"Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
презентация к уроку по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_sayt.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 269
Ворошиловского района
г. Волгограда
Выступление
на районном методическом объединении педагогов, работающих по программе «Развитие» Л.А. Венгера
на тему: «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
Материал подготовила:
старший воспитатель
первой квалификационной категории
Крячкова Елена Тимофеевна
Волгоград
2013-2014 уч.г.
Социально-коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников - важная социальная и психолого-педагогическая проблема.
Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.
Основные направления в образовательной работе по социальному развитию дошкольников по программе «Развитие» Л. А. Венгера:
- Развитие игрового взаимодействия дошкольников;
- Общение со сверстниками;
- Взаимодействие дошкольников в НОД;
- Усвоение социальных норм и правил;
Определяющий характер взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми - личностно-ориентированная модель воспитания, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.
Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.
- Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический.
Выделяет основные принципы дошкольного образования,
направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- учёт этнокультурной ситуации развития детей;
ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
Содержание направлено:
- на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Требования к условиям реализации
образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»:
Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:
- Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- Поддержка индивидуальности и инициативы детей;
- Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
- Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
- Организация сотрудничества с родителями воспитанников.
Инновационные формы работы с родителями:
- Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;
- Вечера вопросов и ответов;
- Родительские гостиные;
- Тренинги по запросам родителей;
- Клубы по интересам;
- Родительские конференции;
- Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
- Творческие выставки и фотовыставки;
- Тематические вечера и викторины;
- Совместные досуги;
- Видеоинтервью и мультимедийные презентации;
- Выпуск семейных газет и книжек-малышек;
- Совместное создание мини-музеев.
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
- Обучение умению слушать и слышать другого;
- Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
- Формирование чувства симпатии между участниками общения;
- Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
- Обучение умению детей владеть собой;
- Развитие умения анализировать ситуацию;
- Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
ФГОС направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться.
Социальное развитие дошкольников к 7 годам по программе «Развитие» Л.А. Венгера:
- В игровом взаимодействии дошкольников - развитие сотрудничества в игровых действиях;
- В общении со сверстниками - избирательное и устойчивое взаимодействие с детьми, внимателен к собеседнику, даёт более точные сообщения сверстнику. Грамотно использует все части речи, строит сложные предложения.
- Взаимодействие дошкольников в НОД – ребёнок участвует в коллективном создании замысла;
- Усвоение социальных норм и правил - регулирует своё поведение усвоенными нормами и правилами, отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.
Требования к результатам
(Целевые ориентиры по ФГОС ДО):
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.;
- может контролировать свои движения и управлять ими;
Рекомендуемые инновационные формы работы
с детьми по «Социально-коммуникативному развитию»
по ФГОС:
- Младший дошкольный возраст
- Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
- Организация сюжетных игр;
- Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
- Игры с моделированием;
- Литература и игра (чтение);
- Средний дошкольный возраст
- Организация сюжетно-ролевых игр;
- Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.
- Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
- Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры
- Старший дошкольный возраст
- Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
- Использование метода проектов.
- Использование метода коллекционирования.
- Использование театрализованной деятельности.
- Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)
- Самостоятельная деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» (февраль, 2014-2015 учебный год)
Семинар«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»(февраль, 2014-2015 учебный год)...
«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОСдошкольного образования»...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...
«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и с технологией «Мы вместе!».
Потребность общения всегда была главной задачей в жизни человека. Входя во взаимоотношения с окружающими людьми, человек заявляет информацию о себе, а взамен принимает интересующие его сообщения, про...
«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и с технологией «Мы вместе!».
laquo;Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и с технологией «Мы вместе!»....
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие воспитанников в условиях ДОУ...
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие - это комплексный процесс во время которого ребёнок усваивает традиции, культурные ценности общества или сообщества в котором ему предстоит жить....