Занятие по развитию речи на тему: "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Почитаева Людмила Викторовна

Образовательные задачи:

  • закреплять знания детей о перелетных птицах;
  • совершенствовать грамматический строй речи:
  • образовывать множественное число существительных;
  • закреплять умение детей согласовывать существительные с числительными;
  • продолжать учить изменять существительные по падежам;
  • совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Развивающие задачи

Развивать:

  • речевой слух и фонематическое  воспри­ятие;
  • память;
  • мышление;
  • тонкую и общую  моторики;
  • ко­ординацию речи с движением.

Воспитательные задачи

Формировать:

  • навыки сотрудничества;
  • взаимопонимания;
  • доброжелательности;
  • само­стоятельности;
  • инициативности;
  • ответственности;
  • воспитывать любовь и доброе отношение к птицам, природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perelyotnye_ptitsy.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные задачи:

  • закреплять знания детей о перелетных птицах;
  • совершенствовать грамматический строй речи:
  • образовывать множественное число существительных;
  • закреплять умение детей согласовывать существительные с числительными;
  • продолжать учить изменять существительные по падежам;
  • совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Развивающие задачи

Развивать:

  • речевой слух и фонематическое  восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • тонкую и общую  моторики;
  • координацию речи с движением.

Воспитательные задачи

Формировать:

  • навыки сотрудничества;
  • взаимопонимания;
  • доброжелательности;
  • самостоятельности;
  • инициативности;
  • ответственности;
  • воспитывать любовь и доброе отношение к птицам, природе.

Материал

Демонстрационный:

  • мольберт;
  • указка;
  • табло оценивания ответов детей;
  • картинки с изображением перелётных птиц.

Раздаточный:

  • цветные оценки (звёздочки трёх цветов: красный, синий, зелёный);
  • мяч;
  • карточки с изображением птиц от 1 до 5 штук на одной к игре «Поиграем, посчитаем»;
  • карточки с изображением птенцов птиц к игре «У кого кто?»;
  • дневники (на каждого ребёнка);
  • микрофон.

Ход занятия

I. Организационный момент

Мотивация: учитель - логопед предлагает детям отправиться в путешествие по осеннему лесу.

Чтение стихотворения «Осень»:

Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят….
Видно тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)

. II. Основная часть

- Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы)

- Каких еще перелетных птиц вы знаете? (картинки)

1. Игра “ «Кого не стало?»

Взрослый показывает картинки с изображением перелетных птиц.

- Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы)

-  Каких еще перелетных птиц вы знаете? (…)

- Почему мы называем птиц перелетными? (…)

- Почему они улетают в теплые края? (…)

2. Игра «Один- много»

  • Кукушка – кукушки;
  • журавль — журавли;
  • скворец — скворцы;
  •  соловей — соловьи;
  • жаворонок – жаворонки;
  • лебедь — лебеди;
  • грач — грачи;
  • утка — утки;
  • ласточка – ласточки;
  • аист – аисты.

3. Игра «Кто как голос подает?»

  • Кукушка – кукует;
  • ласточка – щебечет;
  • скворец – поёт;
  • журавль – курлычет;
  • утка – крякает;
  • гусь – гогочет.

4. Игра «У кого кто?»

  • У кукушки – кукушонок, кукушата.
  • У журавля — журавленок, журавлята.
  • У скворца — скворчонок, скворчата.
  • У лебедя — лебеденок, лебедята.
  • У грача — грачонок, грачата.
  • У утки — утенок, утята.
  • У аиста – аистенок, аистята.
  • У гуся – гусенок, гусята.

Физкультминутка «Журавли учатся летать»

Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.

Пальчиковая гимнастика «Уточка»

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу, переваливаясь)
Шла серая по крутому.
Вела детей за собою,
И малого, и большого,
(загибают безымянный палец; большой палец)
И среднего, и меньшого,
 (загибают средний палец; мизинец)
И самого любимого
 (загибают указательный палец)

5. Игра «Поиграем посчитаем»

  • Одна утка, две утки,…, пять уток.
  • Одна утка, две утки,…, пять уток.
  • Одна кукушка, две кукушки,…, пять кукушек.
  • Одна птица, две птицы,…, пять птиц.
  • Один аист, два аиста,…, пять аистов.
  • Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
  • Одно гнездо, два гнезда,…, пять гнезд.

6. Игра «Чей, чья, чье?»

Дети передают друг другу мяч.

  • Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный.
  • Голова (чья?) птичья, утиная, гусиная.
  • Гнездо (чьё?) птичье, утиное, гусиное…

 III. Рефлексия:

- Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу.

- Что нового мы с вами узнали?

- В какую игру понравилось играть больше всего?

- Чему бы ещё хотели научиться?        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи по теме "Перелётные птицы"

Данное занятие по развитию речи предназначено для детей старшей логопедической группы....

конспект НОД по развитию речи по теме "Перелётные птицы"

Конспект занятия сопровождается слайдами,  с заданиями для детей. Может быть использован при наличии в группе интерактивной доски. Занятие показывалось для учителей, начальной школы, куда идут мо...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Перелётные птицы"

конспект занятия по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Перелётные птицы» (по рассказу Т.А. Шорыгиной «Кукушка»)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое ра...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи На тему: «Перелётные и зимующие птицы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи На тему: «Перелётные и зимующие птицы»...