"Рекомендации для родителей детей 2-3 лет по развитию речи в период адаптации в детском саду"
статья по развитию речи
"Рекомендации для родителей детей 2-3 лет по развитию речи в период адаптации в детском саду"
Адаптация – сложный процесс приспособления детского организма к новым условиям детского сада. В период адаптации к детскому саду у ребенка происходит первый, сильный стресс в жизни. У одних детей привыкание происходит быстро и гладко , у других- бурно, болезненно и долго. В тот период у ребёнка происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения, выработка новых умений и навыков. При этом, чем лучше развита речь, тем легче проходит процесс адаптации. Этот процесс напрямую связан с подготовкой малыша к этому процессу. В возрасте детей 2-3 лет родители уже начинают готовить детей к посещению детского учреждения. В это же период родители должны оценивать способность ребенка не только общаться со сверстниками, но и сообщать воспитателю о своих желаниях, нуждах и просьбах. Сейчас очень важно "разговорить " малыша, а для того есть масса способов, самый главный из которых это общение с ребенком: чтение книг, игровая деятельность, прогулки. Наши " экранные дети" теряют связь контакт с родителями, ведь намного проще дать ребенку планшет. Но гаджеты не восполнят то живое общение, которое может дать семья. Самое главное уделяйте ребенку как можно больше внимания, давайте ему тепло, любовь и заботу. Играя с малышом не отвлекайтесь, посвятите все это время ему, ведь играя вы обучаете малыша. Читайте ребенку как можно больше книг, рассматривайте вместе с ним иллюстрации, отвечайте на его вопросы, сами задавайте ему вопросы. Называйте предметы, изображенные на рисунках, и просите малыша показывать их, особенно тогда, когда читаете ребенку. Выбирайте любимые книжки и не важно, что вы ее читаете уже не в первый раз. Ребенок может рассказывать содержание любимых сказок вместе с вами. Учите стихи и пойте песенки , ваше общение с малышом обязательно даст положительный результат. Разговаривайте с малышом на равных, как со взрослым. Учите ребенка говорить правильно, не используйте в разговоре его неправильно сказанные слова, лучше поправьте его. Можно использовать звукоподражание, например: «Это корова, она мычит - мууу". Общаясь с ребенком следите, чтобы во время общение ваше лицо было на одном уровне с его лицом, тогда малыш будет видеть, как вы говорите и чувствовать, что вы рядом и готовы его обнять. Если ребенка заинтересовал какой то предмет более остальных, расскажите ему подробнее , объясните его назначение. Не говорите быстро, говорите простыми, короткими и понятными ребенку фразами. При приобщении ребенка к домашним делам проговаривайте, что вы делаете, что делают другие члены семьи. При появлении новых слов проговаривайте их несколько раз - для запоминания. Так у ребенка будет расширяться словарный запас и опыт в ведении домашних дел. Для своих слов используйте простые, понятные ребенку слова. Обращаясь к ребенку с просьбой, нужно использовать простые инструкции : «Дай мне машинку », «Принеси кубики». Используйте в своей речи слова, обозначающие последовательность действий: «сначала», «после», «затем», «в конце». Рассказывайте ребенку о местонахождении предметов. Например: «платье в шкафу», «мяч под стулом» это поможет ребенку освоить предлоги. Показывайте, что можно делать с предметами и вещами, рассказывайте, для чего они предназначены. Это поможет ребенку классифицировать предметы, расширит его пассивный словарь. Очень важно развивать мелкую моторику ребенка . Ум ребенка находится на кончиках пальцев. Рука это инструмент, внешний мозг, а у нас для этого столько пальчиков! Читайте потешки, короткие детские стишки, играйте в пальчиковые игры, лепите из теста и пластилина, рисуйте карандашами и красками, собирайте мозаику. И главное любите своего ребенка, отмечайте и радуйтесь любым его достижениям и не забывайте хвалить. Ваши ожидания не заставят себя ждать. Мы все вместе будем радоваться маленьким победам и достижениям вашего малыша.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью»
Дошкольный возраст является основным этапом генезиса личностных качеств, в котором одно из ведущих мест занимает самостоятельность.
В данный период открываются возможности для построения баз ответственности, самостоятельности и творчества.
Существуют различные интерпретации самостоятельности ребенка дошкольного возраста. В исследованиях психологов говорится, что в старший дошкольный период открываются большие потенциалы для развития самостоятельности.
Одним из наиболее эффективных средств развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, является изобразительная деятельность.
Дети дошкольного возраста более близки к «художественному» типу, нежели к «мыслительному». Для детей характерна эмоциональная отзывчивость, целостность мировосприятия, непосредственность переживаний и открытость по отношению к миру, именно поэтому значение средств изобразительной деятельности, в патриотическом воспитании имеет не малое значение.
Изобразительная деятельность — одна из любимых детьми в свободное время и является одним из важных видов детской деятельности, в которой можно успешно сформировать эти качества. Но, чтобы ребенок стал инициативным, самостоятельным и творческим человеком в процессе самостоятельной изобразительной деятельности, необходимо сформировать у него определенные технические навыки и умения .
Создание условий, для развития этого качества начиная с раннего детства, является залогом успешного развития личности ребенка дошкольного возраста в целом.
Интерес к проблеме самостоятельности обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к ней свойственно с ранних лет. Это внутренняя потребность растущего организма ребенка, которую необходимо поддерживать и развивать.
С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка фиксируются, проявляются в различных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Родители должны формировать простейшие навыки и привычки, целенаправленно развивать самостоятельность детей, не оставляя на потом, и не ссылаясь на ее постепенное естественное формирование с возрастом. Каждому ребенку важна оценка его действий значимым взрослым – мамой, папой. Детям важно радовать родителей своими новыми успехами и достижениями .
Определяя самостоятельность При этом взрослым важно помнить, что в воспитании самостоятельности дошкольников, объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого прямо пропорционально сокращается с каждым разом. Показателем самостоятельности дошкольника является результативность его действий, этот показатель нельзя подменять контролем взрослого. Контроль подразумевает послушание, а безраздельность этих понятий может сформировать слабоволие, безответственность, леность и инфантильность у ребенка. Самостоятельность для ребенка, является залогом внутренней свободы, свободы выбора, суждений, действий, поступков в ней заложены основы ответственности, уверенности в собственных силах, основы творчества, чувства собственного достоинства.
Без самостоятельности невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива.
Важно понимать, что самостоятельность не может быть абсолютной, так как жить в обществе и быть свободным, независимым от общества нельзя.
Следовательно, содержательна любая деятельность, но она является самостоятельной только тогда, когда совершающий её человек овладевает ею в полном объеме, т.е. становится ее носителем. В связи с этим самостоятельность можно определить как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью.
Таким образом, авторы отмечают, что самостоятельность – это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
В силу того, что одним из общих факторов эффективного общения между детьми считается «субъективная активность личности», представленная в виде самостоятельности, как качества, что, несомненно, необходимого для развития личности ребенка. Самостоятельность, выступая как личностный фактор, может детерминировать позитивные взаимоотношения детей в семье.
Самостоятельность и трудолюбие, хорошая способность к саморегуляции являются почвой для благоприятных возможностей развития детей старшего дошкольного возраста и вне непосредственного общения с взрослыми или сверстниками. Здесь идет речь о способности детей этого возраста заниматься любимым делом в одиночку. В этом возрасте важно занять ребенка различными дидактическими развивающими играми, способствующими мыслительной активности ребенка по самостоятельному выполнению дидактической задачи.
Показателями самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста, по мнению А.А. Гуськовой, являются:
- Стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей;
- Умение поставить цель деятельности;
- Осуществить элементарное планирование;
- Реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели;
- Способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач .
Высокими показателями в развитии самостоятельности детей старшего дошкольного возраста является способность к участию в коллективной деятельности и самостоятельной ее организации. В ней происходит дальнейшее формирование умений каждого ребенка и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Низкие показатели этих умений и как следствие слабая результативность действий не позволяют ребенку занять достойное место в коллективной деятельности, хорошо справиться с отведенной ролью. Все это является причиной снижения интереса к нему сверстников, мешает развитию адекватной самооценки, тормозит стремление ребенка к самостоятельности. Поэтому развитие индивидуальной самостоятельности в разных видах деятельности, планомерное накопление опыта является предпосылкой развития самостоятельности в коллективных делах.
Характерными чертами развитой самостоятельности в старшем дошкольном возрасте являются:
- умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);
- умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
- сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);
- умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
- умение переносить известные способы действия в новые условия.
Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания: излишняя регламентация деятельности, постоянный контроль и опека, преобладание прямых приемов руководства действиями детей, обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п. И наоборот, воспитание самостоятельности идет успешно, когда взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы, учит их самостоятельному планированию предстоящей работы, развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат. Современные исследования показали эффективность использования в дошкольных ребенку самостоятельное выполнение тех или иных заданий и правильную организацию деятельности.
Темперамент, врожденные способности, сфера интересов, семейный стиль поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности. Именно поэтому не стоит увлекаться возрастными нормами, лучше сравнить самостоятельность ребенка с тем, что было неделю, месяц или год назад. Если разнообразие самостоятельных действий у ребенка растет, значит, он развивается нормально, даже если не в точном соответствии с тем, что умеют его сверстники.
Эффективность формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста зависит от таких педагогических условий как: целенаправленное формирование самостоятельности в семье с учетом уровня развития этого качества у ребенка; сотрудничество ДОУ и семьи с целью повышения уровня самостоятельности детей.
Проявление инициативы – это первый компонент в развитии самостоятельности.
Если систематически помогать ребенку, осуществлять ту или иную деятельность самостоятельно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности – целеустремленность, которая проявляется в увлеченности делом, целенаправленном желании получить нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости и даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку, что выступает необходимым условием развития его самостоятельности. Ребенок откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.
При достижении старшего дошкольного возраста ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего – не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность – функция самоконтроля, является завершающим компонентом в формировании самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, ребенок становится уже в какой-то степени независимым от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шажок на пути к зрелой самостоятельности.
Подход к развитию самостоятельности требует необходимых условий, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности. Поэтому сотрудничество детского сада и семьи по формированию у детей самостоятельности, тоже является важнейшим педагогическим условием.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности:
1. Игра, способствует развитию активности и инициативы.
2. Трудовая деятельность развивает настойчивость в достижении результата.
3. Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности.
4. Общение, в котором помимо общения с взрослыми, дифференцируется и достигает развернутой формы общение со сверстниками, основу которой составляют отношения взаимного уважения, возможные только между равными.
5. В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Изобразительная деятельность, и в частности рисование, заключает в себе большие возможности для развития самостоятельности дошкольников. Самостоятельность детей в процессе занятий рисованием понимается как качество личности, которое проявляется в интересе воспитанников к рисованию, способности детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения изобразительных заданий. Так рисование, является одним из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности самостоятельности. Тематика рисунков может быть разнообразной, дети рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах .
В.И. Логинова предлагает такие критерии развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста:
- Интерес к изобразительной деятельности;
- Стремление к решению задач изобразительной деятельности без помощи взрослого;
- Умение поставить цель предстоящей изобразительной деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели;
- Способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Наиболее значимыми психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность процесса формирования самостоятельности, у детей старшего дошкольного возраста в рисовании являются:
- Создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей дошкольникам возможности способов и средств осуществления изобразительного замысла;
- Использование технологии обучения детей дошкольного возраста рисованию, направленной на формирование самостоятельности как качества личности;
- Применение определенной тактики педагогического руководства, в основе которой лежит дифференцированный подход к детям с учетом исходного уровня их самостоятельности и общего уровня развития.
Занятия изобразительной деятельностью подразумевают преимущественно самостоятельную работу дошкольников. Главная ценность этих занятий аргументируется художественно-творческим развитием ребенка, а также развитием моторики, координации, усидчивости, аккуратности, самоконтроля, умения доводить порученное дело до конца.
Условия организации изобразительной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста:
- Всю работу ребенок может выполнять самостоятельно при минимальной помощи и поддержке воспитателя или родителя;
- Полученный результат всегда будет эстетически и эмоционально привлекательным для ребенка;
- Ребенок должен не только видеть и ценить результат самостоятельного творчества, но и создавать нечто свое, новое;
- Методически процесс работы ребенка должен быть настолько хорошо подготовлен, чтобы у него не возникало технических проблем с рисованием.
Роль взрослого во время любой самостоятельной изобразительной деятельности включает в себя не только создание развивающей предметной среды, но и наблюдение за детьми, общение с ними, оказание помощи в выборе материала и осуществлении изобразительного замысла, обеспечение поддержки, если ребенок просит об этом. Необходимо помнить, что свободный выбор ребенка и его деятельность под руководством взрослого должны быть тщательно сбалансированы. Определить цель, договориться о совместных действиях в изобразительной деятельности, дети могут самостоятельно. Вместе с тем воспитатель должен находиться всегда рядом и быть готов оказать помощь, выслушать вопросы, включиться в обсуждение заданий и способов их выполнения. Задача педагога поддержать детей, помочь им осмыслить свои действия, научиться рефлексировать и оценивать свою деятельность, свое поведение. Роль педагога в данном случае – стимулировать действия, доводящие начатое дело до конца, при необходимости объединяя усилия с другими детьми.
Изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Где одним из главных умений является умение ребенка работать самостоятельно.
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом дошкольники, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.
На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.
На занятиях по рисованию с помощью разнообразных самостоятельных работ дети могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему. Под системой самостоятельных работ понимается прежде всего совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ (практическая работа на занятии, домашнее задание, организация выставок).
Показателями самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. Все это под силу дошкольнику, если его будет курировать опытный педагог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Традиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями...
Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Специфика работы с детьми раннего возраста состоит в том, что воспитатели каждый год ведут новый набор детей. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Зада вос...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду. Начало посещения детского сада для ребен...
Рекомендации для родителей детей 2-3 лет по развитию речи в период адаптации
Рекомендации для родителей детей 2-3 лет по развитию речи в период адаптации...
Рекомендации по развитию речи в период адаптации в детском саду.
Адаптация – сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. При этом, чем лучше развита речь, тем легче проходит процесс адаптации.Выявление изменений речевой ак...
Рекомендации для родителей по развитию речи детей в период адаптации в детском саду
В последние годы сложилась парадоксальная ситуация: живущие в комфортных бытовых условиях дети начинают говорить все позже и позже. Почему? Одних родителей не очень-то и волнует, что их двухлетний реб...
Рекомендации для родителей детей 2-3 лет по развитию речи в период адаптации в детском саду
В этом возрасте детей начинают очень активно готовить к посещению детского сада. Это одна из наиболее весомых причин, почему мамы и папы столь обеспокоены развитием речевой деятельности у ребенка, вед...