Дидактический материал по развитию речи с использованием мнемотехники
материал по развитию речи

Речевые игры. Мнемотаблицы используемые в работе с детьми. Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования дидактических игр и мнемотаблиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактический материал по развитию речи  с использованием мнемотехники

Составил воспитатель: Телякова Л.Ф.

Речевые игры.

1.«Лето – зима», «Весна – осень»
Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением ягодки (лето), снежинки (зима), подснежника (весна), желтого листочка (осень). Дети выкладывают картинки, с изображением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объясняя свое решение (Я поставил лучик с изображением радуги, потому что она бывает летом).

2. «Он, она, оно, они»
Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением девочки – она, мальчика – он, девочки и мальчика – они, солнца – оно. Дети должны выложить на лучики картинки, про которые можно сказать – она, он, оно, они.

3.«Летит, плывет, ползет»
Цель: Активизация предметного, глагольного словаря.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением неба (летает), земли (ползает), воды (плавает). Дети выкладывают на лучи картинки с изображением предметов, зверей, птиц, насекомых, которые совершают данное действие, обосновывая принятое решение. (Я положил картинку со стрекозой, потому что она летает.)

4.«Большой - маленький»
Цель: упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети выкладывают картинки с изображением различных предметов и называют их ласково (если в центре находится карлик) или называют слово, прибавив к нему суффикс – ищ (если в центре – великан). Можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.

5. «Что делает? »
Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр кладется карточка с написанным вопросом «Что делает? » Дети выкладывают на лучи картинки с изображением действий и говорят, что нарисовано. (Мама варит вкусную кашу.)

6.«Приготовим сок или варенье»
Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр кладется карточка с нарисованным стаканом. На лучи дети по очереди выкладывают картинки, с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они приготовили. (На картинке вишня, сок называется вишневый.)

7.«Сколько?»
Цель: Упражнение в согласовании существительного и числительного.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка выкладывается картинка с цифрами 1 (3, 5). На лучи выкладываются картинки с изображением различных предметов. Дети называют, каким будет количество предметов в зависимости от выбранной цифры (одно дерево, один мяч, три мяча). В данной игре так же можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.

8.«Какой?»
Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с написанным вопросом, «Какой? ». Дети выкладывают на лепесток картинку с изображением любого предмета и описывают его, используя несколько слов-определений (Мяч резиновый, круглый, разноцветный, большой.)
9. «Чей хвост? »
Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных

прилагательных.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки

Ход игры: На лучи по очереди выкладываются карточки с изображением хвостов разных животных. Дети определяют и называют, чей это хвост, находят это животное.

9. «Чей? Чья? Чьё? Чьи? »

Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных

прилагательных.

Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки, кубик

Ход игры: Дети разбирают перевернутые картинки с животными. Ведущий бросает кубик, выкладывает в центр солнышка выпавшую картинку (глаза, нос, лапы, хвост, уши ухо). Каждый ребенок по очереди приклеивает на лучик картинку и называет образованное новое слово в зависимости от вытянутого животного (лисий хвост, кошачье ухо, собачья морда, беличьи лапы и т. д.).

Мнемотаблицы, используемые в работе с детьми для обучения пересказу.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/21/s_58d072a8e996c/591523_5.jpeg

Мнемотаблица к русской народной сказке Зимовье зверей

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/21/s_58d072a8e996c/591523_6.png

Вариант модели русской народной сказки «Хаврошечка».

Мнемотаблицы, используемые в работе с детьми для обучения составлению описательных рассказов.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/21/s_58d072a8e996c/591523_7.jpeg

Мнемотаблица «Зима».

1-сейчас зима, 2 –солнце светит мало, 3- мороз рисует на окнах узоры, 4- часто идет снег, 5- дуют холодные ветры, 6- звери в лесу сменили окраску шерсти, 7- дети играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на санках, лыжах и коньках.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/21/s_58d072a8e996c/591523_8.jpeg

Мнемотаблица описание овощей.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/21/s_58d072a8e996c/591523_9.jpeg

Мнемотаблица описание мебели.

Мнемотаблицы, используемые в работе с детьми для заучивания стихов.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/21/s_58d072a8e996c/591523_10.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/21/s_58d072a8e996c/591523_11.jpeg

Заучивание стихотворения Заучивание стихотворения

П.Воронько “Пирог”  А.Плещеев “Весна” 

Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования дидактических игр и мнемотаблиц.

Дата

Образовательная деятельность

цель

Сентябрь

Речевая игра, «Какой?».

Рассказывание на тему «Я и моя семья» по мнемотаблице

Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.

учить детей рассказыванию, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, активизировать словарь

Октябрь

Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень» по мнемотаблице

Речевая игра «Лето – зима», «Весна – осень»

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И.Белоусова «Осень»

Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.

Ноябрь

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

по мнемотаблице

Речевая игра «Приготовим сок или варенье»

Учить пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу

Формирование навыков образования относительных прилагательных.

Декабрь

Составление рассказа по мнемотаблице «Одежда»

Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство» по мнемотаблице

Учить описанию предметов одежды

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И.Сурикова «Детство»

Январь

Заучивание стихотворения А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря…» по мнемотаблице

Составление рассказа по мнемотаблице «Зима»

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение А.Фета «Кот поёт, глаза прищуря…»

Учить составлять рассказ, называя приметы зимы.

Февраль

Составление рассказа по мнемотаблице «Мебель»

Составление рассказа по мнемотаблице «Транспорт»

Учить описанию предметов мебели

Учить описанию видов транспорта

Март

Составление рассказа по мнемотаблице «Профессия»

пересказ русской народной сказки «Хаврошечка», используя метод моделирования

Учить составлять рассказ о профессии

Учить пересказу сказки, опираясь на модель – схему сказки.

Апрель

Составление рассказа по мнемотаблице «Весна»

Составление рассказа по мнемотаблице «Космос»

Учить составлять рассказ, называя приметы весны

Учить составлять рассказ о космосе

Май

Составление рассказа по мнемотаблице «Насекомые»

Дидактическая игра «Чего не стало».

Учить составлять описательный рассказ о насекомых.

упражнять в образовании существительных

в родительном падеже множественного числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного дидактического материала в развитии количественных представлений у младших дошкольников.

Статья "Использование наглядного  дидактического материала  в развитии количественных представлений у младших дошкольников"....

Использование универсального дидактического материала в развитии познавательной активности

Проблема развития познавательной активности всегда была и остается одной из актуальных в дошкольной педагогике.Познавательная активность, или любознательность, - это стремление получить знания о явлен...

Презентация "Методика Воскобовича" к Семинару «Использование современного развивающего дидактического материала для развития сенсорных и элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста»

с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у детей.7 слайд. &la...

Презентация выступления "Использование дидактического материала в развитии речевого дыхания"

laquo;Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют,потому что болеют, а болеют, потомучто не умеют правильно дышать.Научите их этому – и болезнь отступит»А.Н. Стрельникова...

Дидактические игры и упражнения с использованием мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.Проблемы речи детей дошкольного возраста...