Картотека игровых упражнений для речевого развития детей старшей группы.
картотека по логопедии (старшая группа)
Воспользуйтесь картотекой речевых упражнений для старших групп. В картотеке – подборка игровых упражнений для тренировки речевого аппарата детей, развития слухового внимания, фонематического слуха, связной речи.
Комплекс артикуляционных упражнений можно проводить с группой детей или индивидуально с ребенком, у которого еще не получается правильно произносить сложные для воспроизведения звуки [р] – [р’].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igrovyh_uprazhneniy_dlya_rechevogo_razvitiya_detey_starshey_gruppy.docx | 359.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игровых упражнений для речевого развития детей старшей группы.
Воспользуйтесь картотекой речевых упражнений для старших групп. В картотеке – подборка игровых упражнений для тренировки речевого аппарата детей, развития слухового внимания, фонематического слуха, связной речи.
Формирование правильного произношения вибрантов
Комплекс артикуляционных упражнений можно проводить с группой детей или индивидуально с ребенком, у которого еще не получается правильно произносить сложные для воспроизведения звуки [р] – [р’].
Чтобы достичь положительного результата, рекомендуется ежедневно выполнять упражнения перед зеркалом по 5–10 раз. Необходимо выработать достаточный подъем языка и направленную воздушную струю.
Упражнение | Инструкция к выполнению |
Качели | Широко открыть рот, зубы обнажить, губы в улыбке. Ритмично менять положение кончика языка под счет:
Следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставались неподвижными, в самом начале можно немного придерживать нижнюю челюсть руками |
Маляр | Широко открыть рот и улыбнуться, кончиком языка провести от передних зубов к мягкому небу, совершая движения языком вперед-назад. Следить, чтобы нижняя челюсть ребенка была неподвижна, а кончик языка не высовывался изо рта |
Гармошка | Рот раскрыть и улыбнуться, язык присосать к небу. Словно конфета приклеилась к небу. Причмокнуть и не отрывая язык от неба, максимально оттягивать вниз нижнюю челюсть, а затем возвращать на место |
Лошадка | Рот приоткрыт примерно на 1 см, губы в улыбке. Ритмично щелкать языком. Цокать надо сильно, растягивая подъязычную связку. Нижняя челюсть неподвижна |
Барабан | Широко открыть рот, улыбнуться. Кончик языка поднимаем вверх и многократно и отчетливо произносим звук, напоминающий английский звук [д] – [д] – [д]... После этого постепенно увеличиваем темп. |
Следим, чтобы звук произносился четко, как удар в барабан, не был хлюпающим. Нельзя произносить с гласным [дэ], путая звук и название буквы | |
Индюк | Широким кончиком языка провести по верхней губе вперед-назад и произносим [бл-бл-бл]. Язык то высовывается, то скрывается в ротовой полости |
Дыхательные упражнения |
Важное условие – нельзя надувать щеки! Сильная воздушная струя должна быть направлена вперед |
Развитие фонетико-фонематической стороны речи
Цели упражнений:
- обучить навыкам звукового анализа и синтеза;
- предупредить нарушения в устной речи, которые в дальнейшем могут отразиться на письме.
Первый звук
Содержание: дошкольники повторяют предложения за воспитателем: «Раз, два, три... Первый звук мне назови: аист – [а], облако – [о], улица – [у], эхо – [э], иней – [и]». Если какое-то слово незнакомо или малознакомо детям, педагог объясняет их значение.
В предложениях можно и нужно использовать различные части речи. Например, алый – [а], очень – [о], умный – [у], этот – [э], ищет – [и].
Примечание: начинать следует с гласных звуков в ударной позиции. Нельзя предлагать дошкольникам слова для анализа, если гласный звук не под ударением, написание слова должно совпадать с его произношением.
Последний звук
Содержание: дошкольники повторяют предложения за воспитателем: «Раз, два, три... Последний звук мне назови: рука – [а], высоко – [о], могу – [у], коты – [ы], возьми – [и]».
Примечание: не используйте слова со звонкими согласными в конце слова. Например, пишется арбуз – а произносим на конце [с], нож – [ш], дуб – [п]. Такие слова могут спровоцировать ошибки у детей в процессе произношения.
