Статья по речевому развитию на тему: "Сказка в жизни ребёнка"
статья по развитию речи
Надеюсь, что моя статья окажется полезной мамочкам и воспитателям. Когда взрослый читает сказку малышу, то невольно и сам попадает в волшебный мир, полный приключений, в котором обитают фантастические существа, в котором живёт добро и зло.
Многие недооценивают роль и важность сказок в жизни ребёнка, а зря. Сказка занимает одно из главных мест. Она учит ребёнка распознавать добро и зло, учит не бояться сложных ситуаций, учит жизни. Сказка воспитывает в детях человечное, доброе. Именно в сказках говорится о жизненных ценностях, которые закладываются в сознании ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по речевому развитию: "Сказки в жизни ребёнка" | 15.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда взрослый читает сказку малышу, то невольно и сам попадает в волшебный мир, полный приключений, в котором обитают фантастические существа, в котором живёт добро и зло.
Многие недооценивают роль и важность сказок в жизни ребёнка, а зря. Сказка занимает одно из главных мест. Она учит ребёнка распознавать добро и зло, учит не бояться сложных ситуаций, учит жизни. Сказка воспитывает в детях человечное, доброе. Именно в сказках говорится о жизненных ценностях, которые закладываются в сознании ребёнка. Вспомним Арину Родионовну Яковлеву, няню великого поэта России, Александра Сергеевича Пушкина. Она знала и рассказывала ему с самых ранних лет множество пословиц, поговорок и сказок.
Сказки необходимо читать с самого раннего возраста, начиная от небольшого содержания («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» и др.). Чем старше ребёнок, тем больше в сказках новых персонажей со своими характерами (П. Ершов. «Конек-Горбунок», А. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и др.).
А что такое сказка? Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Как правило, сказка начинается со следующих фраз: «Жили-Были…», «В некотором царстве, некотором государстве…».
Выделяют народные сказки и авторские. У народных сказок нет автора, сказка передавалась в народе из уст в уста и никто не скажет, кем же она была первоначально написана. У авторской сказки есть конкретный автор. Например, Л.Н. Толстой ("Три медведя", "Еж и заяц", "Два брата"), и В. И. Даль ("Девочка Снегурочка", "Старик-годовик", "Война грибок с ягодами", "Журавль и цапля"), и К.Д. Ушинский ("Колобок", "Курочка Ряба", "Совушка-сова", "Репка"), и А.Н. Толстой ("Гуси-Лебеди", "Колобок"), и сказки А.С. Пушкина.
В свою очередь, народные сказки подразделяются на три вида: сказки про животных; бытовые сказки; волшебные сказки.
Сказки о животных. Животные всегда жили рядом с человеком, они часто являются главными персонажами народных сказок. Животным часто присущи человеческие качества. Например, «Репка» и «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса» и др.
В волшебных сказках герои действуют в фантастическом мире. В такой сказке множество волшебных событий и приключений. Как правило, в волшебной сказке герой должен отправиться в неизведанную страну и сразиться со злым существом , например, со змеем, людоедом, великаном, ведьмой, чудовищем или злым волшебником, и обязательно одержать победу.
Герою в своих странствиях помогают волшебные предметы: ковёр-самолёт, шапка-невидимка, волшебная палочка, скатерть-самобранка и др.
Особенностью бытовых сказок является отражение повседневного народного быта и обыденной жизни. В них поднимаются социальные проблемы, высмеиваются отрицательные человеческие качества и поступки. В бытовой сказке могут присутствовать и элементы волшебной сказки. В бытовых сказках, как правило, высмеиваются жадные попы и глупые помещики, а герой сказки (мужик, солдат) выходит победителем из всех невзгод.
Попробуйте придумать свою сказку для своего чадо, поверьте, этот процесс будет не только интересным и занимательным, но и трудоёмким, т.к. вы задействуете всю свою фантазию! Ещё очень увлекателен процесс совместного сочинения сказки с ребёнком. Когда вы предлагаете придумать имя главному герою, придумать страну или государство, где он живёт, или куда ему придётся отправиться, придумать положительных и отрицательных персонажей, которые будут помогать или мешать герою в достижении определённой цели, например, спасти принцессу от чар злого волшебника.
Русские народные сказки создаются следующим образом, сначала идёт присказка.
Присказка – это набор шуток, небылиц. Присказка – краткое вступление, не связанное с содержанием.
«Было это дело на море, на океане; на острове Кидане стоит дерево золотые макоуки, по этому дереву ходит кот Баюн – вверх идёт песню поёт, а вниз идёт сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть. Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. Будет сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведём…»
Далее зачин. Зачин – это начало сказки. Содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. «Жил-был старик, и было у него три сына…». «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь».
Далее следует развитие действия.
В основной части сказки разворачиваются действия с главным героем. Ведется борьба добра и зла.
Далее происходит развязка событий. Преодоление потери или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
В конце сказки вставляют концовки: «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец», «Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Вашу сказку вы можете немного упростить, например, она будет состоять из следующих основных частей: зачин, основная часть, концовка.
Читайте больше сказок ребёнку, вместе пробуйте сочинять, фантазировать, потому что такие моменты не только сближают, но влияют на развитие ребёнка, обогащают словарный запас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного педагогического мероприятия по образовательной области «Речевое развитие» На тему: сказка «Теремок»
План игровой развивающей ситуации.1.Внесение судучка2.Рассматривание. отгадывание загадок3.Просмотр сказки4.Вопросы5.Аппликация6.Итог...
Статья по речевому развитию на тему: «Сказка в жизни ребёнка»
Надеюсь, что моя статья окажется полезной мамочкам и воспитателям. Когда взрослый читает сказку малышу, то невольно и сам попадает в волшебный мир, полный приключений, в котором обитают фантастические...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: "Сказка петух да собака"
Представлен конспект НОД по речевому развитию детей с драмматизацией сказки "Петух да собака"....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию на тему:"Сказки А. С. Пушкина" в подготовительной группе
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе на тему: "Сказки А. С. Пушкина"...
Статья Познавательно-речевое развитие детей 3-го года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы
В статье проедставлен опыт работы по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни в контексте комплексно- тематического планиро...
Статья Познавательно-речевое развитие детей 6-го года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы
В статье подгобно рассказывается о познавательно-речевом развитии детей шестого года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы....
Конспект организационной образовательной деятельности Речевое развитие на тему: Сказка В.Г.Сутеева «Палочка-выручалочка» для воспитанников (6-7 лет)
Цель: Воспитывать у воспитанников положительные качества характера, мотивируя на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей....