Картотека Артикуляционных упражнений для речевого развития дошкольников
картотека по развитию речи
Голосодыхательные упражнения подготавливают формирование шипящих и свистящих звуков. Для их произношения требуется плавная продолжительная воздушная струя. Необходимо ребенка правильно дуть: губы округлые и слегка вытянуты вперед. Глубоко вдыхаем носом и плавно вдыхаем ртом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikul.uprazh.docx | 529.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Арефьевская основная общеобразовательная школа»
Дошкольная разновозрастная группа
Картотека
Артикуляционных упражнений
для речевого развития дошкольников
Выполнил воспитатель: Карпутенко Нина Александровна
Упражнения на развитие дыхания
Голосодыхательные упражнения подготавливают формирование шипящих и свистящих звуков. Для их произношения требуется плавная продолжительная воздушная струя. Необходимо ребенка правильно дуть: губы округлые и слегка вытянуты вперед. Глубоко вдыхаем носом и плавно вдыхаем ртом.
«Снежинки»
(формируем плавный выдох)
Вырежьте из тонкой бумаги маленькие снежинки, положите их на свою ладонь и на ладошку ребенку. Проговариваем:
К нам снежинки прилетели,
на ладошку тихо сели.
Пусть снежинки улетают,
а не то они растают!
По окончанию, необходимо показать ребенку, как надо глубоко втянуть носом воздух и осторожно, медленно подуть на снежинку, чтобы она слетела с ладошки.
«Праздничный шар»
Заранее приготовьте надутый шарик. Упражнение же выполняйте при помощи рук. Глубоко вдыхайте носом воздух и медленно, спокойно начинайте его выдыхать. Ладони, сложенные плотным шариком, постепенно раздвигаются и показывают, какой большой получился шар. Проделываем упражнение 2-3 раза, давайте ребенку поиграть приготовленным шариком. Это упражнение можно делать и на прогулке.
Для праздника веселого надуем шар большой,
Вдохни побольше воздуха, дуй в шарик голубой!
Он сначала маленький, невзрачный и худой,
«Одуванчик»
Белый круглый одуванчик…
Чем-то он похож на мячик.
Стоит лишь слегка подуть –
Полетят пушинки в путь!
И в руке, где был цветок,
Лишь остался стебелек.
Глубоко вдыхаем воздух носом и плавно, медленно выдыхаем.
«Чаепитие»
Для игры приготавливаем кукольную посуду и выполняем имитационные движения.
Вечер. Пыхтит самовар на столе,
(пых, пых, пых – все по три раза произносим на плавном выдыхаем, слово должно протягиваться)
Чаю налью я себе и тебе.
Чай ароматный,
(вдохнуть, закрыв глаза, на выдохе произнести: «Ах!»)
Но слишком горяч, выберем к чаю пока мы калач.
Чашечку чая к губам поднесем,
Тихонько подуем
(плавно дуем 2 раза)
И отопьем.
Глоток за глотком – наша чашка пуста.
Пить чай вечерком с калачом – красота!
(на выдохе протяжно произнсим: «Уф!»)
В конце игры можно спросить ребенка: «Может быть, выпьем еще по чашечке чая?». Повторяем игру
«Ветерок и Ветрище»
Для выполнения упражнения понадобиться полосочка елочного дождя и слегка его подрежьте: более короткие полоски дождика будут меньше путаться. Перед началом упражнения рассказываем сказку:
Далеко на Севере живут помощники Деда Мороза: младший – Ветерок и старший – Ветрище. Старший брат редко выходил из снежного дома, потому что любил спать. Зато младший был непоседа, постоянно летал над землей. Его все любили: он ласково кружил над землей снежинки, укачивал спящие елочки и деревья, украшал блестками кусты и ветки.
Но когда просыпался и выходил прогуляться Ветрище, поднималаст снежная буря, деревья гнулись так, что казалось вот – вот сломаются. Он любил морозить щеки и носы у людей, а на дорогах наметать огромные сугробы.
Просим ребенка показать, каким был Ветерок, а каким – Ветрище. Предложить ему дуть на дождик сначала легко, как это делает Ветерок, а затем сильно – как Ветрище.
«Море волнуется»
Необходимо приготовить миску с водой, лучше кипяченой, так как она может попасть ему в рот. Еще понадобиться соломинка для коктелей. Показать ребенку, как надо через нее выдыхать воздух, предварительно погрузив соломинку в воду. Дуть надо то сильно, то легко, согласовывая свои действия со словами. Упражнения выполняется 3-4 раза.
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
(слова сопровождаются сильной воздушной струей)
Буря на море, замри!
(прекращаем дуть)
Волны устали плясать,
Волны легли отдыхать,
ласково гладят песок.
(начинаем дуть легко, чтобы вода чуть колыхалась)
Снова шалун – ветерок
Сильно – сильно подул,
Бурю на море вернул!
(воздушная струя вновь очень сильная)
Упражнения на развитие речевого внимания
Умение внимательно вслушиваться в речь взрослого позволяет ребенку быстрее накапливать словарь, осваивать правильное звукопроизношение, словообразование, грамматический строй речи.
«Кто мне песенки поет?»
Для упражнения нам понадобиться звуковая игрушка. Например: собачки, мишки, киски, зайки, поющие коротенькие куплеты. Возьмем несколько игрушек и закроем их ширмой. Ширму можно сделать самому, например, возьмем два стула, накрытые одеялом. Поочередно, включаем игрушки, а ребенок пусть угадывает и называет – кто ему песенку поет? Если игрушек мало, то для игрушек можно подобрать знакомые песни и исполнит их самим.
«Волшебный пакетик»
Возьмем красивый пластиковый пакет, и сложите в него несколько звучащих игрушек: погремушки, жестяные баночки с крупой или горохом, неваляшку, колокольчик. В пакете должно быть не более 5-6 предметов. Предложить ребенку опустить руку в пакет, но не заглядывать в него. Ребенок берет игрушки и, не вынимая, потрясет ее. Побуждать ребенка внимательно вслушиваться и говорить, что звучит.
«Внимательные ушки»
Расставьте игрушки на столе или на полу. Ребенок стоит спиной к вам, лицом к игрушкам. Отойти от ребенка на 4-5 шагов назад и очень тихо попросить показать вам ту игрушку, которую вы назвали, а потом попросите его выполнить различные действия. Например: посади собачку в машину, спрячь мячик в коробку, посади куклу на окно и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр и игровых упражнений в речевом развитии дошкольников
Использование игр экологического содержания, дидактического пособия для развития речи дошкольников....
Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях
На мастер-классе педагогом предложенны задания: соединить ритм произносимых слов с музыкально-ритмическими движениями, речевые игры с музыкальными инструментами, активное слушание, упражнения на разви...
Словесные упражнения для речевого развития дошкольников
В данном материала отражена важность применения словесных игр с детьми дошкольного возраста. А также раскрыты потенциальные возможности этих игр...
Выступление на методическом часе "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольников"
Значение артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольников...
картотека «артикуляционной гимнастики по речевому развитию 3-4 лет»,
картотека «артикуляционной гимнастики по речевому развитию 3-4 лет»,...
"О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольника"
Автором представлен материал о пользе артикуляционной гимнатики для развития речи детей дошкольного возраста....
Картотека игровых упражнений для речевого развития детей старшей группы.
Воспользуйтесь картотекой речевых упражнений для старших групп. В картотеке – подборка игровых упражнений для тренировки речевого аппарата детей, развития слухового внимания, фонематического слу...