Самолет
Содержание: воспитатель объясняет детям правила игры. Детям нужно определить
в какой части слова находится буква [с]. Например: «На борт самолета можно взять: Соль, Смелых, Смешных, пеСок, ноСок, абрикоС, ананаС. В нашем самолете можно: Смешить, Спать, вСтавать, наСтупать, риСовать».
Чистоговорки и скороговорки
Звуки [с] – [ш] | Звуки [з] – [ж] |
|
и жужжит, жужжит, жужжит |
Развитие словаря, грамматики
Подбери и назови
Цель упражнения: закрепить обобщающие понятия, лучше запомнить названия овощей, фруктов, грибов, ягод, цветов.
Материалы к упражнению: мяч (тряпичный, чтобы можно было безопасно перебрасывать в группе).
Содержание: воспитатель и дети встают в круг. Педагог называет обобщающее понятие (например, «овощи») и бросает или передает мяч одному из детей. У кого мяч – называет любой из овощей и передает другому ребенку.
Примечание: следует быть внимательными и запоминать, какие слова дети уже называли. Слова не должны повторяться.
Чего не стало
Цель упражнения:
- отработать формы родительного падежа;
- развивать зрительную память и внимание у детей.
Материалы к упражнению: от 3 до 6 предметов или картинок.
Содержание: педагог просит детей внимательно посмотреть на картинки, а затем закрыть глаза. Затем воспитатель убирает один предмет или картинку, а детей просит открыть глаза и назвать: «Чего не стало?» Например: нет кубика, машинки, куклы.
Скажи наоборот
Цель упражнения: научить детей подбирать антонимы к словам и расширить их словарный запас.
Материалы к упражнению: наглядные картинки, чтобы дети могли сравнивать предложенные предметы и объекты. Ниже смотрите примеры наглядных материалов.
Содержание: воспитатель просит посмотреть детей на картинки, озвучить и сравнить каждую из них.
Назови ласково
Материалы для упражнения: мяч.
Содержание: педагог называет слово-предмет и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет уменьшительно-ласкательную форму этого слова и бросает мяч педагогу. Например, стул – стульчик, огурец – огурчик, яблоко – яблочко, облако – облачко, кофта – кофточка, елка – елочка.
Примечание: в теплое время года можно играть на улице.
Жадина
Цель упражнения: предупредить ошибки согласования местоимений и существительных в единственном и во множественном числе
Материалы для упражнения: наглядный материал – картинки. Ниже смотрите примеры наглядных материалов.
Содержание: детям очень нравится изображать жадину. Закрывая картинки руками, воспитатель проговаривает вместе с детьми:
- «Это мой барабан!»
- «Это моя кукла!»
- «Это мое ведро!»
- «Это мои кубики!»
Один, два, три, четыре, пять
Цель: посчитать и назвать предметы по пройденным лексическим темам.
Содержание: упражнение можно использовать в качестве пальчиковой гимнастики. Например, проговаривать и загибать вместе с детьми пальцы рук, начиная с большого пальца: «Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек»; «Один
цыпленок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыпленка, пять цыплят» и т. д.
Какой? Какая? Какое? Какие?
Цель: научить детей согласовывать слова в разных родах и числах.
Содержание: дети 5–6 лет уже активно используют в речи слова-признаки и могут описать свойства и качества знакомых предметов: цвет, форму, части, размер, материал и пр. А вот согласование слов в роде и числе еще может вызывать затруднения у группы детей. Поэтому на начальном этапе, если дети затрудняются правильно назвать слова, воспитатель может оказать помощь, задавая вопросы и подбирая предметы
с идентичными окончаниями. Например, по цвету:
- «Мяч какОЙ?» (ГолубОЙ)
- «Юбка какАЯ?» (ГолубАЯ)
- «Небо какОЕ?» (ГолубОЕ)
- «Столы какИЕ?» (ГолубЫЕ).
Используйте картинку к упражнению.
Следует обязательно выделять голосом окончания слов, формируя грамматические компетенции у детей. Например, по форме:
- «Шкаф какОЙ?» (ПрямоугольнЫЙ)
- «Дверь какАЯ?» (ПрямоугольнАЯ)
- «Окно какОЕ?» (ПрямоугольнОЕ)
- «Столы какИЕ?» (ПрямоугольнЫЕ).
