Консультация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Дары Фрёбеля».
консультация по развитию речи
Консультация для педагогов из опыта работы с "Дарами Фрёбеля"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Дары Фрёбеля».
Педагогу всегда хочется поделиться с коллегами чем-то хорошим и полезным. «Новое — это хорошо забытое старое!» — гласит старая известная поговорка, и это не случайно. Я хочу представить вашему вниманию наборы «Дары Фрёбеля». Разработчиком данного набора является Фридрих Вильгельм Август Фрёбель — известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
Вы спросите. почему наш выбор пал именно на набор «Дары Фрёбеля»? Задачи, которые стоят перед воспитателем в процессе его работы очень разнообразны. Работа с детьми с нарушениями речи имеет несколько направлений:
- развитие речи и владение техникой речи;
- развитие различных видов мышления (наглядно-образного, словестно - логического (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, величина, форма, развитие зрительного восприятия и узнавания, фонетико - фонематических представлений, формирование звукового анализа;
- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, развитие артикуляционной моторики.
Все данные направления работы и задачи, которые поставлены перед воспитателем я решаю с помощью игрового набора «Дары Фребеля». Формировать речь Фрёбель предлагал с помощью развития мелкой моторики, как показывает практика, ребенок, который выполняет много упражнений с небольшими предметами, и говорить начинает значительно раньше других детей.
Наборы «Дары Фрёбеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому мы обогащаем не только непосредственно образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Используем как в совместной деятельности с детьми, так и в индивидуальной работе.
Используя игровой набор «Дары Фрёбеля» на своих занятиях, я решаю следующие задачи:
• упражняю в названии прилагательных, обозначающие сенсорные эталоны (большой-маленький, широкий-узкий, высокий-низкий, длинный-короткий);
• учу конструировать по образцу и замыслу;
• учу детей составлять предложения и небольшие рассказы;
Тем самым решаю задачу по развитию связной речи у детей. Использую системно-комплексный подход в развитии связной речи, использую анимации произведений для повышения эффективности развития и запоминания сюжета.
Одним из наиболее интересных и продуктивных занятий с детьми является составление и выкладывание сюжета сказки при помощи «Даров Фрёбеля».
Мною продуманы и реализуются на практике этапы работы по развитию связной речи дошкольников, а так же, развитие речевого творчества, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц через воображение детей.
На 1 этапе актуальны приемы, такие как чтение художественных произведений. Я знакомлю детей с разными сторонами действительности: культурными нормами, миром взаимоотношений, миром собственных переживаний, явлениями живой и неживой природы. Эта работа, в основном, проводится в свободное от занятий время, часть произведений может быть рекомендована для чтения дома.
На 2 этапе учу детей схематизации сказок. На данном этапе мы предлагаем детям с помощью метода мнемотехники, плоскостного моделирования, опорных схем, пиктограмм пересказать сказку (использую пособие «Дары Фрёбеля»).
На 3 этапе знакомлю детей с методами, использование которых помогает создавать текст какого-либо типа. Например, для решения задач 3 этапа я использую:
Прием придумывания окончания сказки.
Цель: научить придумывать различные варианты окончания сказки.
В ходе него я рассказываю детям начало какой либо сказочной истории до того момента, пока не появятся все герои и не возникнет проблемная ситуация. Детям предлагается продолжить сказку, придумать новое окончание.
Следующий прием - это прим исправления сказки.
Цель: учить детей понимать юмористические ситуации, которые получаются в результате изменения героев и их действий в знакомой сказке. Учить самостоятельно переделывать текст сказки.
Ход: Дети исправляют каждое предложение в выбранной знакомой сказке, затем один ребенок повторяет ее новый вариант.
4 этап завершающий. Реализация фантастического содержания должна идти и в продуктивной деятельности ребенка (рисование, лепка, запись сюжета сказки с помощью диктофона). После сочинения сказочной истории, дети иллюстрируют ее, изображая созданные образы на картинках, дополняя их новыми деталями и здесь нам на помощь приходит замечательный набор «Дары Фрёбеля».
Используя данные методы и приёмы, ребенок должен достичь определенного уровня развития, который определяет наличие таких качественных характеристик, как умение мыслить нешаблонно, высказывать необычные идеи, не бояться противоречий, проявлять индивидуальность в суждениях.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания и силы голоса
Дар № 1 – текстильные мячи.
Научить ребенка дуть на мячик, который педагог держит за веревочку перед лицом ребенка на уровне его рта.
«Кто дольше?». Устроить соревнования между детьми или дуть вместе с ребенком - чей мячик будет дольше летать. Следить, чтобы вдох был через нос, а выдох – через рот, плавный.
Протягивание различных гласных звуков, дар № 12 – мозаика, шнуровка: вложить в ладонь ребенка длинный шнурок из комплекта и предложить спрятать его в кулаке. Другой рукой ребенок берется за кончик шнурка и, вытягивая его из кулака, непрерывно поет заданный гласный звук. Усложнение: предложить ребенку произносить звуки с различной громкостью.
Упражнения на формирование навыков звукового анализа.
Познакомить детей с понятием «слово» и его графическим (схематическим) изображением – прямой линией (палочки из Дара № 8). Составить предложение по картинке. Посчитать количество слов в предложении, составить схему предложения, используя палочки из Дара № 8.
Деление слов на слоги: под схематичным обозначением слова, выкладываем столько коротких палочек, сколько слогов в этом слове (с помощью этого упражнения формируем у детей представление о слоге как части целого слова).
Звуковой анализ слова: под схематичным обозначением слова, выкладываем с помощью фишек красного, синего, зеленого цвета, звуковую схему слова.
Собираем слово по звукам, Дар № 11 – цветные тела: педагог называет слово по звукам и нанизывает на шнурок фигуры, ребенок называет слово целиком.
Педагог выкладывает из фишек схему слова (Дар №7), ребенок выбирает картинку, подходящую по звуковому составу к этой схеме.
«Цепочка слов» (Дар № 11 – цветные тела): педагог предлагает детям собрать цепочку слов от заданного слова, так, чтобы каждое следующее слово начиналось на последний звук предыдущего. За каждый верный ответ дети нанизывают на свой шнурок фигуру. В конце игры сравнить результаты и определить победителя.
Упражнения на развитие связной речи.
Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению: его ответы у доски, рассуждения, пересказ текста, составление изложения, сочинения.
«Построй дом (башню, дворец, крепость), Дар №7,№8,№9». Предложить ребенку, во время постройки, рассказать, что он делает, какую деталь берет, какая она по размеру, форме, цвету, куда и почему ставит. Какие детали внизу, какие наверху. Начинать следует с небольших построек. Вначале ответить на вопросы педагога полными предложениями, а затем объединить предложения в рассказ.
С помощью различных предметов из набора «Дары Фребеля» сложить план-схему короткого рассказа или сказки. Подробно объяснить, почему именно так изобразил предметы и объекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/01/picture-911892-1491044153.jpg)
Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Вопрос усвоения грамматических норм детьми старшего дошкольного возраста является чрезвычайно значимым и актуальным, поскольку дошкольный возраст – это время интенсивного развития речи и, ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1122020-1675022744.jpg)
Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Продемонстрировать педагогам практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии детей 5-6 лет логико-математического мышления через дидактические игр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/17/picture-38838-1637129728.jpg)
Семинар - практикум "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством даров Ф. Фребеля"
Рекомендации по развитию речи посредством "Даров Фребеля"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-843215-1478268327.jpg)
«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях ФГОC»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени &ndash...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/05/picture-1425538-1664986976.png)
Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Звуковая ромашка»
Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (ре...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/03/picture-1420738-1712132401.jpg)
Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игрового набора «Дары Фребеля»
Статья рассматривает вопрос развития пространственного мышления детей дошкольного возраста посредством игрового набора "Дары Фребеля"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/24/picture-1497401-1706104803.jpg)
Самообразования «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи...