Картотека Артикуляционных упражнений для речевого развития дошкольников
картотека по развитию речи

 Карпутенко Нина Александровна

Голосодыхательные упражнения подготавливают формирование шипящих и свистящих звуков. Для их произношения требуется плавная продолжительная воздушная струя. Необходимо ребенка правильно дуть: губы округлые и слегка вытянуты вперед. Глубоко вдыхаем носом и плавно вдыхаем ртом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikul.uprazh.docx529.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Арефьевская основная общеобразовательная школа»

Дошкольная разновозрастная группа

Картотека

Артикуляционных упражнений

для речевого развития дошкольников

https://papik.pro/uploads/posts/2021-12/1639263454_26-papik-pro-p-klipart-logoped-26.jpg

                 Выполнил воспитатель:   Карпутенко Нина Александровна

Упражнения на развитие дыхания

Голосодыхательные упражнения подготавливают формирование шипящих и свистящих звуков. Для их произношения требуется плавная продолжительная воздушная струя. Необходимо ребенка правильно дуть: губы округлые и слегка вытянуты вперед. Глубоко вдыхаем носом и плавно вдыхаем ртом.

«Снежинки»

(формируем плавный выдох)

Вырежьте из тонкой бумаги маленькие снежинки, положите их на свою ладонь и на ладошку ребенку. Проговариваем:

К нам снежинки прилетели,

на ладошку тихо сели.

Пусть снежинки улетают,

а не то они растают!

По окончанию, необходимо показать ребенку, как надо глубоко втянуть носом воздух и осторожно, медленно подуть на снежинку, чтобы она слетела с ладошки.

https://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/5/d/d/1512181444075dd0473be5dbbb9bad38fee24b246802.jpeg

«Праздничный шар»

Заранее приготовьте надутый шарик. Упражнение же выполняйте при помощи рук. Глубоко вдыхайте носом воздух и медленно, спокойно начинайте его выдыхать. Ладони, сложенные плотным шариком, постепенно раздвигаются и показывают, какой большой получился шар. Проделываем упражнение 2-3 раза, давайте ребенку поиграть приготовленным шариком. Это упражнение можно делать и на прогулке.

Для праздника веселого надуем шар большой,

Вдохни побольше воздуха, дуй в шарик голубой!

Он сначала маленький, невзрачный и худой,

https://s.pfst.net/2011.04/6094518806a6f7d7c99ac869a5b495ff30e4526b04_b.jpg

«Одуванчик»

Белый круглый одуванчик…

Чем-то он похож на мячик.

Стоит лишь слегка подуть –

Полетят пушинки в путь!

И в руке, где был цветок,

Лишь остался стебелек.

Глубоко вдыхаем воздух носом и плавно, медленно выдыхаем.

http://www.huriyevrimakdag.com/wp-content/uploads/2017/11/child-girl-blowing-dandelion-taraxacum-flower.jpg

«Чаепитие»

Для игры приготавливаем кукольную посуду и выполняем имитационные движения.

Вечер. Пыхтит самовар на столе,

(пых, пых, пых – все по три раза произносим на плавном выдыхаем, слово должно протягиваться)

Чаю налью я себе и тебе.

Чай ароматный,

(вдохнуть, закрыв глаза, на выдохе произнести: «Ах!»)

Но слишком горяч, выберем к чаю пока мы калач.

Чашечку чая к губам поднесем,

Тихонько подуем

(плавно дуем 2 раза)

И отопьем.

Глоток за глотком – наша чашка пуста.

Пить чай вечерком с калачом – красота!

(на выдохе протяжно произнсим: «Уф!»)

В конце игры можно спросить ребенка: «Может быть, выпьем еще по чашечке чая?». Повторяем игру

C:\Users\89504353342\Desktop\работа ДОУ\дети 2016-2017учеб.год. фото\IMG_20170202_111655.jpg

«Ветерок и Ветрище»

Для выполнения упражнения понадобиться полосочка елочного дождя и слегка его подрежьте:  более короткие полоски дождика будут меньше путаться. Перед началом упражнения рассказываем сказку:

Далеко на Севере живут помощники Деда Мороза: младший – Ветерок и старший – Ветрище. Старший брат редко выходил из снежного дома, потому что любил спать. Зато  младший был непоседа, постоянно летал над землей. Его все любили: он ласково кружил над землей снежинки, укачивал спящие елочки и деревья, украшал блестками кусты и ветки.

Но когда просыпался и выходил прогуляться Ветрище, поднималаст снежная буря, деревья гнулись так, что казалось вот – вот сломаются. Он любил морозить щеки и носы у людей, а на дорогах наметать огромные сугробы.

Просим ребенка показать, каким был Ветерок, а каким – Ветрище. Предложить ему дуть на дождик сначала легко, как это делает Ветерок, а затем сильно – как Ветрище.

https://i08.fotocdn.net/s24/66/public_pin_m/62/2597600577.jpg

«Море волнуется»

Необходимо приготовить миску с водой, лучше кипяченой, так как она может попасть ему в рот. Еще понадобиться соломинка для коктелей. Показать ребенку, как надо через нее выдыхать воздух, предварительно погрузив соломинку в воду. Дуть надо то сильно, то легко, согласовывая свои действия со словами. Упражнения выполняется 3-4 раза.

       Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

(слова сопровождаются сильной воздушной струей)

Буря на море, замри!

(прекращаем дуть)

Волны устали плясать,

Волны легли отдыхать,

ласково гладят песок.

(начинаем дуть легко, чтобы вода чуть колыхалась)

Снова шалун – ветерок

Сильно – сильно подул,

Бурю на море вернул!

(воздушная струя вновь очень сильная)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/630075/img10.gif

Упражнения на развитие речевого внимания

Умение внимательно вслушиваться в речь взрослого позволяет ребенку быстрее накапливать словарь, осваивать правильное звукопроизношение, словообразование, грамматический строй речи.

«Кто мне песенки поет?»

Для упражнения нам понадобиться звуковая  игрушка. Например: собачки, мишки, киски, зайки, поющие коротенькие куплеты. Возьмем несколько игрушек и закроем их ширмой. Ширму можно сделать самому, например, возьмем два стула, накрытые одеялом. Поочередно, включаем игрушки, а ребенок пусть угадывает и называет – кто ему песенку поет? Если игрушек мало, то для игрушек можно подобрать знакомые песни и исполнит их самим.

«Волшебный пакетик»

Возьмем красивый пластиковый пакет, и сложите в него несколько звучащих игрушек: погремушки, жестяные баночки с крупой или горохом, неваляшку, колокольчик. В пакете должно быть не более 5-6 предметов. Предложить ребенку опустить руку в пакет, но не заглядывать в него. Ребенок берет игрушки и, не вынимая, потрясет ее. Побуждать ребенка внимательно вслушиваться и говорить, что звучит.

«Внимательные ушки»

Расставьте игрушки на столе или на полу. Ребенок стоит спиной к вам, лицом к игрушкам. Отойти от ребенка на 4-5 шагов назад и очень тихо попросить показать вам ту игрушку, которую вы назвали, а потом попросите его выполнить различные действия. Например: посади собачку в машину, спрячь мячик в коробку, посади куклу на окно и т.п.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и игровых упражнений в речевом развитии дошкольников

Использование игр экологического содержания, дидактического пособия для развития речи дошкольников....

Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях

На мастер-классе педагогом предложенны задания: соединить ритм произносимых слов с музыкально-ритмическими движениями, речевые игры с музыкальными инструментами, активное слушание, упражнения на разви...

Выступление на методическом часе "Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольников"

Значение артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольников...

картотека «артикуляционной гимнастики по речевому развитию 3-4 лет»,

картотека «артикуляционной гимнастики по речевому развитию 3-4 лет»,...

"О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии дошкольника"

Автором представлен материал о пользе артикуляционной гимнатики для развития речи детей дошкольного возраста....

Картотека игровых упражнений для речевого развития детей старшей группы.

Воспользуйтесь картотекой речевых упражнений для старших групп. В картотеке – подборка игровых упражнений для тренировки речевого аппарата детей, развития слухового внимания, фонематического слу...

Картотека игровых упражнений для речевого развития детей младшей группы

Картотека игровых упражнений для речевого развития детей младшей группы...