят ему пальцем

Дед Мороз! и 3 раза хлопают в ладоши)

Дед Мороз!

Ты нам ноги не морозь! (Выставляют ногу перед собой на пятку, покачивают носком вправо-влево. Дед Мороз бежит по кругу, стараясь задеть ноги детей. Дети приседают, прикрывая колени ладонями)

в) Ой, что за народ (Идут по кругу, Дед Мороз шагает противоходом)

За Морозом идет? (Останавливаются, 3 раза грозят ему пальцем

Дед Мороз! и 3 раза хлопают в ладоши)

Дед Мороз!

Ты нам щеки не морозь! (Прикасаются пальчиками к щекам. Дед Мороз бежит по кругу, стараясь задеть детей за щеки. Дети прикрывают щеки ладонями)

г) Ой, что за народ (Идут по кругу, Дед Мороз шагает противоходом)

За Морозом идет? (Останавливаются, 3 раза грозят ему пальцем

Дед Мороз! и 3 раза хлопают в ладоши)

Дед Мороз!

Ты нам носик не морозь! (Прикасаются указательным пальцем к носу. Дед Мороз бежит по кругу, стараясь задеть носы детей. Дети прикрывают нос ладонью)

Слова

Движения

Раз, два, три, четыре, пять,

Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.

Идут по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,

«Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,

Ведут указательным пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.

Ладошки кладут на стол одной и другой стороной

Все в снегу домой пришли.

Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.

«Едят ложкой» суп, кладут ладони по ухо.

Игра «Зимние забавы»

Речевой материал

Движения по тексту

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

Дети изображают ходьбу на лыжах.

А потом - на коньках,

Изображают бег на коньках.

Но упали мы. Ах!

«Падают»

А потом снежки лепили,

Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.

А потом снежки катали,

Катят воображаемый комок.

А потом без сил упали

«Падают»

И дальше побежали.

Бегут по кругу.

Игра «Прогулка в зимнем лесу»

Речевой материал

Движения по тексту

Мы пришли в зимний лес.

Ходьба по комнате.

Сколько здесь вокруг чудес!

Разводят руками.

Справа – берёза в шубке стоит,

Отводят руку и смотрят в сторону.

Слева – ёлка на нас глядит.

Отводят руку и смотрят в сторону.

Снежинки в небе кружатся,

Движение «фонарики»

На землю красиво ложатся.

Кружатся и приседают.

Вот и зайка проскакал.

От лисы он убежал.

Прыжки

Это серый волк рыщет,

Руки на поясе.

Он себе добычу ищет!

Наклоны в стороны.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдёт тогда он нас!

Приседают

Лишь медведь в берлоге спит.

Так всю зиму и проспит.

Спят

Пролетают снегири.

Как красивы они!

Полёт птиц.

В лесу красота и покой.

Разводят руки в стороны.

А нам пора домой!

Садятся на свои места.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмические игры для детей дошкольного возраста

Логоритмические упражнения учат детей сочетать свои движение с заданным текстом. Эта игра подходит для совсем еще крошечек, но может быть использована и позже.Положите малыша на спинку, возьмите его з...

Логоритмические игры для детей 3-4 лет.

Логоритмические игры — это игры, направленные на развитие моторики и произношения. Они включают в себя музыкальные, двигательные и игровые занятия. Занятия логоритмикой присутствуют в любой педа...

«Логоритмические игры для детей дошкольного возраста»

Классификация логоритмических игр.Методические рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр в младшем дошкольном возрасте.Разминки-приветствияРитмо - речевые игры - упражненияКоорд...

КАРТОТЕКА: "ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Логоритмические игры, собранные в картотеке, направлены на  развитие речи, памяти, мелкой и крупной моторики, координации движений, эмоциональной отзывчивости и психических процессов у детей дошк...

Логоритмические игры для детей старшего дошкольного возраста

Логопедическая ритмика – комплексная методика, состоящая из средств логопедического, музыкального - ритмического и физического воспитания. Она развивает неречевые процессы, речь и корректирует р...

Логоритмические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Логоритмические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста.В этом возрасте дети уже, как правило, хорошо разговаривают, умеют владеть своим телом. Детский организм полон сил и энергии. ...

Логоритмические игры для детей раннего возраста

Упражнение 1 Пошёл котик на торжок, Купил котик пирожок. Пошёл котик на улочку, Купил котик булочку. Самому бы съесть? Или Бореньке снесть? Я и сам укушу, да и Бореньке снесу! Спокойная ход...