Диагностика детей по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Алена Урсу

Речевая деятельность является основой коммуникации людей. В процессе общения человек прибегает к различным средствам общения. Речь выступает средством передачи информации. Это важнейший механизм интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования знаний.

            Ребенок овладевает речью по мере своего развития, проходя определенные ступени. У детей, которые имеют речевое нарушение, наблюдается снижение всех составляющих компонентов речевой деятельности. Поэтому для своевременного диагностирования и составления коррекционного маршрута необходима комплексная диагностика этих компонентов. При этом могут быть задействованы сохранные анализаторные системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskaya_karta_vospitannika_5-7_let.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика развития речи детей 5-7 лет

Подготовка к школе

Составила воспитатель

высшей квалификационной категории

Урсу Алена

Пояснительная записка

        Речевая деятельность является основой коммуникации людей. В процессе общения человек прибегает к различным средствам общения. Речь выступает средством передачи информации. Это важнейший механизм интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования знаний.

        Ребенок овладевает речью по мере своего развития, проходя определенные ступени. У детей, которые имеют речевое нарушение, наблюдается снижение всех составляющих компонентов речевой деятельности. Поэтому для своевременного диагностирования и составления коррекционного маршрута необходима комплексная диагностика этих компонентов. При этом могут быть задействованы сохранные анализаторные системы.

        При обследовании ребенка следует уделить внимание следующему:

- развитие фонематического слуха и звукового анализа;

- развитие словаря, коммуникативных умений и связной речи;

- формирование грамматического строя речи;

- осознание речевой деятельности.

        Проверяя уровень развития словаря, особое внимание уделяется качественному и количественному составу слова, пониманию значения слова, умению пользоваться выразительными средствами языка и употреблению их  в речи. Изучение словаря детей может проводиться с разными целями: для проверки уровня развития словаря по отдельным темам с целью контроля за усвоением программы детского сада; для определения возрастных и индивидуальных особенностей с целью выработки программ индивидуального развития детей; для выявления уровня лексического развития ребенка в целом (для умственного развития, уровня речевой готовности к школьному обучению).

        Для обследования грамматического строя речи используются задания на понимание грамматических структур, проверяется форсированность осознанного отношения к грамматическим конструкциям, проверяют умения образовывать слова и умения конструировать предложения. Выявление уровня является необходимым условием организации целенаправленной систематической работы по речевому воспитанию, ее прогнозированию. В процессе общения не очень эффективно изучение лексико- грамматического строя, т.к. в этой ситуации ребенок пользуется простыми конструкциями, употребляя хорошо усвоенные формы словоизменения и словообразования.

        Проверка уровня фонематической речи производится путем выполнения заданий на произношение звуков в различных позициях. В процессе проверки необходимо: определить характер нарушения гласных и согласных звуков, произношение в различных условиях (изолированно, в закрытых и открытых слогах, в логах со стечением согласных, в начале, середине и конце слова, во фразах).

        Проверка уровня развития связной речи производится на основе пересказов предложенных текстов и самостоятельного рассказывания. В естественной форме связной речь трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношения между участниками общения.

        Подобранные методики можно использовать как для детей с речевой патологией, так и без нее, т.е. они подбирались с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Предложенные задания доступны детям и не вызывают у них трудностей при выполнении.

        Для проведения диагностики необходимо использование наглядного и словесного материала. Ко всем процедурам  прилагается инструкция и критерии для оценки полученных результатов.

        Организация обследования:

- отбор слов для проверки (словари-минимумы);

- обследование проходит индивидуально с каждым ребенком;

- материал подбирается с учетом максимальной доступности ребенку;

- должны быть созданы специальные условия для проведения диагностики;

- речь экспериментатора должна быть доступна и понятна ребенка;

- диагностику эффективнее проводить в несколько этапов.

Методика № 1 Словарный запас (Ф.Г. Даскалова)

Цель: проверить понятия значений слов.

Оборудование: тест - словарь (для детей 5-7 лет).

Инструкция:

Детям предлагаются задания на определение «что такое …?», «что значит слово …?». Используются тест - словари, включающие имена существительные двух типов (конкретные и абстрактные). Список слов, включенный в тест - словарь: езда, врач, змея, фрукты, девочка, язык, стул, ухо, зуб, товарищ, смерть, суп, любовь, мир, боль, жара, голод.

Результаты:

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для детей пяти лет- 60. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов (если оценочный коэффициент приближается к 1, то это говорит о богатстве словаря и об успешности овладения понятийным значением слов).

Оценка: высокий уровень - правильных ответов от 15 до 20, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.

Методика № 2 «Классификация понятий»

Цель: выявить уровень обобщения.

Оборудование: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек.

Инструкция:

Педагог называет понятия, обозначающие группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных.

Результаты:

В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Высшая оценка- 30 баллов.

Оценка: высокий уровень- от 20 до 30 баллов, средний- от 10 до 19, низкий от 0 до 9.

Методика № 3 «Подбор синонимов и антонимов»

Цель: выявить уровень подбора синонимов.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Проводится в форме игры «Скажи по- другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, близкое по смыслу слово. Предъявляется 10 слов: хмурый, старый, веселый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.

Результаты:

Ребенок получает 1 балл, если подобранное слово является синонимом, 0 балл, если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

Оценка: высокий уровень- от 8 до 10 баллов, средний- от 4 до 7, низкий- от 0 до 3.

Методика № 4 «Подбор определений».

Цель: выявить уровень подбора определений.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Проводится в форме игры с лова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса (платье - какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?»).

Результаты:

Высшая оценка 20 баллов. 2 балла- если придумано более 3 слов, 1 балл- если придумано менее 3, 0 баллов- если ответ отсутствует или не соответствует семантического полю предъявляемого слова.

Оценка: высокий - от 14 до 20, средний - от 7 до 14, низкий - от 0 до 6.

Методика № 5 «Проверка форсированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям». Морфология

Цель: выявить уровень форсированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Детям предлагается выслушать фразу, и определить, какие формы употреблены не правильно (как ты думаешь, я все правильно сказала? что неверно? как надо сказать?).

Словесный материал: девочка «рисовает» красками, а мальчик лепит из глины «матрешков»; я ем «спелый красный яблок»; мальчик пришел домой и сказал маме, что был в «кине»; у конуры лежит собака с «пять щенят»; я построю много домов из «песков».

Методика № 6 «Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования».

Цель: проверить умение критически оценивать речь, умение находить ошибки в употреблении способов словообразования.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Детям предлагается послушать неправильные словоформы и высказать свое мнение (можно так сказать? как сказать правильно? ).

- масло лежит в «масленице» (масленке).

- соль насыпана в «сольницу» (солонку).

- бабушка положила вкусное варенье в «вареницу» (вазочку для варенья).

- на картинке нарисованы маленькие «поросенки», «котенки» и «свиненки» (поросята и котята).

Методика: 7 «Проверка умения конструировать предложения».

Синтаксис

Цель: проверить умение конструировать предложения.

Оборудование: словесный материал:

Инструкция:

Ребенку предлагается три слова, из которых он должен составить предложение:

- дети, гулять, парк;

- рыбка, аквариум, плавать.

Методика: 8 «Обследование связной речи».

Цель: обследовать связную речь.

Оборудование: словесный и наглядный материал.

Инструкция:

1) Ребенку предлагается прослушать незнакомую сказку или рассказ небольшого объема. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям (результаты, оценка):

- понимание текста: правильное формулирование основной мысли;

- структурирование текста: умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);

- лексика: полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;

- грамматика: правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения;

- плавность речи: наличие или отсутствие длительных пауз;

- самостоятельность: наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

2) Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку и составить рассказ. Рассказы фиксируются и подвергаются анализу с точки зрения предметно- логического содержания и языкового оформления.

Критерии:

- целостность: единство темы;

- последовательность и структурное оформление;

- связность: оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, не связанных или формально связанных между собой;

- развернутость рассказа, его объем: измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений;

- самостоятельность: оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;

- плавность: оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.

Результаты:

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведенного текста 12 баллов. 2 балла- правильно воспроизведение, последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных слово замен; наличие разных типов предложений. Отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельное пересказывайте. 1 балл- незначительное отклонение от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз; небольшое количество подсказок. 0 баллов- неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.

Оценка: высокий уровень воспроизведения текста- 12 баллов, средний- свыше 6 баллов, низкий- меньше 6 баллов.

Диагностическая карта воспитанника _________________________________  полных лет _________. Посещает детский сад с _________ лет.

Методика 1 (Ф.Г. Даскалова) Словарный запас

Что такое…? Что значит слово…? За правильный ответ 1 балл.

Слова

Ответ

начало

конец

1

езда

ездят на транспорте или животном

2

врач

человек, который лечит людей, профессия

3

змея

ядовитое животное

4

фрукты

вкусные плоды, которые растут на дереве

5

девочка

маленький человек с косичками и юбкой

6

язык

на котором говорит человек, орган с его помощью говорят

7

стул

это мебель с опорой для спиты

8

ухо

орган для слуха, с его помощью человек слышит

9

зуб

костяной нарост во рту человека, помогает жевать еду

10

товарищ

друг, который со мной играет и помогает мне

11

смерть

человек прекращает существовать

12

суп

жидкое блюдо, первое, еда

13

любовь

это забота, поддержка и защита от родных людей,

14

мир

это наша планета, когда нет войны

15

боль

физическое страдание или переживание

16

жара

сильно греет солнце

17

голод

когда очень хочется кушать

18

хлеб

пекут из муки и воды, еда

19

 сердце

орган человека, моторчик для нашего организма

20

камень  

твердый предмет и дорогой

итоги

За правильный ответ 1 балл.

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика 2 «Классификация понятий».

Какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?».

Речевой материал

Подбор определений

начало

Подбор определений

конец

начало

конец

Платье

Береза

Девочка

Яблоко

Лиса

итоги

2 балла - если придумано более 3 слов, 1 балл - если придумано менее 3, 0 баллов - если ответ отсутствует или не соответствует семантического полю предъявляемого слова.

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика 3 «Подбор синонимов»

Слова синонимы

Ответ

начало

конец

1

хмурый

пасмурный

неулыбчивый

2

старый

пожилой устаревший

3

веселый

нескучный неунывающий

4

большой

огромный высокий

5

трусливый

боязливый  пугливый застенчивый

6

идти

двигаться  ходить

7

бежать

спешить торопится мчатся

8

разговаривать

общаться беседовать

9

смеяться

радоваться хохотать

10

плакать

рыдать    горевать хныкать

Слова антонимы

Ответ

начало

конец

1

хмурый

веселый

2

старый

молодой

3

веселый

хмурый

4

большой

маленький

5

трусливый

смелый храбрый

6

идти

стоять

7

бежать

стоять

8

разговаривать

молчать

9

смеяться

плакать  грустить

10

плакать

радоваться  смеяться

итоги

За правильный ответ 1 балл.

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика 4 «Подбор определений»

Речевой материал

Обобщение (выбор число картинок)

начало

Обобщение (выбор число картинок)

конец

начало

конец

животных,

одежды,

фруктов,

овощей,

транспорта,

игрушек.

итоги

2 балла - если более 3 картинок, 1 балл - если менее 3 картинок, 0 баллов - если не соответствуют картинки.

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика 5 «Формирование грамматического строя речи. Морфология»

1) Проверка форсированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.

Действия экспериментатора

Действия испытуемого

Речевой материал

Верно/ неверно

Как правильно

оценка начало

оценка конец

девочка «рисовает» красками

начало

конец

мальчик лепит из глины «матрешков»

начало

конец

я ем «спелый красный яблок»

начало

конец

мальчик пришел домой и сказал маме, что был в «кине»

начало

конец

у конуры лежит собака с «пять щенят»

начало

конец

я построю много домов из «песков»

начало

конец

итоги

Как ты думаешь, я все правильно сказала? Что неверно? Как надо сказать?

За правильный ответ 1 балл.

2) Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные. Закончи предложение:

Действия экспериментатора

Действия испытуемого

Речевой материал

Ответ начало

Ответ конец

начало

конец

1. Оля учится играть на … (пианино)

2. Утром мы пьем чай или … (кофе)

3. Мне мама налила целую чашку… (кофе или какао)

итоги

За правильный ответ 1 балл

3) Проверка употребления разноспрягаемого глагола «хотеть». Продолжи предложение.

Действия экспериментатора

Действия испытуемого

Речевой материал

Ответ начало

Ответ конец

начало

конец

1. Девочка хочет гулять. Как можно сказать про многих девочек?

Девочки … (хотят гулять)

3. Мальчик хочет петь. Как можно сказать про многих мальчиков?

Мальчики … (хотят петь)

5. А как сказать про Колю? Коля … (хочет петь)

итоги

За правильный ответ 1 балл.

