«Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников».
презентация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого —«искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации . Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К . Д. Ушинский
Мнемотех - ника В. К. Воробьёва- схема методика сенсорно-графических Т.В. Большева - коллаж Т. А. Ткаченко – предметно-схематические модели Л.Н.Ефименкова – схема составления рассказа
Мнемотехника:
Мнемотаблицы
Занятие состоит из нескольких этапов: 1 этап . Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. 2 этап . Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы . 3 этап . После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. 4 этап . Делается графическая зарисовка мнемотаблицы с детьми. 5 этап. Рассказывание по мнемотаблицам , созданными детьми.
Мнемотаблицы могут использоваться: Для обогащения словарного запаса. При обучении составлению рассказа. При пересказах художественной литературы. При отгадывании и загадывании загадок. При заучивании стихов.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений:
Результаты появляется желание пересказывать сказки; расширяется круг знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; преодолевается робость, застенчивость ; дети учатся держаться перед аудиторией.
Я вам предлагаю выбрать любую из представленных фраз и продолжить её. Сегодня я узнала……………………………….. Было интересно………………………………….. Было трудно, но…………………………………. Я поняла, что ……………………………………… . Теперь я могу …………………………………….. Я почувствовала, что ………………………... Я приобрела ………………………………......... Я научилась ……………………………………….... У меня получилось……………………………... Я смогла …………………………………........... Меня удивило ………………………………………. Мне захотелось…………………………………….
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Тема: «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Цель: создание условий для передачи опыта по применению метода мнемо
Задачи:
- реализация практических аспектов формирования связной речи у детей дошкольного возраста с приёмами мнемотехники;
- оказание информационной и методической поддержки педагогам дошкольных образовательных учреждений;
- обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме.
Структура мастер-класса:
1. Определение понятий «мнемотехника», «мнемотаблица».
2. Суть технологии мнемотехники.
3. Этапы работы с мнемотаблицами.
4. Практическое задание для воспитателей (создание мнемотаблиц к предложенным сказкам).
5. Рефлексия участников.
Ход мастер- класса.
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер–класса «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Цель мастер – класса заключается в ознакомлении педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию речи.
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе занимает дидактический материал в форме таблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает сказки четкими, связными и последовательными.
Обратите внимание на слова великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, попробуйте в них вчитаться, обратите внимание на каждое слово. Он точно и верно подметил.
Развитию речи детей помогает использование мнемотехники. В дошкольной педагогике её называют по-разному. Валентина Константиновна Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Татьяна Алексеевна Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Татьяна Васильевна Большева – коллажём, Людмила Николаевна Ефименкова – схемой составления рассказа.
В чём же суть технологии мнемотехники. Изучив опыт работ Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, И. А. Поташко мною были сделаны выводы:
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомить с мнемоквадратами - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Затем усложнять занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка - зелёная, колобок – жёлтый и др.
Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат), медведь – большой коричневый круг. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе - по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.
В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными.
Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Колобок».
Сначала рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
После чего осуществляем, так называемое, перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: треугольник и круг – это дед и бабка; колобок по дорожке укатился; круг с овалами и усами - это заяц и так далее.
Ну а уже после перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.
Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
4. Зарисовка мнемотаблиц с детьми (в старших группах)
5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов; при пересказах художественной литературы.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.
Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними я работаю через мнемодорожки. От мнемотаблиц они отличаются тем, что состоят из трёх и более квадратов, расположенных в линию.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
Таким образом, используя метод мнемотехники при ознакомлении с художественной литературой достигаются следующие результаты: появляется желание пересказывать сказки; расширяется круг знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; преодолевается робость, застенчивость, дети учатся держаться перед аудиторией. Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем успешнее будет подготовка их к школе, так как активная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к обучению в школе.
Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса.
Обмен идеями. Образная интерпретация.
А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники. Давайте разделимся на 2 группы. Каждой творческой группе предложено задание:
- Составление мнемотаблицы и рассказа-описания по лексической теме «Зима» с использованием мнемокадров.
План рассказа:
1. характерные признаки;
2. жизнь зверей в лесу;
3. зимние птицы;
4. игры детей; эмоции.
План рассказа:
1. явления живой и неживой природы;
2. птицы зимой;
3. 3. игры детей зимой;
4.4. праздники зимой
2.Составление мнемотаблицы по тексту сказок «Заюшкина избушка» и «Лисичка –сестричка», соблюдая последовательность развития сюжета.
3.Составление мнемотаблицы для заучивания стихотворения. Послушайте его: «ЁЛОЧКА» Н. Нищева.
Перед нами ёлочка,
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.
– «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку). Правильно.
Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т. д.
– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.
– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!
Я вам предлагаю выбрать любую из представленных фраз и продолжить её.
Сегодня я узнала………………………………..
Было интересно…………………………………
Было трудно, но…………………………………
Я поняла, что……………………………………
Теперь я могу……………………………………
Я почувствовала, что……………………………
Я приобрела……………………………….........
Я научилась……………………………………..
У меня получилось……………………………...
Я смогла…………………………………...........
Меня удивило…………………………………..
Мне захотелось…………………………………
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Использование методов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
Консультация для педагогов «Использование методов мнемотехники в развитии речи дошкольников» с презентацией....
Проект « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
У детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является раз...
План по самообразованию «Использование методов мнемотехники для развития речи детей средне-старшего дошкольного возраста»
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. УшинскийЦель: пов...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников»....
Презентация. Использование методов мнемотехники в развитии речи дошкольников.
Использование методов мнемотехники в развитии речи дошкольников....
Проект «Использование метода мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»
Проект «Использование метода мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»...