Используйте картинку к упражнению.
Загадки-описания
Цель: научить детей самостоятельно описывать предметы, подбирать и называть характерные признаки предметов и явлений.
Содержание: воспитатель сначала дает пример – описание какого-либо предмета или овоща. Например «Зеленый, длинный, хрустящий... (огурец)». Если кто-то из детей затрудняется, педагог задает наводящие вопросы. К примеру, «Какой овощ по цвету, форме, вкусу?»
Далее воспитанники сами пробуют составлять описание к чему-либо. Например,
«Красный, круглый, гладкий, сочный... (помидор)», «Оранжевая, вытянутая, вкусная, полезная... (морковь)».
Один – много
Цель: отработать с детьми существительные единственного и множественного числа, усложняя речевой материал.
Содержание: педагог закрепляет с детьми формы существительных среднего рода на «- ья» с безударными окончаниями «-ов, -ев». Например, «платье – платья – много платьев»,
«крыло – крылья – много крыльев», «звено – звенья – много звеньев», «полено – поленья – много поленьев».
Также воспитатель отрабатывает с дошкольниками формы существительных среднего рода с нулевым окончанием:
в родительном падеже с безударным окончанием «-а»;
в именительном падеже с дополнительной гласной в основе слова. Например, «окно – окна – много окон», «кресло – кресла – много кресел», «полотенце – полотенца – много полотенец», «ведро – ведра – много ведер».
Воспользуйтесь картинками к упражнению.
Развитие связной речи
Где спрятались
Цель: научить детей различать и употреблять предлоги: на, под, над, из, около, за, перед, между и другие.
Содержание: дети старшей группы могут допускать ошибки в употреблении предлогов, заменять один предлог на другой или пропускать их в речи. Чтобы научить дошкольников правильно употреблять в речи предлоги, педагог использует в работе разные игрушки или кукольную мебель. Воспитатель говорит воспитанникам, что игрушки захотели поиграть в прятки. Далее педагог предлагает посмотреть, где они спрятались, и назвать их.
Примерные ответы детей:
- «Кошка спряталась на кресле»;
- «Собака спряталась под столом»;
- «Кукла спряталась около шкафа»;
- «Попугай спрятался между стульями».
Как вариант, дети могут расставлять игрушки по инструкции воспитателя, проговаривая:
«Я посадил куклу за стол», «Я спрятал кошку за шкаф».
Логический поезд
Материалы к упражнению: карточки с картинками.
Содержание: педагог с помощью считалочки определяет, кто первый начинает игру.
На столе или доске расположены картинки с поездом. Первый игрок просто кладет любую понравившуюся ему карточку вслед за паровозом, объясняя, чем именно она понравилась.
Например, первый ребенок выбрал дерево, так как у него красивые зеленые листики. Второй – яблоко, так как яблоки растут на дереве. Третий – конфету, так как и яблоко, и конфета сладкие.
Следующий ребенок должен выбрать карточку, которая каким-либо образом подходит к первой картинке. И обязательно объяснить всем: почему он выбрал именно такую картинку? Выигрывает тот, кто первый выложит все свои карточки-вагончики.
Примечание: существует готовый вариант дидактической игры «Логический поезд»,
но можно и самим разработать для нее картинный материал, который можно обновлять, предлагая детям новые карточки.
Я начну, а ты продолжи
Цель упражнения: активизировать словарный запас ребенка и формировать навыки связной речи.
Содержание: педагог сочиняет рассказ и просит детей его продолжить. При необходимости оказывает детям помощь: помогает подобрать нужные слова, составить предложение. Можно использовать серию сюжетных картинок, иллюстрации из книг
и другой наглядный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы".
Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....
"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста"
Работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности....
Использование игровых упражнений в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
В статье рассматриваються варианты использования некоторых игровых упражнений, которые можно использовать в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста....
Картотека игровых упражнений с фитболом для детей старшего дошкольного возраста.
Вашему вниманию представлена картотека игровых упражнений с фитболом...
Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы.
Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы....
"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"
Работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности...
Картотека игр и игровых упражнений по речевому развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения
Картотека игр и игровых упражнений по речевому развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения...