Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 6-7 лет. Подготовительная группа.
картотека по логопедии (подготовительная группа) на тему
Картотека пальчиковой гимнастики поможет учителям-логопедам детских садов сократить время при написании конспектов, повысить уровень развития мелкой моторики дошкольников и повысить интерес детей к занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimn._podgotovit.gruppa.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Овощи | Фрукты | ||
Вышла Люба в огород- Сколько у нее хлопот! Нелегко полить на грядке Овощи все по порядку: Помидоры, лук, капуста И горошек очень вкусный. Репа, огурцы, чеснок, Свекла, редька и укроп. | Руки на пояс. Руки к щекам покачивают головой. Разводят руки в стороны. Указательным пальцем пересчитывают все овощи на левой, затем на правой руке. | Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю. | Пальцы обеих рук сжи- мают в кулаки и разгибают по одному одновременно. Ладони складывают вместе, затем разводят пальцы и раскрывают ладони. Ладони выставляют вперед |
Сад-огород | Грибы-ягоды | ||
Как у нашей Зины Фрукты в корзине: Яблоки и груши, Чтоб ребята кушали, Персики и сливы – До чего красивы! Посмотрите на ранет! Вкуснее наших фруктов нет! | Ладошки делают «корзинкой». Сгибают пальцы, начиная с мизинца. Гладят живот. | Ягоды – это крыжовник, Клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, Смородина и земляника. Запомнил ягоды я, наконец. Что ж это значит? Я – молодец! | Указательным пальцем пересчитывают пальцы другой руки, сгибая их. Поднимают плечи, удивляются. Большой палец вытягивают вперед. |
Лес. Деревья | Осень | ||
У сосны, пихты и елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник! | Ребенок катает су-джок или колючий мяч между ладоней. | Круглый год, круглый год! За замой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого ни спросим – Идет за летом осень. А за осенью сама Вновь идет, спешит зима. | Пальцы правой руки в кулачок и вращают большим пальцем. Поочередно соединяют большой палец с остальными на каждое время года. Повторяют другой рукой. |
Перелетные птицы | Домашние птицы | ||
Клювов длиннее не видывал я, Чем клювы у аиста и журавля. | Собираем спички (счетные палочки)одними и теми же пальцами рук( двумя указательными, двумя средними и т.д. | Есть у курицы цыпленок. У гусыни есть гусенок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утенок. У каждой мамы малыши Все красивы, хороши! | Большим пальцем касаются поочередно остальных, начиная с мизинца. Показывают пальчики, играя ими. |
Дикие – домашние животные и их детеныши | Животные холодных и жарких стран и их детеныши | ||
Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами! | Поочередно показывают пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших. | Шли слоны своей тропою, Шли сквозь джунгли к водопою: Папа-слон, слониха-мама, Дед, слонище преупрямый, Бабка, слонка- пятитонка, И внучата, два слоненка: Слоник, маленький сынишка, И его сестра, Слонишка. Сколько шло к воде слонов? У тебя ответ готов? | Бельевой не тугой прищепкой «кусаем» ногтевые пластинки ребенка. Просим отгадать загадку и посчитать слонов. |
Части тела | Посуда | ||
Есть на пальцах наших ногти, На руках – запястья, локти. Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь. Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп. Есть колени и спина, но она всего одна. Есть у нас на голове Уха два и мочки две. Брови, скулы И глаза, что так близки. Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой. Вот что знаем мы с тобой! | Здесь требуется только четкое указание ребенком на соответствующую часть тела в стихотворении. | Девочка Иринка порядок наводила. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в масленке, Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке!» | Показывают большой палец. Поочередно соединяют большой палец с остальными. |
Продукты питания | Новый год | ||
Пекарь, пекарь, из муки Испеки нам колобки, Да сушки – Ванюшке, Да бублики – Мишке, Да калачи - Маришке | Имитация «скатывания колобков» Поочередно соединяют большие пальцы с остальными в «колечко» | Утром дети удивились, Что за чдеса случились? Этой ночью новогодней. Ожидали, что угодно, А увидели парад: В ряд снеговики стоят, Глазки весело горят, А перед ними ёлочка Пушистая, в иголочках. | Разводят руки в стороны, подняв плечи. Сжимают и разжимают пальцы. Руками рисуют в воздухе три круга. Закрывают и открывают ладонями глаза. Хлопают в ладоши. |
Одежда, обувь, головные уборы | Мебель | ||
«Стирка» Постираю чисто, с толком Рубашку, кофту и футболку, Свитерок и брюки – Устали мои руки! | Делают движение кулачками, имитирующие стирку. Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. При повторе то же с левой рукой. Встряхивают обе руки. | Скоро мы переезжаем, Все с собою забираем. Стулья, стол, сервант, комод Переедут тоже. Вот! В новом доме будут снами Два стола, комод с вещами, Кресла два, диван, кроватка, Где братишка спит мой сладко. | Сжимают-разжим. Пальцы обеих рук одновременно. Ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь. Складывают ладони «домиком». Поочереди разгибают пальцы обеих рук на каждый предмет мебели. Сложенные вместе ладоши подкладывают под щеку. |
Зима | Зимующие птицы | ||
Как интересно нам зимой! На санках едем мы гурьбой, Потом в снежки мы поиграем, Все дружно лыжи одеваем, Потом все встали на коньки, Зимой веселые деньки! | Показывают большой палец вверх Имитируют движения по тексту. Показывают большой палец вверх | Я решил ворон считать: Раз, два, три, четыре, пять. Шесть - ворона на столбе, Семь ворона – на трубе, Восемь – села на плакат, Девять – кормит воронят… Ну а десять – это галка. Вот и кончилась считалка! | По очереди ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь. Загибают пальцы. Разгибают пальцы обеих рук на каждый счет одновременно. По очереди ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь. |
Профессии | Инструменты | ||
Профессии разные есть, Все сразу не перечесть: Доктор лечит людей, Учитель учит детей, Повар готовит обед, Пожарных смелее нет, Строитель построит нам дом: Все дружно жить будем в нем. Стены покрасит маляр, Сантехник починит кран, Электрик включит нам свет, Плотник постелет паркет, А если хочешь все знать, Ученым тебе надо стать. | Сжимают-разжим. кулачки Поочередно загибают пальцы на каждую профессию. Сводят руки над головой «крыша» Поочередно загибают пальцы на левой руке. Покачивают указательным пальцем. Дотрагиваются указат. пальцем до лба. | Мне нужны такие вещи: Молоток, тиски и клещи, Ключ, Напильник и ножовка, А всего нужней – сноровка! | Ритмично сжимают и разжимают ладони. Соединяют большой палец с остальными на правой, затем на левой руке. Ритмично сжимают и разжимают ладони. |
Транспорт | 23 февраля - день защитников Отечества | ||
Все машины по порядку Подъезжают на заправку: Бензовоз, мусоровоз, С молоком молоковоз, С хлебом свежим хлебовоз И тяжелый лесовоз. | Обеими руками «крутят руль» перед собой Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки. | Свой ремень мне подарил старший брат. Целый день я мастерил автомат. А потом – надел пилотку, Изменил слегка походку: - Левой! Левой! – через двор. У берёзы встал в дозор. Вечер. Звезды. Тишина. За спиною – вся страна. | Сводят и разводят кулаки перед грудью. Ритмично ударяют кулаками друг о друга. Надевают пилотку. Ставят руки на пояс. Маршируют на месте, ритмично двигая руками. Останавливаются, «держат автомат» 2-мя руками справа. Делают поворот головы вправо-влево. Смотрят вперед.Руку к виску – «отдают честь». |
8 марта – международный женский день | Хлеб | ||
Наши мамы Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – Мамы разные нужны, Мамы разные важны! | Разводят руки в стороны, затем крепко обнимают себя за плечи. Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца, сначала на правой, затем на левой руке. Сжимают обе ладошки в «замочек». Разводят руки , поднимают ладони вверх. | Тесто замесили мы, Сахар не забыли мы, Пироги пшеничные В печку посадили мы. Печка весело горит, Наша мама говорит: - Крошки, что останутся, Воробью достанутся. | «месят тесто» «посыпают сахар» «пекут пироги» Разводят руки ладонями вверх. Ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь. Грозят указательным пальцем. «посыпают крошки» |
Насекомые | Весна | ||
В избушке из ватрушки Живут подружки – мушки. А в пряничном домишке – Сластены – муравьишки. Оса ночует в хатке Из сладкой мармеладки, А паучок в холупке Из треснутой скорлупки. | Поочередно соединяют пальцы с большим одновременно на двух руках – на каждые две строчки. | Стучат все громче дятлы, Синички стали петь, Встает пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок, А из-под старой травки Уже глядит цветок. Раскрылся колокольчик В тени, там, где сосна. Динь-динь – звенит тихонько. Динь-динь – пришла весна! | Щепоткой стучим в ладонь. «клювики» из пальцев «открывают рот». Руки вверх и разводим в стороны. Указат. и средний пальцы правой руки «бегут». Соединяют пальцы рук и разводят в стороны. Соединяют ладони и поднимают вверх, раскрываясь. Имитируем звон колокольчика левой, правой рукой у уха. |
Космос. Первые космонавты | Рыбы | ||