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика 6 «Формирование грамматического строя речи. Словообразование».

1) Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм.

Действия экспериментатора

Действия испытуемого

Речевой материал

Ответ начало

Ответ конец

начало

конец

1. Как ты объяснишь, кто такой строитель?

2. Как ты объяснишь, кто такой врач?

3. Человек может работать велосипедистом? Читателем?

итоги

2 балла - если придумано более 3 слов, 1 балл - если придумано менее 3, 0 баллов - если ответ отсутствует или не соответствует семантического полю предъявляемого слова.

2) Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.

Действия экспериментатора

Действия испытуемого

Речевой материал

Ответ начало

Ответ конец

начало

конец

1. Масло лежит в «масленице»? (масленке)

2. Соль насыпана в «соленицу»? (солонку).

4. На картинке нарисованы маленькие «поросенки», «котенки» и «свиненки». (поросята и котята).

итоги

За правильный ответ 1 балл.

3) Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей.

Действия экспериментатора

Действия испытуемого

Речевой материал

Ответ начало

Ответ конец

начало

конец

1.  Собака

2. Кошка

3. Корова

4. Белка

5. Коза

6. Утка

7. Курица

итоги

За правильный ответ 1 балл.

4) Проверка умения образовывать слова:

А) С помощью слияния двух основ (морфолого - синтаксический способ)

Действия экспериментатора

Действия испытуемого

Речевой материал

Ответ начало

Ответ конец

начало

конец

1.  У зайца длинные уши. Какой заяц? (длинноухий)

2. У бабочки пестрые крылья. Какая бабочка? (пестрокрылая)

3. У жука длинные усы. Какой жук? (длинноусый)

итоги

За правильный ответ 1 балл.

Б) Путем перехода из одного грамматического класса (существительные) в другой (прилагательные) (семантико- морфологический способ)

Действия экспериментатора

Действия испытуемого

Речевой материал

Ответ начало

Ответ конец

начало

конец

1. Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.

2. Если горшочек из глины, он глиняный.

3. Если нож из стали, он стальной.

4. Если тарелка из бумаги, она бумажная.

5. Если чайник из фарфора, он фарфоровый.

итоги

За правильный ответ 1 балл.

5) Проверка умения подбирать однокоренные слова.

Действия экспериментатора

Действия испытуемого

Речевой материал

Ответ начало

Ответ конец

начало

конец

1. Снег

2.  Зима

итоги

За каждый ответ 1 балл.

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика 7 «Формирование грамматического строя речи. Синтаксис»

1) Проверка умения конструировать предложения:

Действия экспериментатора

Действия испытуемого

Речевой материал

Ответ начало

Ответ конец

начало

конец

1. Дети, гулять, парк

2. Рыбка, аквариум, плавать

итоги

За правильный ответ 1 балл.

2) Самостоятельное составление предложения по предложенной картинке:

Действия экспериментатора

Действия испытуемого

Речевой материал

Ответ начало

Ответ конец

начало

конец

1.  Картинка № 1

2.  Картинка № 2

итоги

За каждый ответ 1 балл.

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика 8 «Обследование связной речи».

Показатели

Пересказ ребенка начало

Пересказ ребенка конец

Баллы

Понимание текста

Структурирование текста

Лексика

Грамматика

Плавность речи

Самостоятельность

итоги

За каждый ответ 1 балл.

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи

Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса.Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направлен...

Этапы формирования речи у детей. Периодизация развития речи детей А.Н. Леонтьева

Этапы формирования речи у детей. Периодизация развития речи детей А.Н. Леонтьева...

Этапы формирования речи у детей. Периодизация развития речи детей А.Н. Леонтьева. Презентация

Этапы формирования речи у детей. Периодизация развития речи детей А.Н. Леонтьева. Презентация...

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика определения уровня развития речи (Составлена по методике диагностирования О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной)

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика  определения уровня развития речи (Составлена по методике диагностирования О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной)...

Дифференциальная диагностика детей с нарушениями речи и с ЗПР

В презентации представлены речевые и неречевые критерии разграничения ОНР и ЗПР....

Игры на развитие речи для детей на развитие речи

Музыкальный ритм входит в нашу жизнь с детства. Всё окружающее нас, живёт по законам ритма: смена времён года, дня и ночи, возрастные процессы, биение сердца, и многое другое подчинено определённому р...