"Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста"
статья по развитию речи (младшая группа)
Обобщение опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_palchikovyh_igr_v_razvitii_rechi_detey_mladshego_vozrasta.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Центр развития ребёнка - детский сад «Гармония»
Опыта работы воспитателя
Ященко Натальи Александровны
по проблеме
«Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»
2017
«Истоки способностей и дарования детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые
питаю источник творческой личности»
В.А.Сухомлинский
Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в слова, предложения и фразы. На их базе формируется связная осмысленная внешняя речь. В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Ученые отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Поэтому я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь дошкольников с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Потому что чем больше внимания я буду уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их), тем активнее у них развиваются мозг и речь. Для достижения цели были обозначены задачи:
1. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи.
2.Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры.
3.Воспитание коммуникативных способностей в процессе общения дошкольников с взрослыми и сверстниками.
4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием пальчиковых игр.
Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук и создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры. Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей младшего возраста; недостаточный словарный запас. Не систематически включала в работу игры и задания для развития общей моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Не всегда следила за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Поняла, что окружение ребенка (семья, родственники), в своем большинстве мало общаются с ребенком, не знают возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Не достаточно проводилась работа с родителями по данной проблеме. Поняла, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда может быть, достигнут наибольший эффект. В-первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр и методической литературы . (Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косина «Пальчиковая гимнастика», Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева «Физкульт – привет минуткам и паузам!» и др.) Отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми, использую в работе компьютерные технологии. Для достижения поставленных целей и задач в группе создана предметно-пространственная среда и постоянно обновляющийся сенсомоторный уголок, а также используется разнообразный материал:
- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, орехов, семечек овощей и фруктов и т.д;
- мозайка (мелкая и крупная);
- бусы и пуговицы разной величины;
- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;
- игровые планшеты для «вышивания» шнуром;
- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
- пособия для шнуровки;
- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;
- наборы пластмассовых и деревянных палочек;
- разнообразные мелкие игрушки;
- массажные мячи;
- резиновые игрушки разной плотности;
- бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок).
В своей работе использую разнообразные формы работы с детьми. Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект. Составила перспективный план пальчиковых игр.
Месяц | Тема |
Сентябрь | «Ладушки - ладушки» |
«Грибы» | |
«Этот пальчик - бабушка» | |
«Этот пальчик хочет спать» | |
Октябрь | «Домик» |
«Поехали - поехали» | |
«Колобок» | |
«Замок» | |
Ноябрь | «Улитка, улитка» |
«Кошка и мышка» | |
«Сидит белка на тележке» | |
«Солнышко» | |
Декабрь | «Зима» |
«Новый год» | |
«Шарики» | |
«Ёлка» | |
Январь | «Части тела» |
«Братья-гномики». | |
«Бумажный мячик» | |
«Погладим котенка». | |
Февраль | «Пальчики играют» |
«Терем-теремок» | |
«Животные» | |
«Транспорт» | |
Март | «Пальчики в лесу» |
«Бусы для мамы» | |
«Рыбки» | |
Сказка «Маленький ежик» | |
Апрель | «Ягоды» |
«Бабочка» | |
«Веселые пальчики» | |
«В гостях у бабушки» | |
Май | «В поисках сказки» |
«Играем нашими пальчиками» | |
«Кто приехал?» | |
«Пчелки» |
Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, поэтому в течение дня несколько раз организую игры. Работу провожу во время утренней гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. Использование пальчиковых игр для дошкольников учат их счету, знакомят с определением «верх – низ», «лево – право» и создают чувство уверенности в себе. Благодаря таким играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредоточиваться. Серьезное внимание стала уделять театрализованным играм (пальчиковый театр, театр перчаток и рукавичек). Создала с участием родителей для проведения самостоятельно – игровой деятельности игрушки пальчикового театра («Теремок», «Репка», «Курочка и цыплята», «Соломенный бычок », «Волк и семеро козлят» и др.). Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей. Я стараюсь максимально привлечь родителей к активному участию. Информирую родителей о состоянии речи их детей. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках - передвижках: «Как развивать речь ребенка», «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», «Зависимость развития речи от использования пальчиковых игр», «Как и при каких условиях формируется речь детей третьего года жизни», книжку – раздвижку «Пальчиковые игры», которые обновляются по мере изучения игр. Провела родительское собрание, разработала рекомендации и памятки в которых прописывала о необходимости давать детям больше самостоятельности при одевании (застегивать, расстегивать молнии, пуговицы), т.к эти действия являются базовым, они формируют ручную умелость.
Вывод:
Пальчиковые игры, театрализованные игры, игры со шнуровками, мозайками, самомассаж и т.д. - все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребенка, психических процессов (внимание, память), развивают речевые способности детей, коммуникабельность. Для себя сделала вывод, что у детей вырос интерес к пальчиковым играм, активизировались творческие способности. Пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают упражнениями, речь детей значительно улучшилась. Для многих родителей уже не представляет секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики. Родители уделяют должное внимание развитию координации руки и используют для этого пальчиковые игры. Планирую и в дальнейшей продолжать свою работу по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Роль пальчиковых упражнений в развитии речи, мелкой моторики рук, памяти, внимания и ориентировки в пространстве для детей младшего дошкольного возраста с рекомендациями по проведению и вариантами пал...
Сообщение из опыта работы на педагогический совет "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста.
Сообщение из опыта работы " Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возрата"...
Статья на тему: "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."
Известен тот факт, как велико влияние пальчиковой гимнастики на развитие умственных и речевых способностей ребенка, а также доказано, что на пальцах и ладонях есть активные точки, массаж которых полож...
Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»....
Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»
М.М.Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук....
Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» (2021-2022 учебный год)
М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук....
Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой личности» А. Сухомлинский Известно, что у ч...