Развитие речи в старшей группе по теме «Ягоды»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
В данной публикации представлен конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет (старшая группа) по теме "Ягоды" с использованием здоровьесберегающих технологий. Цель занятия - учить детей составлять описательные рассказы по заданной лексической теме. Представленные в конспекте словесно-речевые игры позволяют обогатить и активизировать словарный запас старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_yagody.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Ягоды»
Тема: «Ягоды лесные и садовые»
Цель: Учить детей составлять описательные рассказы по лексической теме «Ягоды»
Задачи:
Образовательные: закрепление умения детей различать ягоды: лесные, садовые; совершенствование грамматического строя речи; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить употребление предлогов.
Развивающие: развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Картинки с изображением ягод, мяч, наглядная схема для составления описательного рассказа, разрезные картинки.
Методические приемы: загадка, дидактические игры малой подвижности «Ягода лесная-садовая», «Подбери прилагательное», беседа, поэтическое слово, педагогический пример (рассказ о ягоде), подвижная игра «У медведя во бору».
1. Организационный момент
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель:
- Дети, отгадайте загадку:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Скажите, что такое малина? (ягода)
- Где она растет? (в саду)
- Значит, она какая ягода? (садовая ягода)
- Какие еще садовые ягоды вы знаете? (ответы детей)
- А если ягоды растут в лесу, как мы их называем? (лесные)
- Какие лесные ягоды вы знаете? (ответы детей)
Игра «Лесная – садовая ягода» (воспитатель кидает мяч ребенку и называет ягоду, а ребенок говорит, лесная она или садовая).
Воспитатель:
- Из съедобных ягод можно приготовить разные блюда. Подскажите мне, что делают из ягод? (варят компот, варенье, сок, делают начинку для пирожков)
Игра с мячом «Подбери прилагательное»
Компот из вишни – вишневый компот
Компот из клубники – клубничный компот
Компот из малины – малиновый компот
Варенье из крыжовника – крыжовенное варенье
Варенье из черники – черничное варенье, т.д.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными
За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.
-
Игра «Назови ласково»
Воспитатель:
- Мы с вами очень любим ягоды. А ягодкам нравится, когда их называют ласково. Я буду вам показывать ягодку, а вы назовите ее ласково.
Ежевика – ежевичка
Малина – малинка
Земляника – земляничка, т.д.
Слова: клюква, малина, брусника, черника, ежевика, земляника, клубника, вишня, смородина.
Составление рассказа по плану
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами будем рассказывать друг другу о ягодах. Послушайте внимательно, как это сделаю я.
Воспитатель дает образец по схеме «Название ягоды - цвет – размер – вкус – где растет – что из нее можно приготовить». Далее ребенок подходит к стенду, выбирает картинку ягоды, о которой хочет рассказать и составляет рассказ.
Физкультминутка «По ягоды»
С веток ягоды снимаю Действия выполнять по тексту.
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
А потом еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать.
Далее дети продолжают составлять рассказы о ягодах.
Игра «Четвертый лишний»
Три садовые ягоды и фрукт.
Три лесные ягоды и садовая ягода.
Три садовые ягоды и овощ.
Игра «Составь картинки и назови их»
Воспитатель:
- Дети, посмотрите на свои столики. Пока мы с вами рассказывали друг другу о ягодах, вам пришли разноцветные письма. Давайте присядем на свои места и посмотрим, что в конвертах.
У каждого ребенка конверт с разрезанными картинками ягод.
Ребенок собирает картинку и называет ягоду.
3. Итог занятия.
Воспитатель задает обобщающие вопросы по теме занятия, узнает, что детям понравилось на занятии.
Приглашает детей сыграть в игру «У медведя во бору». (Проводится подвижная игра).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе по теме «Грибы и ягоды».
Образовательная область: коммуникация.Вид деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально-художественная.Коррекционно-развивающие технологии: информационно-коммуникативные, использова...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества) 2022 год
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....