Статья о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Волкова Елена Андреевна

Роль пальчиковых упражнений в развитии речи, мелкой моторики рук, памяти, внимания и ориентировки в пространстве для детей младшего дошкольного возраста с рекомендациями по проведению и вариантами пальчикох игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья про пальчиковые игры18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Статья о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Очень часто родители воспитанников детских садов и молодые воспитатели спрашивают зачем с детьми младшего дошкольного возраста проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры.

В этой статье я хочу рассказать о пользе пальчиковых игр для развития малышей.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Можно предложить пальчиковые игры с разнообразным мелким подручным реквизитом – бусинами, карандашами, тканью, бумагой и т. п. пальчиковая гимнастика поможет предупредить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть это отставание.

Отечественные ученые (В.М.Бехтерев, М.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.), которые изучали деятельность мозга, психику детей, подтверждают связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев. В ходе исследований была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому, чтобы научить ребенка правильно говорить, необходимо не только заниматься произносительной стороной речи, но и развивать подвижность пальцев.

Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.

С возрастом пальчиковые игры усложняются – можно разыгрывать целые сцены.

Игры с пальчиками – это театр, актеры которого всегда с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев веселые лица и придать им большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки; можно вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т.п.

Рекомендации по проведению игр:

  • Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.
  • Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции.
  • Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач – сложная задача может сразу отбить интерес к игре.
  • Длительность игр с 2-х летними малышами – 5-10 мин., с детьми 3-4 лет – 15 мин., с 5-6 лет – 25 минут.
  • Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить игру до более подходящего времени.
  • Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится.

Предлагаю вам несколько пальчиковых игр для занятия с ребенком дома.

Ледоход

В эту игру хорошо играть вдвоем –  втроем.

Треск и грохот там и тут -              

Льды по реченьке плывут.

Натыкаются, теснятся,    

Друг на дружку льды  ложатся.

Бух - бум, бух - бум –

Вот так грохот, вот так шум!

Ладони рук (льдины) движутся параллельно полу.

Ладони рук ребрами сталкивать друг с другом, продолжая движение.

Ладони рук медленно наползают друг на друга, продолжая движение параллельно столу.

Ладони рук снова ребрами сталкивать друг с другом.

Наперсток

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно,

Пальцу колко.

А наперсток в тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг!

Говорит иголке:

- Шей,

А колоться ты не смей!

Левая ладонь раскрыта, в правой руке воображаемая иголка; шьет и задевает кончик указательного пальца левой руки.

Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.

«Шьют»

Грозят указательным пальцем левой руки.

Гусеничка

Рано гусеничка встала,

Потянулась, позевала.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышла в сад она гулять.

На травинку заползала

И немножечко устала.

Раз, два, три, четыре, пять –

Захотелось ей поспать.

Улеглась под одеяло,

Снов увидела немало.

А когда пора настала,

Бабочкой красивой стала!

Рука сжата в кулак (гусеница спит).

Указательный и большой пальцы выпрямить и подушечками поставить на стол (гусеница встала), остальные пальцы прижаты к ладони.

Указательный и большой пальцы медленно сгибать и вытягивать на столе (гусеница тянется).

Указательный и большой пальцы медленно сгибать и вытягивать на столе (гусеница ползет).

Указательный и большой пальцы (гусеницу) перемещать по карандашу (травинке).

Руку сжать в кулак (гусеница спит).

Кулак (гусеничку) накрыть ладонью другой руки.

Локти поставить на стол, руки ладонями к себе. Руки скрестить и сцепить большие пальцы (тельце бабочки). Помахать кистями рук (крыльями бабочки).

Ссора рыб

Окунь, сом, лещ, ерш, карась

Обругали щуку всласть.

Щука долго их терпела,

А потом взяла и съела.

Дети разгибают пальцы на левой руке, перечисляя рыб.

Прижатыми друг к другу пальцами изображают щуку.

Мизинец пр. руки то прижимается к остальным пальцам, то отводится от них.

Пальцы пр. руки обхватывают все пальцы левой руки.

Желаю вам успехов и приятных минут общения с ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".

Для развития мелкой моторики используются пальчиковая гимнастика и пальчиковый массаж, но лучше, если активность пальцев ребенка будет представлена в структуре игры, где игровые действия происхо...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Статья на тему: "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."

Известен тот факт, как велико влияние пальчиковой гимнастики на развитие умственных и речевых способностей ребенка, а также доказано, что на пальцах и ладонях есть активные точки, массаж которых полож...

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»....

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

 Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вартантов радостного общения. В статье приводятся примеры пальчиковых игр....

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...