Это что за потолок? То он низок, То высок, То он сер, То беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий! | Разводят руки над головой. Поочередно разгибают пальцы из кулака на обеих руках одновременно. Попеременно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь. | Мы в подводном мире, друг, Рыбы плавают вокруг: Рыба – меч, рыба – молот и рыба - пила, Рыба – удильщик и рыба – игла. | «Плывут» руками. Волнообразные движения правой, затем левой ладошкой. Поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца. |
Наша Родина - Россия | Наше село. Наша улица. | ||
- Ты, рябинушка Раскудрявая, Ты когда взошла, Когда выросла? - Я весной взошла, Летом выросла, По зорям цвела, Солнцем вызрела. | На каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с каждым пальцем, начиная с указательного, сначала на правой, затем на левой руке. | Словно улей, наша улица с утра, И летит пчелиным роем детвора, Скачет мяч, взлетает с крыши вертолет – Наша улица от нас не отстает: То на речку за околицу бежит, То на солнышке с ребятами лежит. А под вечер - лишь утихнет шум и гам – Всех ребят она проводит по домам. | Разводят руки перед собой. Локти прижимают к туловищу, делают частые махи ладонями. «Ударяют мячом» об пол, Руки разводят в стороны, делают поворот вокруг себя. Каждый палец «здоровается» с большим с нажимом на подушечку на каждое действие, на обеих руках одновременно. Правую руку вытягивают вверх, делают ритмичные махи ладонью с пружинкой. |
9 мая – День Победы | Весна. Цветы цветут. | ||
Аты - баты, аты – баты! Мы отважные солдаты! А теперь, ребятки, Встали по порядку! Каждого мы знаем. Всех пересчитаем. Первый, второй, третий, четвертый, пятый, Шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый. Вы, ребята, - молодцы! Настоящие бойцы! | Два пальца на каждой руке – человечки. Они маршируют, высоко поднимая «колени». На обеих руках растопыривают пальцы. Считают пальцы, загибая их. Показывают большие пальцы. | Как у нас на нашей грядке Сколько цветиков растет! Маргаритки, ноготки, Астры – пестрые цветки, Георгины и левкой, Выбираешь ты какой? | Большой пальчик «здоровается» с каждым пальцем в ритм по тексту, сначала на правой, затем на левой руке. Поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на левой и правой руках одновременно. Делают жест руками вперед, ладони развернуты вверх. |
Скоро в школу | Лето | ||
В школу мы с тобой пойдем, И портфель с собой возьмем. В школе будем мы читать, В школе будем мы писать, Физкультурой заниматься, И трудиться и стараться. | Шагают по столу пальцами обеих рук. Показывают кулак. Загибают пальцы одновременно на обеих руках, начиная с большого. | Скачет зайчик по стене И подмигивает мне. Перепрыгнул на картинку, Прогулялся по ботинку, Поплясал на потолке, Притаился в уголке. Вот он спрятался в кроватке. Он со мной играет в прятки. Раз, два, три, четыре, пять – Кто пойдет его искать? | Ритмично ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь. Зажмуривают один глаз. Поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно. Прижимают ладони к лицу. Сжимают - разжимают пальцы на обеих руках одновременно. Пожимают плечами, руки отведены в стороны, пальцы растопырены. |
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ
ГРУППА
(6 – 7 ЛЕТ)
Выполнила: Меркулова М.В.
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МКДОУ д/с «Ласточка»
С.Кыштовка, 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых гимнастик по лексическим темам для детей дошкольного возраста
Вашему вниманию предлагается картотека пальчиковых гимнастик, которые можно использовать для развития мелкой моторики, как часть занятия, а также в режимных моментах....
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 5-6 лет. Старшая группа.
Картотека пальчиковой гимнастики поможет учителям-логопедам детских садов сократить время при написании конспектов, повысить уровень развития мелкой моторики дошкольников и повысить интерес детей к за...
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи(6-7лет).
В материале представлены примеры пальчиковой гимнастики, направленной на развитие мелкой моторики рук, речи, памяти, внимания по лексическим темам для подготовительной к школе группы....
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности
В картотеке представлены такие лексические темы как "Осень", "Овощи", "Фрукты", "Лес. Грибы. Ягоды" и другие. Данную картотеку рекомендуется использовать в корр...
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с ТНР (старший дошкольный возраст).
Пальчиковая гимнастика способствует развитию ручного праксиса, совершенствованиию координации движения со словами, выработке чувства ритма, преодоления моторной неловкости....
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с ТНР (старший дошкольный возраст).
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темамдля детей с ТНР (старший дошкольный возраст)....
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста...