"Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста"
статья по развитию речи (младшая группа)

Наталья Александровна Ященко

Обобщение опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Центр развития ребёнка - детский сад «Гармония»

Опыта работы воспитателя  

Ященко Натальи Александровны

по проблеме

 «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»

2017

«Истоки способностей и дарования детей

– на кончиках их пальцев.

От пальцев образно говоря,

 идут тончайшие ручейки, которые

                                                            питаю источник творческой личности»

                                                                                                              В.А.Сухомлинский

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в слова, предложения и фразы. На их базе формируется связная осмысленная внешняя речь. В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи.                         Ученые отмечают большое стимулирующее значение функций руки.                                                                                   Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Поэтому я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь дошкольников с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Потому что чем больше внимания я буду уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их), тем активнее у них развиваются мозг и речь. Для достижения цели были обозначены задачи:

1. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи.

2.Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры.

3.Воспитание коммуникативных способностей в процессе общения             дошкольников с взрослыми и сверстниками.

4. Повышение компетентности родителей в вопросе   развития речи детей, мелкой моторики  с использованием пальчиковых игр.

Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук и создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.                                                 Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей младшего возраста;  недостаточный словарный запас.  Не систематически включала в работу игры и задания для развития общей моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Не всегда следила за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Поняла, что окружение ребенка (семья, родственники), в своем большинстве мало общаются с ребенком, не знают возрастных особенностей детей дошкольного возраста.  Не достаточно проводилась работа с родителями по данной проблеме. Поняла, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда может быть, достигнут наибольший эффект.                                                                                                В-первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр и методической литературы .  (Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косина «Пальчиковая гимнастика», Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева «Физкульт – привет минуткам  и паузам!» и др.) Отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми, использую в работе компьютерные технологии. Для достижения поставленных целей и задач в группе создана предметно-пространственная среда и постоянно обновляющийся сенсомоторный уголок, а также используется разнообразный материал:

- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, орехов, семечек овощей и фруктов и т.д;

- мозайка (мелкая и крупная);

- бусы и пуговицы разной величины;

- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;

- игровые планшеты для «вышивания» шнуром;

- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;

- пособия для шнуровки;

- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;

- наборы пластмассовых и деревянных палочек;

- разнообразные мелкие игрушки;

- массажные мячи;

- резиновые игрушки разной плотности;

- бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок).

   В своей работе использую разнообразные формы работы с детьми. Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект. Составила перспективный план пальчиковых игр.

Месяц

Тема

Сентябрь

«Ладушки - ладушки»

«Грибы»

«Этот пальчик - бабушка»

«Этот пальчик хочет спать»

Октябрь

«Домик»

«Поехали - поехали»

«Колобок»

«Замок»

Ноябрь

«Улитка, улитка»

«Кошка и мышка»

«Сидит белка на тележке»

«Солнышко»

Декабрь

«Зима»

«Новый год»

«Шарики»

«Ёлка»

Январь

«Части тела»

«Братья-гномики».

«Бумажный мячик»

«Погладим котенка».

Февраль

«Пальчики играют»

«Терем-теремок»

«Животные»

«Транспорт»

Март

«Пальчики в лесу»

«Бусы для мамы»

«Рыбки»

Сказка «Маленький ежик»

Апрель

«Ягоды»

                            «Бабочка»

«Веселые пальчики»

«В гостях у бабушки»

Май

«В поисках сказки»

«Играем нашими пальчиками»

«Кто приехал?»

«Пчелки»

Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, поэтому в течение дня несколько раз организую игры. Работу провожу во время утренней  гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. Использование пальчиковых игр для дошкольников учат их счету, знакомят с определением «верх – низ», «лево – право» и создают чувство уверенности в себе. Благодаря таким играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредоточиваться.                                                   Серьезное внимание стала уделять театрализованным играм (пальчиковый театр, театр перчаток и рукавичек). Создала с участием родителей для проведения самостоятельно – игровой деятельности   игрушки пальчикового театра («Теремок», «Репка», «Курочка и цыплята», «Соломенный бычок », «Волк и семеро козлят» и др.).                                               Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей. Я стараюсь максимально привлечь родителей к активному участию. Информирую родителей о состоянии речи их детей. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках  - передвижках: «Как развивать речь ребенка», «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», «Зависимость развития речи от использования пальчиковых игр», «Как и при каких условиях формируется речь детей третьего года жизни», книжку – раздвижку «Пальчиковые игры», которые обновляются по мере изучения игр. Провела родительское собрание, разработала рекомендации и памятки в которых прописывала о необходимости давать детям больше самостоятельности при одевании (застегивать, расстегивать молнии, пуговицы), т.к эти действия являются базовым, они формируют ручную умелость.

Вывод:

Пальчиковые игры, театрализованные игры, игры со шнуровками, мозайками, самомассаж и т.д. - все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребенка, психических процессов (внимание, память), развивают речевые способности детей, коммуникабельность. Для себя сделала вывод, что у детей вырос интерес к пальчиковым играм, активизировались творческие способности. Пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают упражнениями, речь детей значительно улучшилась. Для многих родителей уже не представляет секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики. Родители уделяют должное внимание развитию координации руки и используют для этого пальчиковые игры. Планирую и в дальнейшей продолжать свою работу по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых упражнений в развитии речи, мелкой моторики рук, памяти, внимания и ориентировки в пространстве для детей младшего дошкольного возраста с рекомендациями по проведению и вариантами пал...

Сообщение из опыта работы на педагогический совет "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста.

Сообщение из опыта работы " Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возрата"...

Статья на тему: "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."

Известен тот факт, как велико влияние пальчиковой гимнастики на развитие умственных и речевых способностей ребенка, а также доказано, что на пальцах и ладонях есть активные точки, массаж которых полож...

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»....

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»

М.М.Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук....

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» (2021-2022 учебный год)

М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук....

Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой личности» А. Сухомлинский Известно, что у ч...