Конспект интегрированного познавательно-речевого занятия "Утюг"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Шумкова Анна Валериевна

В ходе деятельности дети не только знакомятся с утюгом как с предметом быта, но узнают историю его появления и развития. Дети актуализируют знания по лексической теме "Электроприборы", выполняют задания на развитие внимания, памяти, мышления, графических навыков, развивают знаково-символическую деятельность. Данный конспект поможет сформировать или закрепить у детей компоненты речевой системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_utyug.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию

Тема: «Утюг»

Возраст: 6-7 лет

Автор: Шумкова А.В.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с историей утюга. Актуализировать словарь по темам «Электроприборы», «Одежда и головные уборы», «Ткани»

Закреплять умение использовать антонимы прилагательных, определять количество слогов в слове.

Развивающие:

 Развивать внимание, мышление, память, ориентировку на плоскости, в линейном ряду. Закрепить в памяти детей понятий «справа», «слева», «снизу», «сверху», «между». Развивать знаково-символическую деятельность.

Воспитательные:

Закреплять правила пользования электроприборами. Формировать умения сотрудничать, взаимодействовать в процессе деятельности.

Сохранять здоровье детей путем проведения физкультминуток.

Оборудование: презентация «История утюга», современный утюг, раздаточные карточки:  «Найди утюгу подходящую подставку», «Гладильные доски», «Погладь утюжками вещи», карандаши простые и красные. Памятки «Правила безопасности при работе с утюгом».

Ход занятия

На слайде презентации изображение магазина электроприборов.

В. Ребята, внимательно рассмотрите предметы, назовите их. Как вы думаете, в каком магазине мы находимся? Как одним словом назвать эти предметы?

Дети. Это электроприборы.

В. Совершенно верно! А теперь будьте внимательны. Назовите предметы на верхней полке. Теперь на нижней. Назовите предмет справа от пылесоса. Назовите предмет слева от вентилятора. А теперь тот, что находится в правом верхнем углу. В левом верхнем углу. В правом нижнем углу. В левом нижнем углу. Назовите предмет справа от стиральной машины. Назовите предмет слева от холодильника.

Предмет, о котором будет идти сегодня речь, находится справа от стиральной машинки.

Дети. Это утюг!

В. Для чего людям нужен утюг? Что стало бы, если вдруг на земле исчезнут все утюги?

Дети. Утюгом гладят, чтобы одежда была опрятная, не мятая.

В. (рассказ сопровождается показом слайдов)Да, правильно, и сегодня мы узнаем много нового об этом приборе. Люди всегда хотели выглядеть опрятно. Конечно, когда их одеждой были грубые шкуры животных, они не думали, как их разгладить. Но постепенно шкуры сменила одежда из тканей, и тут понадобились приспособления, которыми можно сделать ткань гладкой. Сначала люди даже не гладили, а просто хорошо встряхивали белье после стирки, высыхая, оно не было слишком мятым. Затем заметили: если положить ткань подо что-то тяжелое, например, камень, то складки разглаживаются. А уже позднее догадались  использовать горячие предметы, ведь они делали процесс разглаживания еще проще. Например, в Древней Греции  научились не только выравнивать, но и плиссеровать (то есть делать складки) одежду с помощью нагретого на огне металлического прута.  Самый первый примитивный утюг представляет собой кусок металл с плоской подошвой, железной ручкой и заостренным носиком. Такие утюги найдены в Китае, их возраст более двух тысяч лет. Так же в Китае для глаженья использовали глубокую сковородку, в которую насыпали угли, или, если ткань была шелковой, - раскаленный песок.

В России тоже придумали приспособление для глажки: наматыали одежду или белье на скалку и проводили «рубелем» (ребристой доской). Это называлось – катать рубелем. Правда, от такого «катания» ткань быстро приходила в негодность, хотя ткани были достаточно плотными и грубыми.

В городах, где люди были побогаче, а одежда изготовлена из тканей потоньше,  в качестве утюгов  использовали стеклянные шары, заполненные горячей водой. В средние века гладили одежду массивными металлическими лодочками с ручками. Такой утюг обычно нагревали  на печке, на плите.. Эти утюги  очень долго хранили в русских деревнях, дошли они и до нашего времени.

В 17 веке в России появился угольный утюг. Он представлял собой железную коробку с ручкой, которая открывалась и внутрь засыпались угольки. А еще у некоторых была труба, как у самовара, для улучшения тяги. В народе угольный утюг называли «духовой», поскольку его нужно было постоянно раздувать. Плохо было то, что иногда угольки выпадали из отверстий и прожигали одежду. И еще он был очень тяжелым.  

В  19 веке у домохозяек самыми популярными стали спиртовые утюги. Они не коптили, не прожигали одежду, не пачкали ее. Разогревался такой утюг минут за десять и весил намного меньше угольного. Когда ткани стали тоньше, а на одежде появилось много складок и оборок, понадобились утюги разного размера и формы, чтобы разглаживать изделия в труднодоступных местах.

И только в 19 веке, в 1882 году, появились первые электрические утюги. Правда, вначале их только нагревали при помощи электричества, а потом выключали и гладили таким нагретым утюгом. А после остывания опять нагревали. Что мы можем рассказать о современных утюгах? Из каких деталей состоит? Из каких материалов сделаны?

Беседа о строении утюга и материалах.

Д. Утюги состоят из корпуса, подошвы, ручки, шнура с вилкой.

