Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».
консультация (младшая группа)

Андрюшина Наталья Геннадьевна
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой личности» А. Сухомлинский Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная, тактильно-двигательная\ память, которая помогает запоминать, потрогав, показав что-либо движением. Поэтому на протяжении всей жизни мы пользуемся огромным количеством жестов, которые часто заменяют нам слова или дополняют их. Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. В тоже время, чтение стихов, потешек с их четким ритмом помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает ритм речи и интонацию. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. И лучше начать заниматься ими как можно раньше, поскольку именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школе. Поэтому я и выбрала тему моего опыта «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста». Я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь дошкольников с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность пальчиковые игры. Потому что, чем больше внимания я буду уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их, тем активнее у них развиваются мозг и речь. Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук. Создать условия для развития речи детей через пальчиковые игры. Проанализировав свою работу, столкнулась с недостаточностью сформированной речи у детей младшего возраста; недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь, поняла, что окружение ребенка (семья, родственники) в своем большинстве мало обращаются с ребенком, не знают возрастных особенностей детей младшего возраста. В первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей младшего возраста и изучения методической литературы: Е. Косина «Пальчиковая гимнастика», Т. Ю. Бардышева «Разговорчивые пальчики», статьи в журналах «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание». Отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми, регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии. Только систематическая работа может дать положительный результат. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно-развивающую среду, используя разнообразный материал: • различные коробочки с бусинками, пуговицами разной величины; • фасоль и зерна кукурузы; • мозаика (мелкая и крупная); • веревочки разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетение косичек; • разнообразные мелкие игрушки. Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные очки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Работа с пластилином так же «активизирует» эти точки. При выполнении упражнений вовлекаю, по возможности, все пальцы рук. Слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Кроме этого, живя в Республике Северная Осетия, нельзя забывать о наших традициях – это национальная кухня. Мною было проведено ряд занятий, бесед на тему6 «Пироги нашей бабушки». Одной из частей занятия была практическая часть, где с детьми учились лепить пироги. Театрализованные игры (пальчиковый театр, театр рукавичек, являются эффективным средством речевого развития детей. Театральные приемы используют на занятиях по развитию речи. Создала с участием родителей игрушки пальчикового театра для проведения самостоятельно-игровой деятельности: «Маша и медведь», «Колобок», «Кошкин дом». Для многих родителей уже не секрет тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики, стали больше внимания уделять развитию координации руки и стали использовать для этого пальчиковые игры. Опыт работы с детьми подтвердил, что уровень развития детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой личности»

А. Сухомлинский

Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная, тактильно-двигательная\ память, которая помогает запоминать, потрогав, показав что-либо движением. Поэтому на протяжении всей жизни мы пользуемся огромным количеством жестов, которые часто заменяют нам слова или дополняют их.

Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. В тоже время, чтение стихов, потешек с их четким ритмом помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает ритм речи и интонацию. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. И лучше начать заниматься ими как можно раньше, поскольку именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школе.

Поэтому я и выбрала тему моего опыта «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».

Я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь дошкольников с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность пальчиковые игры. Потому что, чем больше внимания я буду уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их, тем активнее у них развиваются мозг и речь. Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук. Создать условия для развития речи детей через пальчиковые игры.

Проанализировав свою работу, столкнулась с недостаточностью сформированной речи у детей младшего возраста; недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь, поняла, что окружение ребенка (семья, родственники) в своем большинстве мало обращаются с ребенком, не знают возрастных особенностей детей младшего возраста.

В первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей младшего возраста и изучения методической литературы: Е. Косина «Пальчиковая гимнастика», Т. Ю. Бардышева «Разговорчивые пальчики», статьи в журналах «Ребенок в детском саду»«Дошкольное воспитание».

Отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми, регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии.

Только систематическая работа может дать положительный результат. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно-развивающую среду, используя разнообразный материал:

• различные коробочки с бусинками, пуговицами разной величины;

• фасоль и зерна кукурузы;

• мозаика (мелкая и крупная);

• веревочки разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетение косичек;

• разнообразные мелкие игрушки.

Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные очки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Работа с пластилином так же «активизирует» эти точки. При выполнении упражнений вовлекаю, по возможности, все пальцы рук. Слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Кроме этого, живя в Республике Северная Осетия, нельзя забывать о наших традициях – это национальная кухня. Мною было проведено ряд занятий, бесед на тему6 «Пироги нашей бабушки». Одной из частей занятия была практическая часть, где с детьми учились лепить пироги.

Театрализованные игры (пальчиковый театр, театр рукавичек, являются эффективным средством речевого развития детей. Театральные приемы используют на занятиях по развитию речи. Создала с участием родителей игрушки пальчикового театра для проведения самостоятельно-игровой деятельности: «Маша и медведь»«Колобок»«Кошкин дом».

Для многих родителей уже не секрет тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики, стали больше внимания уделять развитию координации руки и стали использовать для этого пальчиковые игры.

Опыт работы с детьми подтвердил, что уровень развития детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых упражнений в развитии речи, мелкой моторики рук, памяти, внимания и ориентировки в пространстве для детей младшего дошкольного возраста с рекомендациями по проведению и вариантами пал...

Сообщение из опыта работы на педагогический совет "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста.

Сообщение из опыта работы " Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возрата"...

Статья на тему: "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."

Известен тот факт, как велико влияние пальчиковой гимнастики на развитие умственных и речевых способностей ребенка, а также доказано, что на пальцах и ладонях есть активные точки, массаж которых полож...

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»....

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»

М.М.Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук....

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» (2021-2022 учебный год)

М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук....