Дидактический материал по развитию речи с использованием мнемотехники
материал по развитию речи
Речевые игры. Мнемотаблицы используемые в работе с детьми. Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования дидактических игр и мнемотаблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_po_razvitiyu_rechi_s_ispolzovaniem_mnemotehniki.docx | 227.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал по развитию речи с использованием мнемотехники
Составил воспитатель: Телякова Л.Ф.
Речевые игры.
1.«Лето – зима», «Весна – осень»
Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением ягодки (лето), снежинки (зима), подснежника (весна), желтого листочка (осень). Дети выкладывают картинки, с изображением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объясняя свое решение (Я поставил лучик с изображением радуги, потому что она бывает летом).
2. «Он, она, оно, они»
Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением девочки – она, мальчика – он, девочки и мальчика – они, солнца – оно. Дети должны выложить на лучики картинки, про которые можно сказать – она, он, оно, они.
3.«Летит, плывет, ползет»
Цель: Активизация предметного, глагольного словаря.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: В центр солнышка по очереди кладутся карточки с изображением неба (летает), земли (ползает), воды (плавает). Дети выкладывают на лучи картинки с изображением предметов, зверей, птиц, насекомых, которые совершают данное действие, обосновывая принятое решение. (Я положил картинку со стрекозой, потому что она летает.)
4.«Большой - маленький»
Цель: упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети выкладывают картинки с изображением различных предметов и называют их ласково (если в центре находится карлик) или называют слово, прибавив к нему суффикс – ищ (если в центре – великан). Можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.
5. «Что делает? »
Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: В центр кладется карточка с написанным вопросом «Что делает? » Дети выкладывают на лучи картинки с изображением действий и говорят, что нарисовано. (Мама варит вкусную кашу.)
6.«Приготовим сок или варенье»
Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: В центр кладется карточка с нарисованным стаканом. На лучи дети по очереди выкладывают картинки, с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они приготовили. (На картинке вишня, сок называется вишневый.)
7.«Сколько?»
Цель: Упражнение в согласовании существительного и числительного.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: В центр солнышка выкладывается картинка с цифрами 1 (3, 5). На лучи выкладываются картинки с изображением различных предметов. Дети называют, каким будет количество предметов в зависимости от выбранной цифры (одно дерево, один мяч, три мяча). В данной игре так же можно использовать предметные картинки по разным лексическим темам.
8.«Какой?»
Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: В центр солнышка кладется карточка с написанным вопросом, «Какой? ». Дети выкладывают на лепесток картинку с изображением любого предмета и описывают его, используя несколько слов-определений (Мяч резиновый, круглый, разноцветный, большой.)
9. «Чей хвост? »
Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных
прилагательных.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки
Ход игры: На лучи по очереди выкладываются карточки с изображением хвостов разных животных. Дети определяют и называют, чей это хвост, находят это животное.
9. «Чей? Чья? Чьё? Чьи? »
Цель: Формирование практических навыков образования притяжательных
прилагательных.
Оборудование: игровое пособие «Солнышко речистое», предметные картинки, кубик
Ход игры: Дети разбирают перевернутые картинки с животными. Ведущий бросает кубик, выкладывает в центр солнышка выпавшую картинку (глаза, нос, лапы, хвост, уши ухо). Каждый ребенок по очереди приклеивает на лучик картинку и называет образованное новое слово в зависимости от вытянутого животного (лисий хвост, кошачье ухо, собачья морда, беличьи лапы и т. д.).
Мнемотаблицы, используемые в работе с детьми для обучения пересказу.
Мнемотаблица к русской народной сказке Зимовье зверей
Вариант модели русской народной сказки «Хаврошечка».
Мнемотаблицы, используемые в работе с детьми для обучения составлению описательных рассказов.
Мнемотаблица «Зима».
1-сейчас зима, 2 –солнце светит мало, 3- мороз рисует на окнах узоры, 4- часто идет снег, 5- дуют холодные ветры, 6- звери в лесу сменили окраску шерсти, 7- дети играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на санках, лыжах и коньках.
Мнемотаблица описание овощей.
Мнемотаблица описание мебели.
Мнемотаблицы, используемые в работе с детьми для заучивания стихов.
Заучивание стихотворения Заучивание стихотворения
П.Воронько “Пирог” А.Плещеев “Весна”
Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования дидактических игр и мнемотаблиц.
Дата | Образовательная деятельность | цель |
Сентябрь | Речевая игра, «Какой?». Рассказывание на тему «Я и моя семья» по мнемотаблице | Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков. учить детей рассказыванию, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, активизировать словарь |
Октябрь | Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень» по мнемотаблице Речевая игра «Лето – зима», «Весна – осень» | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И.Белоусова «Осень» Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме. |
Ноябрь | Пересказ сказки «Заяц-хвастун» по мнемотаблице Речевая игра «Приготовим сок или варенье» | Учить пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу Формирование навыков образования относительных прилагательных. |
Декабрь | Составление рассказа по мнемотаблице «Одежда» Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство» по мнемотаблице | Учить описанию предметов одежды Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И.Сурикова «Детство» |
Январь | Заучивание стихотворения А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря…» по мнемотаблице Составление рассказа по мнемотаблице «Зима» | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение А.Фета «Кот поёт, глаза прищуря…» Учить составлять рассказ, называя приметы зимы. |
Февраль | Составление рассказа по мнемотаблице «Мебель» Составление рассказа по мнемотаблице «Транспорт» | Учить описанию предметов мебели Учить описанию видов транспорта |
Март | Составление рассказа по мнемотаблице «Профессия» пересказ русской народной сказки «Хаврошечка», используя метод моделирования | Учить составлять рассказ о профессии Учить пересказу сказки, опираясь на модель – схему сказки. |
Апрель | Составление рассказа по мнемотаблице «Весна» Составление рассказа по мнемотаблице «Космос» | Учить составлять рассказ, называя приметы весны Учить составлять рассказ о космосе |
Май | Составление рассказа по мнемотаблице «Насекомые» Дидактическая игра «Чего не стало». | Учить составлять описательный рассказ о насекомых. упражнять в образовании существительных в родительном падеже множественного числа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного дидактического материала в развитии количественных представлений у младших дошкольников.
Статья "Использование наглядного дидактического материала в развитии количественных представлений у младших дошкольников"....
Использование универсального дидактического материала в развитии познавательной активности
Проблема развития познавательной активности всегда была и остается одной из актуальных в дошкольной педагогике.Познавательная активность, или любознательность, - это стремление получить знания о явлен...
Конспект семинара «Использование современного развивающего дидактического материала для развития сенсорных и элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста».
Конспект семинара, приложение к презентации "Методика Врскобовича"....
Презентация "Методика Воскобовича" к Семинару «Использование современного развивающего дидактического материала для развития сенсорных и элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста»
с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у детей.7 слайд. &la...
Презентация выступления "Использование дидактического материала в развитии речевого дыхания"
laquo;Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют,потому что болеют, а болеют, потомучто не умеют правильно дышать.Научите их этому – и болезнь отступит»А.Н. Стрельникова...
Дидактические игры и упражнения с использованием мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.Проблемы речи детей дошкольного возраста...