НОД "По страницам любимых сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ковтунова Светлана Сергеевна

обобщение знаний детей о русских народных сказках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kovtunova.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

  НОД в средней группе «По страницам любимых сказок»

  Цель: обобщение знаний детей о русских народных сказках

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить и обобщить знания детей о ранее прочитанных сказках;
  • продолжать формировать умения детей передавать содержание сказок с помощью моделирования, схем-картинок, по вопросам воспитателя начиная с конца.

Развивающие:

  • развивать речевую активность, художественно-исполнительские  навыки, используя выразительные средства (интонация, мимика, жесты).

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к русским народным сказкам;
  • совершенствовать умения детей взаимодействовать в группах.

Оборудование и материалы: аудиозапись «Злой Волшебник», магнитный театр сказок: «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди», «Смоляной бычок», «Лиса и журавль»; атрибуты для драматизации сказки «Лиса и журавль»; цветные кружочки для моделирования сказки «Смоляной бычок»; чистый лист и фломастеры для изображения «Говорящие картинки», большая книга со сказками.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, показ различных видов театров по сказкам, работа со  схемами-картинками, моделями.

Ход:

Содержание

Подходы, методы, приемы

Воспитатель:

- Ребята, я знаю, что вы любите разыгрывать разные сказки. На прошлой неделе мы ходили к малышам показывать спектакль. Какую сказку мы инсценировали?

А это какая сказка?  Почему  она называется народная?

(Если они не ответят что народная, то спросить есть ли автор этой сказки, подвести детей к тому, что сказку написал народ, поэтому она народная).

Ребята, из какой сказки эти картинки?

(Воспитатель показывает картинки из сказок «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Смоляной бычок», «Лисичка со скалочкой»)

Ребята если бы у нас были персонажи этих сказок, мы смогли бы с вами разыграть спектакль.

Посмотрите, герои сказок все  перемешались. Давайте вернем их в сказки?

- У вас под стульчиками лежат картинки, возьмите их. У кого из какой сказки картинка, тот проходит за стол, где картина из этой сказки.

Каждой команде предстоит

вернуть героев сказки.

(Дети выбирают героев для сказок, размещают в соответствии с картинкой).

 - Ребята все герои на месте? Посмотрите внимательно.

(Дети обнаруживают, что не хватает по 1 герою из каждой сказки)

- Куда же они пропали?

- Ребята, что ж теперь делать, куда же исчезли персонажи из сказок?

Организационный момент, направлен на привлечение внимания детей к теме НОД.

Д/и «Какого героя не хватает?», направленная на знания сюжета сказок.

Работа в подгруппах (умение взаимодействовать, приходить к общему решению)

Раздается аудиозапись: «Ха-ха-ха, это я, Злой волшебник, забрал героев ваших сказок, ха-ха-ха. А верну я их вам, если только справитесь с моими испытаниями, ха-ха. А путь-дорожку к испытаниям вам укажет мой волшебный клубочек».

Воспитатель:

 - Ребята, ну что скажете, вы согласны пройти испытания и вернуть героев сказок?

 - Тогда в путь!

 - Ребят, давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три, нам клубочек, помоги» (клубочек катится - дети обнаруживают коробочку, в которой находятся плоскостные кружочки и бычок для моделирования сказки «Смоляной бычок»).

 - Дети, из какой сказки бычок? Посмотрите, а остальные персонажи заколдованы в кружочки. Давайте, разгадаем, кто в какой кружок заколдован? (предположения детей) Расскажите сказку с помощью этих фигурок? (рассказывание сказки детьми)

Создание проблемной ситуации

Прием «Моделирование»

Развитие умений детей самостоятельно подбирать заместители по заданному признаку, строить модель сказки по  ходу изложения.

- С первым заданием справились!

 - А что это за елочки на пути, ой это волшебник хочет с вами поиграть, ну что ж… Сколько елочек зеленых, столько сделаем наклонов…     - Продолжим путь?

