Развитие речи детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи
Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_statya.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей дошкольного возраста.
Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.
Развитая речь в понимании многих родителей - это умение читать (и писать - хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не являются показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо - сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе речевого. Известно, что качественно владеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой - не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую работу по речевому и языковому развитию детей.
К концу дошкольного возраста современный ребенок должен уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, чётко, внятно и выразительно декламировать стихи.
Уважаемые родители! Сегодня я приглашаю вас разобраться, что же такое речь ребенка и познакомиться с приемами работы по развитию речи в домашних условиях.
- Что же такое речь?
- Кто как представляет себе речь своего ребенка?
-Я представляю речь ребенка в виде дома.
1. Основой разговорной речи (как для дома ФУНДАМЕНТ) является ПОНИМАНИЕ речи и ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.
- «Покажи карандаш линейкой», «Покажи карандашом линейку»; «Ваню ударил Коля. Кто драчун?», «Брат отца», «Нарисуй круг под квадратом»
- дочка- точка, дачка-тачка, бочка-почка, катушка-кадушка, уточка-удочка и др
I этап: различение неречевых звуков
II этап: Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
III этап: Развитие фонематического и речевого слуха.
(Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка.
Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки.)
2. Важнейшими компонентами речи являются
СЛОВАРЬ и ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ ( СТЕНЫ)
В лексиконе детей мало слов, характеризующие качества, признаки, состояние предметов и действий. У детей недостаточно сформированы грамматические формы – ошибки в падежных окончаниях, смешении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Недостаточно владеют способами словообразования. Большое количество ошибок дети допускают в использовании простых предлогов (в, на, под, с).
Поэтому родителям нужно больше уделять внимания на развитие словаря и грамматической стороны речи.
Есть игры, в которые можно играть, не отрываясь от ежедневных домашних дел. На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
- «Давай искать на кухне слова»
- «Угощаю».
- «Приготовим сок».
- «Я заметил».
- «Волшебные очки».
- «Я знаю много названий…(мебели. Продуктов, одежды)»…
- «Назови одним словом».
- «Назови части».
- «Какой? Какая? Какие?»
- «Что делает? Что делают?»
- «Скажи наоборот».
- «Кто как передвигается? »
- «Кто, какой голос подает? »
- «Большой - маленький»
- «Что для чего? »
- «Назови детеныша (детенышей) животных» или «Чей ребенок?»
- «Кто, где живет? » или «Чей дом?»
- «Правильно назови листья»
- «Жадина» («Мой, моя, моё»)
- «Один – много – нет»
- «Два – пять»
- «Чего не стало»
- «Волшебная цепочка»
- «Антонимы для загадок»
- «Упрямые слова».
Что не хватает в нашем доме? – КРЫШИ.
Следующий важный компонент речи:
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ -– это венец речи ребенка, показатель развития мышления, коммуникативной, достижения норм возрастного развития. В нашем доме – это крыша.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развивая связную речь, важно научить ребёнка пересказывать короткие сказки и рассказы. Начните эту работу с пересказа знакомых сказок с несложным сюжетом.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Для запоминания сюжета детям помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед ребёнком сказку, попросите его побыть актером и перед папой разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей.
Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите ребёнку поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.
Для развития связной речи необходимо целенаправленно учить детей описывать предметы.
Я предлагаю активно использовать картинные планы описания предметов. Например, вот такие.
Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно.
- «Вспомни случай»
- «Говорим по-разному»
- «Бюро путешествий»
«Всегда под рукой» - «Лучший друг»
- «Рассказы по картинкам»
- «Истории из жизни»
- «Мой репортаж»
- «Семейное ток-шоу»
- «Чем закончилось?»
- «Автобиография» (или «Узнай по описанию»)
«Заучиваем стихи с малышами»
Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук. Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами. Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен. Сначала прочитайте два-три стихотворения. Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза. Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев. Повторите все движения вместе с ребенком. Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно – два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.
Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.
Игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
И что бы дом был не только на надежный, но и красивый –украшает его отделка, красивый ФАСАД. В нашем случае правильное четкое ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
Чтобы произносить звуки, ребенку нужны подвижные, четко работающие органы артикуляции .
- Что можно сделать, чтобы язык, губы стали более подвижными, чувствительными?
- Правильно, выполнять артикуляционную гимнастику. Сейчас мы выполним несколько артикуляционных упражнений, которые пойдут на пользу любому ребенку:
Для щек: «Толстячок-худышка», «Футбол»
Для губ: «Улыбка (лягушка) – хоботок (слоник)», «Зайчик»
Для языка: «Иголочка – лопаточка», «Змейка», «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Лошадка», «Дятел».
Уважаемые родители! Если Вы будете, всесторонне развивать речь ребенка, учтете данные рекомендации, будете прислушиваться к рекомендациям и советам воспитателя, то к концу дошкольного возраста ваш ребенок сможет полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, чётко, внятно и выразительно декламировать стихи. Что станет залогом успешного обучения в школе и очень поможет ребенку в дальнейшей жизни!
А ещё развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.
Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...
Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).
Речь как исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....
Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.
Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте всегда спокойным то...
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...
Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...
Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...
Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...