«Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
материал по развитию речи

Чичерова Ольга Геннадьевна

Материал предназначен для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_dokument_microsoft_word.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Деловая игра «Развиваем речь»

Викторина для педагогов

«Все о речи»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:
Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.
Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.

 Вступление

 Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста.

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка. Важно подчеркнуть, что культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.  Речи воспитателя должны быть присущи абсолютная грамотность, четкость, выразительность, точность и правильность словесных обозначений.

Сегодня мы проведем викторину по теме “Красивую речь приятно слушать”.

Сегодня мы проведем викторину по теме «Все о речи». У вас будет прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, объективно оценить знания своих коллег по данной теме.

(Разделиться на команды. Придумать название команды.)

1 задание - разминка “Вопрос-ответ” (ведущие)

1 команда

2 команда

  • Что такое звуки? (Звуки это то, что мы произносим и слышим)
  • Сколько в русском языке гласных букв? (10)
  • Книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке с толкованиями. (Словарь).
  • Речь одного лица, обращенная к слушателям. (Монолог).

 

  • Что такое буквы? (Это знак, которым на письме обозначается тот или иной звук)
  • Сколько в русском языке согласных букв? (21)
  • Книга для изучения алфавита (азбука, букварь)
  • Тип речевой коммуникации осуществляющейся в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками. (Диалог).

 2 задание Конкурс «Вопрос-ответ» (педагоги)

Команды по очереди задают вопрос противоположной команде.

1 команда

  • Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

- Формирование словаря.

- Звуковая культура речи.

- Формировать грамматический строй речи.

- Развивать связную речь.

- Ознакомление с художественной литературой.

2 команда

  • Что мы понимаем под развитием речи ребенка?

Развитие речи - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.

1 команда

  • Каковы задачи по формированию словаря?

Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

2 команда

  • Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи дошкольников?

Работу над морфологией (изменение по родам, числам, падежам), лексикой (образование одного слова на базе другого), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

1 команда

  • Что такое диалог?

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой — либо ситуацией.

  • Назовите формы диалогической речи?

- разговор

- беседа

  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи?

С младшей группы.

2 команда

  • Что такое монолог?

Монолог — это речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?

Со средней группы.

1 команда

  • Какой прием считается ведущим при организации беседы?

Вопросы.

2 команда

  • В каких видах деятельности развивается речь ребенка?

- Д/игры;

- С/игры;

- С/игры;

- Р/игры;

- Режимные моменты;

- Прогулки;

- Занятия.

3 задание “Весёлый поэт”

Что такое чистоговорки?

Чистоговорка - набор слов и фраз, предназначенных для тренировки речевых произносительных навыков.

Ваша задача – придумать чистоговорки

например:

та-та-та – мы увидели кота;

ту–ту–ту- -молока дадим коту;

ас-ас ас – свет погас

ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду                                                                    

СУ – СУ – СУ - погуляем мы в лесу                                                                                          

СА – СА – СА - рыжая лиса                                                                                    

ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ -  колокольчик у козы                                                              

ЗА – ЗА – ЗА - на лугу стоит коза                                                                           

МА – МА – МА – деревянные дома                                                                                                  

ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло                                                                         

4 задание “Подбери слова”

Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей.

Русский язык очень богатый и образный. То или иное чувство, переживание, явление, событие можно выразить огромным количеством слов.

Чем больше ребёнок слышит в обычной разговорной речи взрослых (воспитателей) красивых, выразительных слов, тем больше впитывает он гармонию слова.

Придумать как можно больше слов-определений про ОСЕНЬ. Осень КАКАЯ? 

(золотая, ранняя, поздняя, сырая, дождливая, хмурая, солнечная, тёплая, сухая, листопадная и т.д.)

(По очереди каждый член каждой команды называет по 1 слову. Не повторяться!)

СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ: Что ДЕЛАЕТ осенний лист?  (желтеет, краснеет, сохнет, падает, летит, опадает, кружится, преет, плавает (в луже), шуршит, скручивается и т.д.)

5 задание «Подбери слова»

Придумать как можно больше слов-определений про ЗИМУ. Зима КАКАЯ?

(По очереди каждый член каждой команды называет по 1 слову. Не повторяться!)

СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ: Что ДЕЛАЕТ снежинка?

Задание 5 Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

1 команда:
Яркие слова– (солнце, лето, картинка, звезда)
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)

2 команда:

Быстрые слова- (ракета, самолет, тигр, орел).

Кислые слова – (яблоко, сок, лимон, борщ, кефир)

Легкие слова – (шар, пух, снег, вата)

6 задание «Отгадай-ка»

Отгадать загадки:

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова,

Поют – кто в лес, кто … (по дрова) !