В. Из каких материалов сделаны части?

Д. Корпус пластмассовый и металлический. Ручка пластмассовая. На старых утюгах бывает деревянной. Подошва металлическая. Шнур резиновый. Вилка пластиковая и железная.

В. Почему ручку не сделали металлической?

Д. Металл нагревается, можно обжечь руку.

В. Для чего нужны отверстия на поверхности подошвы?

Д. Через них выходит горячий пар, чтобы материал легче было отгладить.

Развитие внимания. Игра «Найди утюгу подставку».

В. А еще утюгам нужна подставка. Что может случиться, если горячий утюг оставить на ткани?

Д. Ткань загорится, случится пожар.

В. Верно. Вот мы и найдем каждому утюгу подходящую подставку.

Дети рассматривают картинку и находят каждому утюгу свою подставку.

Образование антонимов.

В. Итак, у нас есть утюги, расскажите какие они и подберите «слова наоборот».

Маленький -…, легкий - …, подошва утюга горячая -…, поверхность гладкая - …, старый - …, подошва широкая - …, провод длинный - ….

Дети дают ответы.

Динамическая минутка (показывают действия в соответствии с текстом).

В. Но прежде чем гладить, надо вещи постирать.

Дети выходят в центр группы.

Отдыхать нам неохота, ждет нас важная работа.

Грязное белье не любим, и стирать сейчас мы будем.

В таз водички набираем, нашу стирку начинаем.

Долго мылом натирали, сильно пальцы напрягали.

Сильно пальцы напрягали, пятна грязи оттирали.

В тазике прополоскали, воду много раз меняли.

Полоскали-полоскали, воду еще раз меняли.

Постирали мы белье. Ох и чистое оно!

На носочки становись! До веревки дотянись!

Ветерком его обдует, и сухой одежа будет.

Повисит оно чуток, будет нужен утюжок.

В. Ну вот белье высохло. Можно приступить к глажке. Но все ткани требуют разной температуры. Какие ткани вы знаете?

Д. Из шелка – шелковая, из шерсти – шерстяная, из капрона – капроновая, изо льна – льняная, а также атласная, трикотажная.

В. Да, и поэтому у каждого утюга есть терморегулятор, с помощью которого можно управлять нагревом подошвы. А что еще нужно для глажки? Конечно, гладильная доска!

Найдите доски с одинаковым рисунком.

Развитие навыков слогового анализа.

Детям раздают карточки «Погладь утюжками вещи» и карандаши.

На картинке 4 утюга с 1, 2, 3, 4 кнопками на корпусе. Снизу предметы: полотенце, халат, наволочка, простыня, юбка, футболка, майка.

В. Дети, вы уже знаете, что на утюге есть регулятор. А на наших утюжках есть знаки – кнопки. Утюгом с одной кнопкой можно погладить вещи, в названии которых есть только один слог. Если две кнопки, то погладим вещи, в название которых состоит из 2-х слогов. Если три кнопки, погладим вещи, в названии которых – три слога, и если на утюге 4 кнопки, то погладим вещи, в названии которых – четыре слога.

Закрепление правил безопасного обращения с утюгом.

В. Как нужно обращаться с утюгом, чтобы не случилась беда? Давайте вспомним.

Д. Пользоваться утюгом могут только взрослые. Нельзя оставлять утюг включенным. После того, как погладили, нужно ставить утюг на специальную подставку. Нельзя наливать воду в утюг, если он включен. Утюг нужно держать за ручку, нельзя касаться его подошвы, когда он нагрет.

В. Правильно, молодцы. Раздам вам памятки, на которых эти правила зарисованы. Чтобы вы лучше запомнили, обведем их в красные круги и еще раз повторим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного познавательно - речевого занятия подготовительной группы Волшебница- вода

Ход занятия.-Ребята, хотите, я сегодня расскажу, вам сказку? Вот послушайте. -У Матушки-Водицы была большая семья: сыновья - Дождь, Туман, Иней, Снег, Град, Лед; дочери – Роса, Капель, Снеж...

конспект интегрированного познавательно речевого занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшей группы на тему: "Все работы хороши-выбирай на вкус!"

Праздник день воспитателя детского сада отмечается 27 сентября – в день, когда был открыт первый в России детский сад – учреждение, где воспитатель является полномочным представителем ребенка, который...

Конспект интегрированного познавательно - речевого досуга "Необычный гость"

Данный досуг направлен на развитие творческого мышления и воображения и служит для закрепления приемов работы по системе ТРИЗ ( морфологический анализ, метод фокальных объектов). Использование элемент...

Конспект интегрированного познавательно-речевого занятия с элементами проектной деятельности для детей 4-5 лет "Прогулка в лес"

Уточнить и закрепить знания детей о диких животных, знакомить с жизнью животных в зимнем лесу; развивать познавательный интерес, наблюдательность; связную речь, умение придерживаться схем – моде...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ С АППЛИКАЦИЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР "ПЕРВЕНЕЦ ВЕСНЫ-ПОДСНЕЖНИК" ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

КОНСПЕКТ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗПР ПОДГОТОВТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ,В НЕМ ПОКАЗАН СИНТЕЗ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО. ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА....

Конспект НОД по интегрированному познавательно-речевому развитию, с помощью интерактивной доски «В гостях у бабушки Матрёны»

Конспект НОД по интегрированному познавательно-речевому развитию, с помощью интерактивной доски «В гостях у бабушки Матрёны»...