Учебно-методическое пособие: "По страницам любимых сказок"
учебно-методическое пособие по развитию речи по теме
Картотека скороговорок, загадок, игр по любимым сказкам
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому , мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребёнок входя в сказку, получает роль одного из её героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность
. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои сказок становятся образцами для подражания.Уважаемые коллеги, предлагаю учебно-методическое пособие предназначенное для использования с детьми театрализованной деятельности. Данное пособие облегчает работу педагога по театрализации.
Загадки
Лиса, лисонька, лиса! Очень хитрые глаза, Шубка - глазки не отвесть. «Курочек люблю поесть!»
Петя, Петя, петушок! Золотистый гребешок. Как увидит он зарю, Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Скачет лошадь не простая - Чудо-грива золотая. По горам парнишку носит, Да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок - Удивительный конек, По прозванью ...(Горбунок).
В своей корон красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно выслушивать изволь:
Я тут! Я начеку-у-у!
Я всех вас допеку-у-у!
Уснули дети, свет потух.
Молчи, горластенький ...(петух).
Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной!
(Ежик)
Кто с высоких темных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенек Промелькнул как огонек?
(Белка)
Серовато, зубовато. По полю рыщет, Телят себе ищет.
(Волк)
Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко. Любит морковку!
(Заяц)
Хитрая плутовка, Рыжая головка. Хвост пушистый - краса, А зовут ее ...(лиса)
Белый на белом Написал, где бегал. Рыжая придет, Белого найдет.
(Заяц и лиса)
Кто-то за кого-то ухватился цепко. Ох, никак не вытянуть, ох, засело крепко! Но еще помощники скоро прибегут, Победит упрямицу дружный общий труд! («Сказка «Репка»)
Колотил да колотил По тарелке носом, Ничего не проглотил И остался с носом.
(Сказка «Лиса и журавль»)
А дорога далека, А корзина не легка! Сесть бы на пенек. Съесть бы пирожок!
(Сказка «Маша и медведь»)
Ах ты,Петя-простота, Оплошал немножко: Не послушался кота, Выглянул в окошко!
(Сказка «Петушок - золотой гребешок»)
Нет ни речки ни пруда: Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!
(Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Красна девица грустна, Ей не нравиться весна, Ей на солнце тяжко. Слезы льет бедняжка!
(Сказка «Снегурочка»)
Ямальчишка деревянный, Я доверчивый, простой! Позабыл я, как ни странно, Где мой ключик золотой! Нос мой острый, нос мой длинный, А зовусья ... (Буратино).
Железные зубы. Костяная нога - Все люди знают, это ...(Баба Яга).
У отца был мальчик странный. Необычный, деревянный, Но любил папаша сына Шалунишку...(Буратино).
Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился ...(Колобок).
Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Я молча смотрю на всех, И смотрят все на меня. Веселые видят смех, С печальными плачу я. Глубокая, как река, Я дома на вашей стене. Увидит старик старика, Ребенок - ребенка во мне!
(Зеркало)
Не смотрел в окошко - Был один Антошка. Посмотрел в окошко - Там второй Антошка! Что же это за окошко, Куда смотрел Антошка!
(Зеркало)
Не радио, расскажет, Не телевизор, а покажет, Маленькое да румяное По краешку бежит Да всю правду говорит.
(наливное яблочко на блюдечке)
Крыльев нет, а он летает, Всюду разом успевает, Над морями и горами, Над полями и лугами. Вас как птица пронесет. Что?
(Ковер-самолет)
Мохнатенький, усатенький, Молочко пьет, песенки поет.
(Котенок)
Красные лапки, щиплет за пятки, Беги без оглядки.
(Гусь)
Пяточком в земле копаюсь, В грязной луже искупаюсь.
(Свинья)
У кого рога длинней хвоста? (Коза)
Стоит копна посреди двора. Спереди вилы, сзади - метла.
(Корова)
Желтый маленький комочек Очень любит червячков. Черный глазик, острый клювик, Догадались, кто таков?
(Цыпленок)
Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки. Квохчет курочка: «Ко, ко! Не ходите далеко! На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает, И цыпляток догоняет.
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)
Острые ушки, На ушках - подушки. Усы, как щетинка, Дугою спинка.
(Кот)
Хвост с узорами, Сапоги со шпорами. Зарю любит встречать, Громко песни распевать.
(Петух)
Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой. Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
На сметане мешен. На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился ...(Колобок).
*а*
Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Ямолча смотрю на всех, И смотрят все на меня. Веселые видят смех, С печальными плачу я. Глубокая, как река, Ядома на вашей стене. Увидит старик старика, Ребенок - ребенка во мне!
(Зеркало)
Не смотрел в окошко - Был один Антошка. Посмотрел в окошко - Там второй Антошка! Что же это за окошко. Куда смотрел Антошка!
(Зеркало)
Не радио, расскажет, Не телевизор, а покажет, Маленькое да румяное По краешку бежит Да всю правду говорит.
(наливное яблочко на блюдечке)
Крыльев нет, а он летает, Всюду разом успевает, Над морями и горами, Над полями и лугами. Вас как птица пронесет. Что?
(Ковер-самолет)
Скачет лошадь не простая - Чудо-грива золотая. По горам парнишку носит. Да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок - Удивительный конек, По прозванью ...(Горбунок).
В своей корон красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно выслушивать изволь
Я тут! Я начеку-у-у!
Я всех вас допеку-у-у!
Уснули дети, свет потух.
Молчи, горластенький ...(петух).
Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной!
(Ежик)
Кто с высоких темных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенек Промелькнул как огонек?
(Белка)
Серовато, зубовато. По полю рыщет, Телят себе ищет.
(Волк)
Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко. Любит морковку!
(Заяц)
Хитрая плутовка, Рыжая головка. Хвост пушистый - краса, А зовут ее ...(лиса)
Белый на белом Написал, где бегал. Рыжая придет, Белого найдет.
(Заяц и лиса)
Кто-то за кого-то ухватился цепко. Ох, никак не вытянуть, ох, засело крепко! Но еще помощники скоро прибегут, Победит упрямицу дружный общий труд! («Сказка «Репка»)
Колотил да колотил По тарелке носом, Ничего не проглотил И остался с носом.
(Сказка «Лиса и журавль»)
А дорога далека, А корзина не легка! Сесть бы на пенек, Съесть бы пирожок!
(Сказка «Маша и медведь»)
Ах ты,Петя-простота, Оплошал немножко: Не послушался кота, Выглянул в окошко!
(Сказка «Петушок - золотой гребешок»)
Нет ни речки ни пруда: Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!
(Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Красна девица грустна, Ей не нравиться весна, Ей на солнце тяжко. Слезы льет бедняжка!
(Сказка «Снегурочка»)
Я мальчишка деревянный, Я доверчивый, простой! Позабыл я, как ни странно, Где мой ключик золотой! Нос мой острый, нос мой длинный, А зовусь я ...(Буратнно).
Железные зубы. Костяная нога - Все люди знают, это ...(БабаЯга).
У отца был мальчик странный. Необычный, деревянный, Но любил папаша сына Шалунишку...(Буратнно).
Неуклюжий, косолапый Ходит по лесу медведь. Если спросят, что он любит, Скажет: «Меду бы поесть!»
Вышли зайцы погулять, Стали прыгать и играть. Вдруг раздался треск и щелк, Прижали зайцы ушки и прыг-скок
Зайку выгнала лиса... Плачет зайчик: «Вот беда!» Волк, медведь и петушок Помогали зайке. Вот! Догадались вы, дузья, Что это за сказка? Да!
Маленький шарик Под полом шарит.
(Мышка)
Маленький, беленький По лесочку прыг-прыг, По снежочку тык-тык.
(Заяц)
По земле скачет, По воде плывет.
(Лягушка)
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?
(Волк)
Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала.
(Лиса)
Стоит домик расписной, Он красивый такой. По полю зверюшки шли, Остались в доме жить они. Дружно жили, не тужили, Печку в домике топили... Мишка домик развалил, Чуть друзей не раздавил.
(Сказка «Теремок»)
Прыг-скок, прыг-скок, Длинноушка - белый бок.
(Заяц)
Скороговорки
Скороговорки помогают формировать правильное произношение ,артикуляцию,тренируют дикцию,помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.Скороговорки-это веселая словесная игра,которую можно предлагать детям в различных вариантах.
Разучивать скороговорки необходимо коллективно,начиная медленно,четко,активно произносить каждый слог,словно отбивая «мячик» от пола.Постепенно можно убыстрять темп.Полезно проговаривать скороговорки преувеличенно четко,на хорошей опоре,громким шепотом,чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Активизирует речевой аппарат произнесение скороговорок беззвучно,энергично шевеля губами.
Игры со скороговорками могут быть предложены в разных вариантах:
«испорченный телефон»- и граю т две команды.Капитан каждой получает свою скороговорку.Выигрывает та команда,которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесет ее вслух;
«ручнойжяч»-ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо ребенка. Тот должен быстро подбежать,поймать мяч и произнести скороговорку и т. д.;
вариант«ручного мяча»-детистоят в кругу,в центре-ведущий с мячом.Он бросает мяч любому ребенку,тот должен его поймать и быстро произнести скороговорку.Если ребенок не сумел поймать мяч или не смог четко произнести скороговорку,он получает штрафное очко или выбывает из игры;
«змейка с воротцами»-дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики,образованные двумя последними детьми.Тот ребенок,перед которым воротики захлопнулись,должен произнести любую скороговорку.Если он сделает это хорошо,воротики открываются,и игра продолжается,в противном случае ребенок повторяет скороговорку;
«фраза по кругу»-дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией;цель-отработка интонации;
«главное слово»-дети произносят скороговорку по очереди,каждый раз выделяя новое слово,делая его главным по смыслу.Скороговорки можно разучивать в движении,в различных позах,с мячом или со скакалкой.
Разученные скороговорки ,особенно диалогические,можно использовать в различных театральных играх,в работе над интонацией,в импровизациях,придумав сюжет и действующих лиц. Предложенные скороговорки можно использовать на занятиях театральным искусством с детьми 5-6 и 6-7 лет,в зависимости от их речевой подготовки.Количество скороговорок с определенными задачами также регулируется возможностями данной группы.
Сшила Саша Сашке шапку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Сыворотка из-под простокваши.
Оса уселась на носу,осу на сук я отнесу.
Шли сорок мышей,несли сорок грошей;две мыши поплоше несли по два гроша. Мышки сушки насушили,мышки мышек пригласили,мышки сушки кушать стали,мышки зубки поломали.
Щетинка у чушки,чешуя-у щучки.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Слишком много ножек у сороконожек.
Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.
Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.
Жужжит над жимолостью жук,зеленый на жуке кожух.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Наш Полкан попал в капкан.
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткет ткач ткани на платок Тане.
Бык тупогуб/гупогубенький бычок,у быка бела губа была тупа.
Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
Сшит колпак не по колпаковски,вылит колокол не по колоколовски.Надо колпак
переколпаковать,перевыколпаковать.Надо колокол
переколоколовать,перевыколоколовать.
Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Ни колку
Карл у Клары украл кораллы,а Клара у Карла украла кларнет.
На дворе-трава,на траве-дрова.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Три сороки,три трещотки,потеряли по три щетки.
У калитки-маргаритки,подползли к ним три улитки.
По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.
Мокрая погода размокропогодилась.
Полпогреба репы,полколпака гороха.
Кот ловил мышей и крыс,кролик лист капустный грыз.
Улов у Поликарпа-три карася ,три карпа.
У Кондрата куртка коротковата.
Съел Валерик вареник,а Валюшка-ватрушку.
Пришел Прокоп-кипел укроп,ушел Прокоп-кипит укроп,как при Прокопе кипел укроп,так
и без Прокопа кипит укроп.
Король -орел,орел-король.
Турка курит трубку,курка клюет крупку.
Собирала Маргарита маргаритки на горе.Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.
Бобр добр для бобрят.
Гравер Гаврила выгравировал гравюру.
Орел на горе ,перо на орле.Орел под пером,гора под орлом.
Повар Павел,повар Петр.Павел парил,Петр пек.
В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
Еле-еле Лена ела,есть из лени не хотела.
Милая Мила мылась мылом.
Мы ели-ели линьков у ели... Их еле-еле у ели доели.
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Тридцать три корабля лавировали,лавировали,да не вылавировали.
Игра - инсценировка
Пальчики перебираем И цепочку получаем. Елка быстро получается. Если пальчики сцепляются, Локотки ты подними, Пальчики ты разведи. Колокольчик все звенит, Язычком он шевелит. У собаки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик. А у кошки ушки на макушке, Чтобы слышать мышь в норушке. Серенький комок сидит И бумажкой все шуршит. Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, Веселит своих зайчат. У лошадки вьется грива, Она бьет копытами игриво. У козы торчат рога, Забодать может она.
Подвижная игра «Воробьи и кот»
Котик усатенький по двору гулял, Мягкими лапками по траве ступал. Прилетели воробьишки, Слышно: «Чик-чирик!» Стал подкрадываться котик: На воробьишек - прыг!
(притаился котик)
(клюют зерно и чирикают) (дети
разбегаются)
Подвижная игра «Лиса и зайцы»
Лиса по лесу гуляла, Зайчиков лиса искала. Вскоре лисонька устала, Легла и тут же задремала. Вдруг зайчишки прискакали, Они лисоньке сказали: «Лиса-лисонька, вставай И зайчишек догоняй!»
Имитационная игра - упражнение «Изобрази героя»
Все пушистые цыплятки, Любопытные ребятки, Любят по двору гулять, Червячков в земле искать. Мама спросит: «Где-же вы?» Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»
Курочка-хохлатушка по двору гуляла, Курочка-хохлатушка деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!» Ходит по двору петух, Аж захватывает дух. Как увидит он зерно, Закричит: «Ку-ка-реку.»
Вышел котик погулять, Решил цыпленка испугать, Стал подкрадываться сразу И мяукнул громко: «Мяу!» Ловко прыгает лягушка, У ней толстенькое брюшко, Выпученные глаза, Говорит она: «Ква-ква.»
Подвижная игра «Грустный котик»
Котик, котик! Что с тобой? Ходишь грустный ты такой! Лучше, котик, не грусти, Для ребяток попляши! Котик, котик, попляши! Будут рады малыши. Вот так, попляши! Ах, как ножки хороши!
Маленькие, усатенькие, Со спинкой полосатенькой. Бегали, играли, Перчатки потеряли.
(Котята)
А вот котеночек в углу, Мяукает он так:
- Мяу! Мяу!
Щенок прогавкает в ответ, Услышим вот что мы вослед ..
- Гав! Гав!
Корова тоже не смолчит, А вслед нам громко промычит
- Му-у!
А петушок, встретив зарю, Нам пропоет...
- Ку-ка-ре-ку!
Паровоз, набравши ход, Тоже весло поет... -У-у-у!
Если праздник, детвора Весело кричит...
- Ура! Ура!
Заинька-зайка,
Маленький зайка.
Длинные ушки, Быстрые ножки. Заинька-зайка, Маленький зайка. Дето боится - Зайка-трусишка.
Мишка, мишка косолапый, Мишка по лесу идет. Мишка хочет сладких ягод, Да никак их не найдет. Вдруг увидел много ягод И тихонько зарычал.
Подошли к мишутке детки, Мишка ягоды им дал.
Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайца.
Садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола.
Приставляют ладошки к голове - «ушки» Бегут на месте. Движения повторяются. Обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат».
Приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть внутрь, идти перевапиваясь. Погладить себя по животу, облизнуться. Оглянуть по сторонам, пожать плечами. Показать указательный палец, на лиг^е восторг, двумя руками «собирать» ягоды в рот.
Помаршировать. Протянуть руки вперед, имитируя жжет «возьми».
Игра «Театральная разминка»
Раз, два, три, четыре, пять -
Вы хотите поиграть?
Называется игра «Разминка театральная».
Сказки любите читать?
Артистами хотите стать?
Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть походим на лису?
Или на волка или на козу,
Или на принца, на Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?
А без костюма можно, дети, Превратиться, скажем, в ветер, Или в дождик, иль в грозу, Или в бабочку, осу? Чтож поможет здесь друзья? (Жесты и, конечно, мимика) Что такое мимика, друзья? (Выражение нашего лица.) Верно, ну, а жесты? (Это движения.)
Бывает, без сомнения, разное настроение, Его я буду называть, Попробуйте его показать.
Сидит кукушка на суку, И слышится в ответ ...
- Ку-ку!(Отвечает ребенок, на которого указывает дедушка Молчок)
Использованная литература.
1. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Ярославль, 1998.
2. Сухин И.Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки. М., 1998.
3. Сухин И.Г. Литературные викторины, тесты. М., 1997.
4. Русские народные сказки. Воронеж, 1964.
5. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1998.
6. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М: Просвещение, 1991.
7. Козак О.Н. Игры и забавы во время каникул. СПб., 2000.
8. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М.:АСТ, 1996.
9. День за днем. Хрестоматия для детей 5-6 лет. М.: Новая школа, 1996.
10. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО Аспект пресс, 1993.
11. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981.
12. Маршак С. Плывет кораблик. М.; Детская литература, 1988.
13. Музыка в детском саду. М.: Музыка, 1989.
14. Новотворцев Н. Развитие речи детей. Ярославль, 1995.
15. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. I-XI классы. М.: Просвещение, 1995.
16. Прокофьев С. Уж ты, заинька, послушай! Хрестоматия. М., 1989.
17. Родная речь. Серия «Читаем дома». М.: Дрофа, 1996.
18. Синицын Е. Умные сказки. М.: Аист, 1998.
19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
20. Тенясов Я. Хвостатый хвастунишка. Саранск, 1991.
21. Теплов Б.М. Психология. М., 1951.
22. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.
23. Фролов Ф.М. Соковин E.H. Нам весело: пособие. М.: Просвещение, 1973.
24. Хрестоматия по детской литературе / Под ред. В.Кубаревой. М.: Просвещение, 1988.
25. Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"По страницам любимых сказок" Сценарий праздника к 8 Марта.
Сценарий праздника к 8 Марта с детьми подготовительной к школе группы с активным участием родителей....
Викторина«По страницам любимых сказок»
Викторина -путешествие по русским народным сказкам....
Развлечение"По страницам любимых сказок"
Развлечение предназначено для детей старшего дошкольного возвраста.Используются пословицы о книгах, повторение правил обращения с книгой. В развлечении присутствуют герои: "Книжка", "Федора".Использую...
Презентация по теме "По страницам любимых сказок"
презентация создана в рамках проекта по теме "Путешествие по сказкам"...
Дидактическое пособие "По страницам любимых сказок А.С. Пушкина"
Цель:- формирование интереса к творчеству А.С. Пушкина.Задачи:- способствовать формированию интереса к книгам и литературным произведениям;-расширять знания детей, знакомя их с творчеством великого ру...
Дидактическое пособие "По страницам любимых сказок А.С. Пушкина"
Цель:- формирование интереса к творчеству А.С. Пушкина.Задачи:- способствовать формированию интереса к книгам и литературным произведениям;-расширять знания детей, знакомя их с творчеством велик...