 - «Раз, два, три, нам, клубочек, помоги! (клубочек прикатился к столу, на котором стоит кувшин, блюдо, косынка для лисы и клюв для журавля).

- Ребята, из какой сказки эти предметы? А кто хочет показать, как журавль потчевал лису?

Динамическая пауза, с целью снижения утомляемости детей.

Прием «Драматизация», развитие интереса к театрально-игровой деятельности, умение передавать характерные особенности героев сказки с помощью мимики, жестов, интонации.

- Вот и второе задание выполнили!

 - Вперед к новым испытаниям!

- «Раз, два, три, нам, клубочек, помоги! (клубочек прикатился к мольберту, на котором расположен лист, расчерченный на квадраты, в первом окошечке нарисованы Гуси-лебеди, и лежат фломастеры).

- Ребята, что за сказка здесь заколдована? Давайте вспомним, как начиналась сказка? Что было потом? Чем закончилась?

Прием «Говорящие рисунки» с помощью схем-картинок восстанавливать и рассказывать сюжет сказки.

- И с  этим испытанием вы справились!

 - Куда же интересно приведет нас дальше клубочек?!

- «Раз, два, три, нам, клубочек, помоги! (клубочек прикатился к столу, на котором лежит конверт, с заданием: «Расскажите сказку «Лисичка со скалочкой» но не сначала, а с конца!»)

- Ребята, вы знаете сказку «Лисичка со скалочкой»? И чем же закончилась сказка? А что было раньше? А до этого? А чем начиналась сказка?

Прием «Заблудившийся рассказчик». Упражнять детей в умении рассказывать сказку по вопросам воспитателя начиная с конца.

 - Верно, и с этим заданием вы справились удачно. Ну, клубочек, куда же на этот раз ты нас приведешь?

- «Раз, два, три, нам, клубочек, помоги» (клубочек катится  останавливается около стола, на котом лежит «Большая книга сказок».

Раздается аудиозапись: «Я вижу, вы справились со всеми моими испытаниями… И откуда же вы столько сказок знаете?! Ну что ж, хоть я и Злой Волшебник, но обещания свои всегда выполняю! Я возвращаю вам героев сказок. А найдете вы их в вашей «Большой книге сказок».

(Дети открывают книгу, находят героев сказок)

 - Ребята, давайте вернем всех на свои места, в свои сказки (дети расставляют персонажей по сказкам на мольберте)

Воспитатель:

 - Ребята, кто нам помогал в пути? (волшебный клубочек). Давайте расскажем клубочку, какие сказки мы вспомнили, пока путешествовали? Какое испытание вам понравилось больше всего?

 - Ну, а теперь давайте немного отдохнем и потом с помощью магнитного театра расскажем все эти сказки.

Итоговая (обобщающая) беседа с целью подведения итога, оценки результатов, рефлексия.

Последующая деятельность: обыгрывание сказок с помощью магнитного театра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По страницам любимых сказок" Сценарий праздника к 8 Марта.

Сценарий праздника к 8 Марта с детьми подготовительной к школе группы с активным участием родителей....

Викторина«По страницам любимых сказок»

Викторина -путешествие по русским народным сказкам....

Учебно-методическое пособие: "По страницам любимых сказок"

Картотека скороговорок, загадок, игр по любимым сказкамДети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творчес­кой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная...

Развлечение"По страницам любимых сказок"

Развлечение предназначено для детей старшего дошкольного возвраста.Используются пословицы о книгах, повторение правил обращения с книгой. В развлечении присутствуют герои: "Книжка", "Федора".Использую...

Презентация по теме "По страницам любимых сказок"

презентация создана в рамках проекта по теме "Путешествие по сказкам"...

Литературная игра. Животные на страницах любимых сказок.

Викторина по сказкам с использованием ИКТ. Предложить детям отгадать сказку по загадкам, отрывкам из произведений; узнать героев сказок; вспмнить авторов известных сказок и другие интересные задания....