Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе по теме «Грибы и ягоды».
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Хаустова Алла Вячеславовна

Образовательная область: коммуникация.

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально-художественная.

Коррекционно-развивающие технологии: информационно-коммуникативные, использование средств искусства, психогимнастика, фонетическая ритмика, ритмопластика, логоритмика.

Здоровьесберегающие технологии: подвижные игры, динамические паузы, коммуникативные игры, релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, коррегирующая гимнастика.

Цель: Расширение пассивного и активизация словаря по теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_haustovoy_a.v._21.10.2014.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе по теме «Грибы и ягоды».

Образовательная область: коммуникация.

Вид деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально-художественная.

Коррекционно-развивающие технологии: информационно-коммуникативные, использование средств искусства, психогимнастика, фонетическая ритмика, ритмопластика, логоритмика.

Здоровьесберегающие технологии: подвижные игры, динамические паузы, коммуникативные игры, релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, коррегирующая гимнастика.

Цель: Расширение пассивного и активизация словаря по теме.

Задачи:

коррекционно-образовательные: закрепление представлений детей об осени и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.

Коррекционно-развивающие: совершенствование грамматического строя речи (согласование им. прил. с им. сущ. в роде, числе и падеже), обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных грибах и ягодах, местах их произрастания. Активизация словаря по теме, развитие связной речи, употребление в речи прилагательных, числительных согласование их с существительными. Развитие мышления, координации речи с движением, развитие мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе, интерес к сезонным изменениям. Развивать способность откликаться на музыку, прививать интерес к художественному слову.

Оборудование: Оформление зала «Осенний лес», мультимедиа-проектор, шапочки-грибы для детей, костюм для персонажа «Гриб-Боровик», две корзинки, пять грибов и пять ягод, осенние листочки, иллюстрации ягод.

Действия воспитателя и детей.

Методические приемы.

Инструкции воспитателя

Дети повторяют движения за воспитателем.

  1. Вводная часть

Ребята! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы с вами подарим им улыбки и наше приветствие. Улыбнитесь, как кот на солнце. А теперь улыбнитесь, как хитрая лиса. А сейчас улыбнитесь, как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души!

Ответы детей. Если дети с ОНР ошибаются в ответе, воспитатель не просто исправляет ошибку, а просит повторить правильный вариант.

Спросить детей с ОНР, как они догадались. Попросить повторить полным ответом.

  1. Загадка

А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы должны догадаться о каком времени года говорится в ней:

«Несу я урожай, поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю». (Осень)

Воспитатель приглашает детей выйти но ковер, предлагает им встать лицом в круг и выполнить знакомое упражнение.

Дети выполняют движения.

Повторяют за воспитателем.

  1. «Игра с движением»

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать. (Дети маршируют)

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом. (Ходят «змейкой» между «кочками»)

На носочки встали и к лесу побежали (Бегут на носках)

Ноги выше поднимаем, (Ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки»).

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем (Маршируют)

На экране слайд 1 с изображением осеннего леса. Включить фонограмму «Осенний лес».

Воспитатель подводит детей к мольберту, по очереди прикрепляет карточки.

Мнемотаблица – «облака»

(Ветер, дождь, облако)

Мнемотаблица «Одежда».

Дети: Мы надеваем шапку, осенние ботинки, куртку, резиновые сапоги, теплый свитер.

Мнемотаблица «Урожай»

Дети: На картинке изображены продукты.

Черника, малина и вишня – это фрукты.

Баклажаны, лук, помидоры, чеснок и перец – это овощи.

Бананы, груша, яблоки – это фрукты.

  1. Игра «Вокруг себя обернись

 в осень превратись, и в осеннем лесу окажись»

«Ой, ребята, а где это мы с вами оказались? А какое сейчас время года?»

Вопросы:

- Ребята, давайте расскажем какая бывает погода осенью?

Дети: Осенью дует ветер – значит погода осенью какая – ветреная.

Осенью часто идет дождь – значит погода осенью дождливая.

Солнце прячется за облаками – значит погода облачная (пасмурная).

- Давайте посмотрим на картинку. Осенью холодает, что мы надеваем и обуваем?

- Распределим это предметы по группам (одежда, обувь, головные уборы)

- Ребята, осенью мы собираем урожай, что изображено на этой картинке?

- Назовите одним словом: черинку, малину, вишню.

- Назовите одним словом: баклажаны, лук, помидоры, чеснок, перец,.

Назовите одним словом: бананы, яблоки,груша.

Роль выполняет ребенок с ОНР.

Дети с ОНР отвечают на загадку первыми. Если  есть сложности, спросить нормально говорящих детей.

Попросить детей с ОНР повторить.

  1. Сюрпризный момент

Появляется ребенок в костюме гриба – «боровика»: здравствуйте дорогие ребята, приветствую вас в осеннем лесу, отгадайте кто я?

Я живу под елью,

Под ее огромной тенью,

Мудрый бородач-старик.

Догадались, кто я? (Боровик)

Дети отвечают на вопросы Боровичка. Дети исключают из карточек то, что считают верным и объясняют, почему эта карточка лишняя. Ребята с ОНР повторяют правильные ответы.

Дети: Лишний гриб – мухомор.

Боровик: Почему?

Дети: Он не ягода, это гриб.

Воспитатель: Верно. А все остальные карточки – это ягоды.

Аналогично проводится работа еще с двумя-тремя комплектами картинок.

 6 .«Игра четвертый лишний». Боровик: ребята, в моем лесу поспорили ягоды и грибы, помогите мне разрешить их спор, проводит игру «Четвертый лишний» (дети должны называть правильно лишние грибы или ягоды). Боровичок помещает на наборное полотно четыре картинки: Малина, ежевика, мухомор, черника. Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них лишняя.

Дети выполняют движения пальцами по тексту

  1. Пальчиковая гимнастика

Гриб-Боровик проводит с детьми упражнения с движением.

Раз, два, три, четыре, пять! (Ритмично сжимают и разжимают пальцы)

Будем мы грибы искать.

Первый гриб – боровик

Полезай в лукошко! (Массируют фалангу большого пальца от ногтя к основанию пальца)

Подосиновик стоит

На высокой ножке (Указательный палец)

Подберезовик нашли

Под березой прямо (Средний палец)

А масленок прячется,

Вот какой упрямый! (Безымянный палец)

На пеньке нашли опят

Целый маленький отряд (Мизинец)

Полную корзинку

Набрали мы грибов. (Переплетают пальцы, сделав «корзинку»)

Принесем почистим (Потирают ладони друг о друга)

Сварим (Делают круговые движения указательным пальцем по ладони другой руки)

Суп готов! (Вытягивают руки вперед)

Дети выбирают себе пары и отправляются искать «полянки» на которых лежат, заранее подготовленные картинки с грибами и ягодами.

Детей с ОНР просить повторить правильный ответ

  1. Дидактическая игра

«Соберем в корзинки грибы и ягоды».

Воспитатель: «Какой молодец гриб – Боровик! Поиграй с нами?»

Дети выбирают себе пару, а потом по очереди берут карточку с пятью предметами, начинают считать  всех по пять, дети считают: одна – лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек. Одна - сыроежка, две – сыроежки, три – сыроежки, четыре – сыроежки, пять – сыроежек. Считают ягоды: одна - малина, две малины, три малины, четыре малины, пять малин. Одна – земляника, две – земляники, три – земляники, четыре – земляники, пять – земляник. Один – мухомор, два – мухомора, три – мухомора, четыре – мухомора, пять – мухоморов.

Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.

  1. Дыхательная гимнастика.

Осень: «Ох, ребята! Какие вы – молодцы! Давайте еще поиграем?

«Осенний ветерок»

Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек 

- Листопад, листопад, листья желтые летят…

Использование игры на ноутбуке. Воспитатель  читает задание, следит за правильным произношением детей.

  1. Игра «Варим варенье?»

Проводит игру воспитатель.

Ответы детей. Провоцировать детей с ОНР говорить, поощрять за правильный ответ.

Простые названия грибов задаются детям с ОНР, более сложные – нормально говорящим детям.

 

  1.  Загадка.

Осень: ой, ребята, я знаю, что Миша приготовил нам загадку

«Он в лесу стоял,

Никто ею не брал.

В красной шапке модной,

Никуда не годный». (Мухомор.)

Красивый этот гриб?

Осень: Это съедобный или несъедобный гриб? Можно его трогать?

  1. Игра с мячом «Съедобное –

несъедобное».Воспитатель по очереди бросает мяч и отвечает, какой это гриб – съедобный или несъедобный. Если ребенок отвечает неправильно, он пропускает кон. Затем воспитатель, бросая мяч, говорит слова «съедобный» или «несъедобный», а дети должны назвать конкретный гриб.

Размазать пластилин, украсить сухим горохом. Брать горошины поочередно разными пальцами.

  1. Аппликация коллективная мухомор

Ребята, давайте мы сделаем  свой красивый мухомор?

Дети поворачиваются вокруг себя.

Ответы детей.

Рефлексия.

  1. Превращение Осени

«Вокруг себя обернись в детском саду окажись».

Что мы видели? Кого мы встретили? Что нового узнали?

В какие игры играли? А какие грибы вы еще знаете?

А какие ягоды? Это лесные или садовые ягоды?

15. Итог

Ребята, а посмотрите что там в корзиночке по ёлочкой лежит?

Шоколадные грибочки! Пойдемте скорее в группу пить чай. И ты наш Боровичок, идем с нами в группу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе по теме: «Богатство Северного края».

Пояснительная записка.Ø Из своего опыта работы с детьми, родителями, я сделала вывод, что дети недостаточно осведомлены о том, какие животные и растения наполняют природные ресурсы ненецкого края, тун...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Звук [К’]" с самоанализом

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве К и звуках [К] - [К’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему :"Зима"

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:Беседа о зиме.1. Уточнение характерных признаков зимы, повторение названий зимних месяцев; использование в речи образных выражений, сравнений, художественного слова, пословиц, пог...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для старшей группы на тему: «На сказочной опушке»

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. Тема: «На сказочной опушке» (старшая группа)...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...