Ребята слушать их не станут:

От этих песен уши … (вянут) !

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет … (до корней волос).

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь … (землю провалиться).

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши … (бил) с утра!

Медвежья услуга, кто в лес, кто по дрова, уши вянут, краснеть до корней волос, готов сквозь землю провалиться, бить баклуши – что это за выражения? (Это фразеологизмы).

7 задание Фразеологизмы

Русский язык очень богат на свои слова и выражения. Очень часто один и тот же смысл можно выразить по-разному. В этом часто приходят нам на помощь выразительные средства языка - фразеологизмы.

Что такое фразеологизмы?

Фразеологизм — это не очень большая фраза, как правило, она имеет переносное значение, хотя вполне может выражать и обычный смысл  .

 

1 команда

2 команда

объяснить смысл фразеологизма.

Тяжел на подъем

Водить за нос

Вот где собака зарыта

Заварить кашу

Тянуть кота за хвост

Летать в облаках

8 задание «Составь пословицу». 

Педагогам раздаются по листку бумаги, на котором написано по два слова из известных пословиц. Задача – как можно быстрее составить пословицы, в которых бы встречались указанные слова.

1. Перо – топор. (Что написано пером, не вырубишь топором)

2. Шило – мешок. (Шила в мешке не утаишь)

3 Время – потеха. (Делу время, потехе час)

4. Слово – воробей. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь)

5. Читает – знает. (Кто много читает, тот много знает)

6. Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров)

7. Труд – пруд. (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда)

8. Огонь – вода. (Правда в огне не горит, в воде не тонет)

9. Хлеб – голова. (Хлеб всему голова)

10. Дело – смело. (Кончил дело – гуляй смело)

11. Долг – платеж. (Долг платежом красен)

12. Журавль – синица. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе)

13. Сеять – жать. (Что посеешь, то и пожнешь)

14. Терпенье – труд. (Терпенье и труд все перетрут)

9 задание  «Знатоки пословиц» Замените предложения пословицей.

- Учись всю жизнь - Век живи, век учись. –

Нужно беречь время - Делу время, потехе – час. –

Береги своё здоровье - Береги платье снову, а здоровье – смолоду.-

Не болтай - Держи язык за зубами. –

Не торопись, делай всё аккуратно - Поспешишь – людей насмешишь;

Делаю наспех – делаю на смех. - Доводи начатое дело до конца –

Не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело. –

10 задание «Переведите» пословицы на русский язык.

1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся
4.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото
5.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
6.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду

11 задание Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу

1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

4. Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
5.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
6.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

Задание 12 «Шуточная викторина!»

 Вопрос:- Кто из героев сказок мог дать такое объявление?

  1. «Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину»

(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина)

  1. «Несу золотые яйца. Дорого!»

(«Курочка Ряба» из р. н. сказки)

  1. «Отмою всё!»

(«Мойдодыр» - из сказки К. И. Чуковского)

  1. «Нашедшему ключ из драгоценного золотого металла гарантирую вознаграждение!».

(Буратино из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино»- А.       Толстого.)

  1. «Отнесу пирожок вашей бабушке!»

(«Красная шапочка»- из сказки Ш. Перро.)

  1. «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света!»

(«Доктор Айболит»- из сказки К. И. Чуковского)

  1. Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами.

(“Гуси-лебеди”).

  1. «Я из сибирских лесов прислан к вам воеводой.»

(«Кот и лиса», Котофей Иванович)

Итак, сегодня в ходе викторины мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи, проверили знания русского языка.

Список литературы.

1. Арушанова А.Г. “Речь и речевое общение детей 3-7 лет”

2. Алябьева Е.А. “Развитие воображения и речи детей 4-7 лет”

3. Гризик И. В. “Обучение детей описанию предметов”

4. Конина М.М. “Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста”

5. Короткова Э.П. “Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста”

6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. “Учите, играя”

7. Ушакова О.С. “Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин”

8. Ушакова О.С. “Методика развития речи детей дошкольного возраста”

9. Швайко Г.С. “Игры и игровые упражнения по развитию речи”

10. Фразеологический словарь русского языка.

11.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

Взаимодействие  и  общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным м...

Семинар «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» (февраль, 2014-2015 учебный год)

Семинар«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»(февраль, 2014-2015 учебный год)...

«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОСдошкольного образования»...

Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связ...

Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности. Связная речь подразумевает умение ребенка выстраива...

Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.Связная речь подразумевает умение ребенка выстраиват...

Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.Связная речь подразумевает умение ребенка выстраиват...