Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе по теме «Грибы и ягоды».
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Образовательная область: коммуникация.
Вид деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально-художественная.
Коррекционно-развивающие технологии: информационно-коммуникативные, использование средств искусства, психогимнастика, фонетическая ритмика, ритмопластика, логоритмика.
Здоровьесберегающие технологии: подвижные игры, динамические паузы, коммуникативные игры, релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, коррегирующая гимнастика.
Цель: Расширение пассивного и активизация словаря по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_haustovoy_a.v._21.10.2014.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе по теме «Грибы и ягоды».
Образовательная область: коммуникация.
Вид деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально-художественная.
Коррекционно-развивающие технологии: информационно-коммуникативные, использование средств искусства, психогимнастика, фонетическая ритмика, ритмопластика, логоритмика.
Здоровьесберегающие технологии: подвижные игры, динамические паузы, коммуникативные игры, релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, коррегирующая гимнастика.
Цель: Расширение пассивного и активизация словаря по теме.
Задачи:
коррекционно-образовательные: закрепление представлений детей об осени и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.
Коррекционно-развивающие: совершенствование грамматического строя речи (согласование им. прил. с им. сущ. в роде, числе и падеже), обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных грибах и ягодах, местах их произрастания. Активизация словаря по теме, развитие связной речи, употребление в речи прилагательных, числительных согласование их с существительными. Развитие мышления, координации речи с движением, развитие мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе, интерес к сезонным изменениям. Развивать способность откликаться на музыку, прививать интерес к художественному слову.
Оборудование: Оформление зала «Осенний лес», мультимедиа-проектор, шапочки-грибы для детей, костюм для персонажа «Гриб-Боровик», две корзинки, пять грибов и пять ягод, осенние листочки, иллюстрации ягод.
Действия воспитателя и детей. Методические приемы. | Инструкции воспитателя |
Дети повторяют движения за воспитателем. |
Ребята! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы с вами подарим им улыбки и наше приветствие. Улыбнитесь, как кот на солнце. А теперь улыбнитесь, как хитрая лиса. А сейчас улыбнитесь, как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души! |
Ответы детей. Если дети с ОНР ошибаются в ответе, воспитатель не просто исправляет ошибку, а просит повторить правильный вариант. Спросить детей с ОНР, как они догадались. Попросить повторить полным ответом. |
А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы должны догадаться о каком времени года говорится в ней: «Несу я урожай, поля вновь засеваю Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю». (Осень) |
Воспитатель приглашает детей выйти но ковер, предлагает им встать лицом в круг и выполнить знакомое упражнение. Дети выполняют движения. Повторяют за воспитателем. |
В лес отправимся гулять, Будем весело шагать. (Дети маршируют) По тропиночке пойдем Друг за дружкою гуськом. (Ходят «змейкой» между «кочками») На носочки встали и к лесу побежали (Бегут на носках) Ноги выше поднимаем, (Ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки»). На кочки мы не наступаем. И снова по дорожке Мы весело шагаем (Маршируют) |
На экране слайд 1 с изображением осеннего леса. Включить фонограмму «Осенний лес». Воспитатель подводит детей к мольберту, по очереди прикрепляет карточки. Мнемотаблица – «облака» (Ветер, дождь, облако) Мнемотаблица «Одежда». Дети: Мы надеваем шапку, осенние ботинки, куртку, резиновые сапоги, теплый свитер. Мнемотаблица «Урожай» Дети: На картинке изображены продукты. Черника, малина и вишня – это фрукты. Баклажаны, лук, помидоры, чеснок и перец – это овощи. Бананы, груша, яблоки – это фрукты. |
в осень превратись, и в осеннем лесу окажись» «Ой, ребята, а где это мы с вами оказались? А какое сейчас время года?» Вопросы: - Ребята, давайте расскажем какая бывает погода осенью? Дети: Осенью дует ветер – значит погода осенью какая – ветреная. Осенью часто идет дождь – значит погода осенью дождливая. Солнце прячется за облаками – значит погода облачная (пасмурная). - Давайте посмотрим на картинку. Осенью холодает, что мы надеваем и обуваем? - Распределим это предметы по группам (одежда, обувь, головные уборы) - Ребята, осенью мы собираем урожай, что изображено на этой картинке? - Назовите одним словом: черинку, малину, вишню. - Назовите одним словом: баклажаны, лук, помидоры, чеснок, перец,. Назовите одним словом: бананы, яблоки,груша. |
Роль выполняет ребенок с ОНР. Дети с ОНР отвечают на загадку первыми. Если есть сложности, спросить нормально говорящих детей. Попросить детей с ОНР повторить. |
Появляется ребенок в костюме гриба – «боровика»: здравствуйте дорогие ребята, приветствую вас в осеннем лесу, отгадайте кто я? Я живу под елью, Под ее огромной тенью, Мудрый бородач-старик. Догадались, кто я? (Боровик) |
Дети отвечают на вопросы Боровичка. Дети исключают из карточек то, что считают верным и объясняют, почему эта карточка лишняя. Ребята с ОНР повторяют правильные ответы. Дети: Лишний гриб – мухомор. Боровик: Почему? Дети: Он не ягода, это гриб. Воспитатель: Верно. А все остальные карточки – это ягоды. Аналогично проводится работа еще с двумя-тремя комплектами картинок. | 6 .«Игра четвертый лишний». Боровик: ребята, в моем лесу поспорили ягоды и грибы, помогите мне разрешить их спор, проводит игру «Четвертый лишний» (дети должны называть правильно лишние грибы или ягоды). Боровичок помещает на наборное полотно четыре картинки: Малина, ежевика, мухомор, черника. Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них лишняя. |
Дети выполняют движения пальцами по тексту |
Гриб-Боровик проводит с детьми упражнения с движением. Раз, два, три, четыре, пять! (Ритмично сжимают и разжимают пальцы) Будем мы грибы искать. Первый гриб – боровик Полезай в лукошко! (Массируют фалангу большого пальца от ногтя к основанию пальца) Подосиновик стоит На высокой ножке (Указательный палец) Подберезовик нашли Под березой прямо (Средний палец) А масленок прячется, Вот какой упрямый! (Безымянный палец) На пеньке нашли опят Целый маленький отряд (Мизинец) Полную корзинку Набрали мы грибов. (Переплетают пальцы, сделав «корзинку») Принесем почистим (Потирают ладони друг о друга) Сварим (Делают круговые движения указательным пальцем по ладони другой руки) Суп готов! (Вытягивают руки вперед) |
Дети выбирают себе пары и отправляются искать «полянки» на которых лежат, заранее подготовленные картинки с грибами и ягодами. Детей с ОНР просить повторить правильный ответ |
«Соберем в корзинки грибы и ягоды». Воспитатель: «Какой молодец гриб – Боровик! Поиграй с нами?» Дети выбирают себе пару, а потом по очереди берут карточку с пятью предметами, начинают считать всех по пять, дети считают: одна – лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек. Одна - сыроежка, две – сыроежки, три – сыроежки, четыре – сыроежки, пять – сыроежек. Считают ягоды: одна - малина, две малины, три малины, четыре малины, пять малин. Одна – земляника, две – земляники, три – земляники, четыре – земляники, пять – земляник. Один – мухомор, два – мухомора, три – мухомора, четыре – мухомора, пять – мухоморов. |
Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи. |
Осень: «Ох, ребята! Какие вы – молодцы! Давайте еще поиграем? «Осенний ветерок» Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек - Листопад, листопад, листья желтые летят… |
Использование игры на ноутбуке. Воспитатель читает задание, следит за правильным произношением детей. |
Проводит игру воспитатель. |
Ответы детей. Провоцировать детей с ОНР говорить, поощрять за правильный ответ. Простые названия грибов задаются детям с ОНР, более сложные – нормально говорящим детям.
|
Осень: ой, ребята, я знаю, что Миша приготовил нам загадку «Он в лесу стоял, Никто ею не брал. В красной шапке модной, Никуда не годный». (Мухомор.) Красивый этот гриб? Осень: Это съедобный или несъедобный гриб? Можно его трогать?
несъедобное».Воспитатель по очереди бросает мяч и отвечает, какой это гриб – съедобный или несъедобный. Если ребенок отвечает неправильно, он пропускает кон. Затем воспитатель, бросая мяч, говорит слова «съедобный» или «несъедобный», а дети должны назвать конкретный гриб. |
Размазать пластилин, украсить сухим горохом. Брать горошины поочередно разными пальцами. |
Ребята, давайте мы сделаем свой красивый мухомор? |
Дети поворачиваются вокруг себя. Ответы детей. Рефлексия. |
«Вокруг себя обернись в детском саду окажись». Что мы видели? Кого мы встретили? Что нового узнали? В какие игры играли? А какие грибы вы еще знаете? А какие ягоды? Это лесные или садовые ягоды? |
15. Итог Ребята, а посмотрите что там в корзиночке по ёлочкой лежит? Шоколадные грибочки! Пойдемте скорее в группу пить чай. И ты наш Боровичок, идем с нами в группу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе по теме: «Богатство Северного края».
Пояснительная записка.Ø Из своего опыта работы с детьми, родителями, я сделала вывод, что дети недостаточно осведомлены о том, какие животные и растения наполняют природные ресурсы ненецкого края, тун...
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Звук [К’]" с самоанализом
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве К и звуках [К] - [К’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему :"Зима"
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:Беседа о зиме.1. Уточнение характерных признаков зимы, повторение названий зимних месяцев; использование в речи образных выражений, сравнений, художественного слова, пословиц, пог...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для старшей группы на тему: «На сказочной опушке»
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. Тема: «На сказочной опушке» (старшая группа)...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...